Винник, Иван Юльевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Илья Юльевич Шлепя́нов ( 27 октября [ 9 ноября ] 1900 , Чернигов — 21 декабря 1951 , Москва ) — советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР ( 1933 ), лауреат Сталинской премии ( 1946 , 1951 ).
Родился в Чернигове ; в 1904 году семья переехала в Киев , где в 1919 году он окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В. Э. Мейерхольда в 1914—1917 годах А. М. и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в РККА , во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве.
В 1922 году Шлепянов стал учеником В. Э. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских, которые окончил в 1925 году . Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие .
Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель , Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами ( М. И. Жаровым , В. Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции . Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А. Д. Поповым знаменитую постановку « Ромео и Джульетты » (1935) с М. Бабановой , М. Астанговым , О. Пыжовой . Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций . Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. А. Зархи и «На Западе бой» В. В. Вишневского .
Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938—1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета , где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939—1940 — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940—1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, во время эвакуации театра в город Бийск выступал на сцене Бийского городского театра . В 1942—1944 руководил Театром Сатиры .
В 1944 — 1951 годах был главным режиссёром ЛАТОБ имени С. М. Кирова . Поставил « Орлеанскую деву » П. Чайковского и «Семью Тараса» Д. Кабалевского. В этот же период поставил в Большом драматическом театре « Много шума из ничего » Шекспира и « Бесприданницу » А. Островского .
Похоронен в Москве на Донском кладбище .
Был женат на актрисе Наталье Семёновне Свитальской; старший сын, Юрий (1925—1985) — участник Великой Отечественной войны , имел боевые награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За взятие Берлина» ; был ведущим конструктором в оборонной промышленности, награждён орденом «Знак Почёта» [ источник не указан 4255 дней ] .
Вторым браком был женат на дочери флигель-адъютанта царской армии Евгении Николаевне Страховой; младший сын, Александр Шлепянов , стал сценаристом, среди его работ — сценарии фильмов «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама».
Театр имени Ленсовета, Москва
Театр оперы и балета им. С. М. Кирова