Миллионы (фильм, 2004)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прива́ловские миллио́ны» — советский художественный фильм , снятый Ярополком Лапшиным на Свердловской киностудии в 1972 году по мотивам одноимённого романа Д. Н. Мамина-Сибиряка .
Наследник огромного состояния и предприятий Сергей Привалов ( Кулагин ), рано потерял родителей: его мать, Варвара, единственная дочь владельца золотых приисков Гуляева, вышла замуж за Александра Привалова, также очень богатого горнозаводчика, но человека необузданного, забывающегося в кутежах. Из-за постоянных измен мужа и царящего вокруг неё пьяного вертепа, мать Сергея впала в тоску и рано умерла. Вскоре отец женился на цыганке Стеше, прижил с ней сына Тита, но погиб от рук Стеши и её любовника, своего ближайшего помощника в кутежах, Сашки Холостова. Стеша вышла замуж за Холостова, вдвоём они окончательно расстроили дела гуляевских и приваловских предприятий, в итоге над приваловскими Шатровскими заводами была установлена опека.
Наследство 2 миллионеров оказывается в руках 3 человек: честного старовера Бахарева, воспитанника старика Гуляева, сомнительного дельца Ляховского и директора местного банка Половодова.
Сергей Привалов за молодостью был отстранен от дел. Закончив образование, он приезжает в родной уральский провинциальный городок Узел с намерением вступить в наследство и вложиться в улучшение жизни рабочих и простых жителей.
Однако ситуация вокруг заводов сложна и запутана: миллионное предприятие погрязло в долгах по вине сначала Холостова, затем нечистоплотных опекунов.
Друг детства Привалова Сергей Верёвкин ( Пузырёв ) начинает процесс против Половодова ( Стржельчик ) и Ляховского ( Файт ). Но они не так просты и не готовы идти под суд из-за злоупотреблений, они начинают свои интриги.
Сергей Привалов влюбляется в дочь Бахарева Надежду ( Киндинова ), однако она отказывает ему, так как сама любит ссыльного инженера Максима Лоскутова ( Ясулович ), рвёт из-за этого с семьёй и уезжает к Максиму на завод.
Чтобы отвлечь Привалова от процесса, Половодов решает запутать его в связь с какой-нибудь женщиной. Сначала он обращается к местной звезде водевиля Катеньке Колпаковой ( Шарыкина ), однако романа не выходит: Сергей помнит Катеньку девочкой, дочерью почтенного семейства, вынужденной стать актрисой из-за разорения и самоубийства отца, он относится к девушке не как сластолюбец, а как сердечный знакомый, предлагает ей дружескую помощь, и г-жа Колпакова отказывается «обрабатывать» Привалова. Затем Половодов уговаривает уже свою жену ( Хитяева ) очаровать Привалова. Роман с Антониной удаётся и поначалу захватывает Сергея. Тем временем благодаря посредничеству дядюшки Оскара Филипповича ( Шпигель ) Половодов и Ляховский дают взятки в Петербурге, чтобы оттянуть расплату. Но взятки не помогают, заканчивается и роман с Антониной. Привалов уезжает на Шатровские заводы, где возобновляет общение с Надеждой Бахаревой и её мужем Максимом Лоскутовым. Привалов интересуется работой завода, жизнью рабочих. Он чувствует в себе долг перед простыми людьми, на непосильном труде которых ковались миллионные состояния его отца и деда.
Тем временем Половодов просит дочь Ляховского Зосю ( Чурсина ), в которую сам влюблён, привлечь внимание Привалова, в противном случае, её отец попадёт в тюрьму и Зося сама лишится привычного образа жизни. Зося отправляется на завод и добивается своего: Привалов влюбляется в Зосю, они венчаются, он останавливает процесс против тестя.
Однако и Ляховский, и Половодов не прекращают своих махинаций. Вскоре Привалов понимает, что его жена участвовала в заговоре против него, он рвёт с Зосей.
Тем временем от чахотки умирает Максим Лоскутов, Надежда остаётся вдовой.
Оскар Филиппович выходит на Верёвкина, и раскрывает всю подноготную интриги Половодова: заводы выставлены на конкурсный торг. Половодов боится суда и бежит вместе с Зосей за границу, бросив дом и Антонину.
Разочаровавшийся в людях и возможности творить добро Привалов отказывается от предложения Верёвкина бороться за наследство .
Завод и дом Привалова скупает Оскар Филиппович, случайный человек, «тёмная лошадка», воспользовавшийся промахами обеих сторон конфликта делец.
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Кулагин | Сергей Александрович Привалов |
Владислав Стржельчик | Александр Павлович Половодов |
Людмила Хитяева | Антонида Ивановна Половодова |
Андрей Файт | Игнатий Львович Ляховский |
Людмила Чурсина | Зося Ляховская (Привалова) |
Юрий Пузырёв | Николя Верёвкин |
Григорий Шпигель | Оскар Филиппович |
Никифор Колофидин | Василий Назарыч Бахарев |
Любовь Соколова | Марья Степановна Бахарева |
Галина Киндинова | Надежда Васильевна Бахарева |
Александр Демьяненко | Виктор Васильевич Бахарев |
Людмила Шагалова | Хиония Алексеевна Заплатина |
Анатолий Торопов | Виктор Заплатин |
Валентина Шарыкина | актриса Катенька Ивановна Колпакова |
Игорь Ясулович | механик Максим Лоскутов |
управляющий заводами Сарматов | |
Евгений Евстигнеев | Иван Яковлевич |
Виктор Чекмарёв | Аника Панкратович Лепёшкин |
Станислав Чекан | купец Кузьма Ферапонтович Канунников (в титрах В. Чекан) |
Юрий Леонидов | Крулевский |
Дьяконов | |
Анатолий Кубацкий | Бельмонтов |
Владимир Маренков | Тёлкин |
Ю. Мыльников | Челыш |
почтовый чиновник | |
Матрёшка | |
Георгий Епифанцев | Александр Привалов |
Леонид Неведомский | работник Привалова Сашка Холостов |
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина писала о фильме, что «это типичная экранизация — очень добротная, подробная, многофигурная … внимательная к быту, к костюмам, собравшая в кадре целое созвездие популярных актёров и, безусловно, способная найти своего благодарного зрителя» .
Культуролог Наталья Кириллова считала, что фильм — это «классика отечественного кино, не потерявшая ни своей актуальности, ни художественной ценности». «Всё новые поколения зрителей, — писала она, — отмечают выдающийся талант кинорежиссёра, высочайший профессионализм художника Юрия Истратова и оператора-постановщика Игоря Лукшина» . Она объясняла успех фильма «глубиной исследования исторического прошлого Урала, вдумчивым прочтением романа Д. Н. Мамина-Сибиряка, особой эмоциональной атмосферой фильма, созданной не только талантливой режиссурой, художественно-выразительными средствами, но и блестящим актёрским ансамблем» . При этом она предъявляла претензии к тому, что «в сценарии образ Привалова несколько обеднён, и исполнитель этой роли Л. Кулагин излишне скован, углублён в себя, неправомерно … инфантилен» . Н. Кириллова также писала: «В фильме передана атмосфера жизни центра горнозаводского Урала…, контрасты той жизни: безудержная роскошь знати и бедность, изнурительный труд рабочих на приваловских заводах, красота уральской природы и пьяная вакханалия купечества. На экране — мир наживы и подкупа, мир хищников и стяжателей разного ранга; каждый из портретов психологически глубок и достоверен» .