Interested Article - Авлошенко, Сергей Иванович

Серге́й Ива́нович Авло́шенко ( 13 августа 1908 , Рига 24 августа 1985 , Саратов ) — советский оператор и режиссёр документального кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

Биография

Окончил кинофотоотделение Саратовского театрального техникума по специальности «актёр экрана» в 1926 году и с мая того же года работал на кинофабрике « Пролеткино » в Саратове . В качестве помощника оператора принимал участие в съёмках фильмов «Зелёный шум» / «Паромщик» / «Будни» и « » / «Катастрофа» (оба в 1927 году) .

С декабря 1927 года — оператор на Нижне-Волжском отделении кинофабрики « Совкино ». Влияние на начинающего оператора оказал приехавший в Саратов снимать немцев Поволжья лениградец Василий Беляев .
В 1930 году — оператор на Уральской базе «Союзкино» в Свердловске . В конце года призван в Красную армию .

После демобилизации с ноября 1931 года — оператор в Уральском отделении « Союзкинохроники ». С марта 1933 года до декабря 1934 года — на Алма-Атинской базе «Союзкинохроники» ( Алма-Атинская студия хроникально-документальных фильмов — с 1934 года) . С декабря 1934 года — на Нижне-Волжской студии кинохроники , с мая 1938 года на Свердловской студии хроникально-документальных фильмов и с ноября 1939 года — на Куйбышевской студии кинохроники . Им сняты закладка Магнитки , Сталинградского и Челябинского тракторных заводов, строительство Уралмаша и Тагилстроя, медных рудников Карабаша и соляных Березняков .

С началом войны в июле 1941 добровольцем ушёл на фронт, служил фотолаборантом и топографом 21-й армии . Когда выяснилось, что по профессии оператор, был срочно отозван в Куйбышев и с января 1942 года работал в киногруппе Калининского фронта уже от Центральной студии кинохроники . Снимал также на Западном фронте . Был свидетелем Операции по выводу из окружения 2-й ударной армии на Волховском фронте , оказался в числе вышедших из котла .

Среди снятых им сюжетов: «Боевая работа сапёров», «Бои за Р.», «Вручение Знамени», «Город Зубцов», «Колхозники помогают фронту», «Награждение истребителей», «Прямой наводкой», «Сбор трофейного лома», «Собаки — истребители танков», однако не все получили положительную оценку. В заключении Главкинохроники по некоторым сюжетам были высказаны замечания об отсутствии должной оперативности съёмок (хотя и по вине руководства киногруппы) , по большому расходу плёнки , наигранности снятых кадров .
В фондах РГАЛИ хранится докладная записка начальника Главкинохроники Ф. М. Васильченко от 24 декабря 1942 года об отчислении из фронтовой киногруппы оператора С. И. Авлошенко :

…за 8 месяцев он снял всего 11 сюжетов (часть из них совместно с другим оператором), из которых только один вошёл в СКЖ. Ни одного боевого эпизода тов. Авлошенко не заснял. Получив возможность работать на фронте по специальности, тов. Авлошенко не проявил должной инициативы, не стремился к освоению фронтового кинорепортажа и овладению формами фронтовой хроники. — Начальник Главка кинохроники Васильченко, РГАЛИ . Ф. 2451. Оп. 1. Д. 70. Л. 1.

В январе 1943 года приказом Комитета по делам кинематографии при СНК СССР отчислен из фронтовой хроники «за уклонение от подлинно боевых съёмок и увлечение инсценировками» . Вернувшись на Куйбышевскую студию кинохроники, некоторое время провёл на поселении Полярного Урала без права выезда .

В период с ноября 1943 года по сентябрь 1944 года был сотрудником фотохроники ТАСС . В 1946 году по ходатайству директора Фрунзенской студии кинохроники , своего однокурсника по Саратовскому театральному техникуму Георгия Николаева , переехал работать в Киргизскую ССР .
В 1956—1958 годах — оператор на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. С 1958 по 1972 год вновь на Нижне-Волжской студии кинохроники , в 1960—1968 годах работал на Тамбовском корпункте и был её начальником .

Автор более 1000 сюжетов для кинопериодики «Гвардейцы транспорта», «Нижнее Поволжье», « Новости дня », «Поволжье», «Советская Киргизия», «Средняя Волга», «Союзкиножурнал» .

Член Союза кинематографистов СССР (Поволжское отделение СК СССР) с 1960 года .

Скончался 24 августа 1985 года в Саратове .

Семья

  • жена — Нина Федоровна Жданова (1915—2002), начальник монтажного цеха ЦСДФ ;
  • сын — Вадим Сергеевич Авлошенко (1940—2014), оператор игрового кино ;
  • внук — Максим Вадимович Авлошенко (род. 1969), оператор кино и телевидения .

Фильмография

Оператор
Режиссёр
  • 1929 — Фабрика зерна
  • 1940 — На Волге / Голубая магистраль / Гигант на Волхове (совместно с О. Покорским)
  • 1946 — Гордость страны (совместно с Н. Степановым)
  • 1947 — Долина сахара
  • 1954 — Курорты в горах Тянь-Шаня
  • 1958 — Тамбов на карте
  • 1958 — У нас в Арженке
  • 1969 — Наш друг— голубой экран
  • 1972 — Мы с Кубы

Награды и звания

См. также

Комментарии

  1. Именно в Куйбышев осенью 1941 года из Москвы была эвакуирована бо́льшая часть Центральной студии кинохроники .
  2. Вынеся камеру «Аймо» и плёнку, кадры из окружения в дальнейшем оказались изъяты военной цензурой .
  3. В 1942 году в Главкинохронике не раз обсуждалась допустимость постановочных съёмок , и в частности на совещании начальников фронтовых киногрупп 12—13 мая :

    «Кухня» остаётся у нас.<…> …если в процессе съёмок нужно что-то доснять, то ничего в этом страшного нет — и это делать надо. Нужно помнить, что основное — это сила впечатления.

    Михаил Слуцкий , режиссёр Центральной студии кинохроники

    Операторы должны стремиться хотя бы небольшой какой-то кусочек снять в подлинной боевой обстановке, но кусок основной, как здесь говорят, гвоздь [сюжета], а потом к нему доснять — и тогда будет правдиво.

    Роман Кармен , начальник киногруппы Северо-Западного фронта

    Сила документального кино и сила хроники — в их правдивости. Поэтому, не вступая в полемику по вопросу об инсценировках, я считаю, что лучше было бы этот вопрос вообще не поднимать сейчас в той плоскости, в которую его перенёс Слуцкий .

    Илья Копалин , режиссёр Центральной студии кинохроники

    В итоге 8 ноября 1942 года вышла директива Главкинохроники, запрещавшая грубые инсценировки

  4. Из записки также следует, что Авлошенко сам инициировал освобождении от работы на фронте по ряду личных обстоятельств .
  5. Прозаик и историк кино Владимир Лидский считает, что своим приглашением во Фрунзе вызволил Авлошенко из ссылки .

Примечания

  1. , с. 33.
  2. , с. 34.
  3. , с. 44.
  4. . Подвиг народа . ЦАМО РФ. Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.
  5. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.
  6. , с. 32.
  7. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 24 декабря 2022. 3 января 2023 года.
  8. , с. 45.
  9. , с. 352—353.
  10. , с. 296.
  11. , с. 352.
  12. , с. 452—453.
  13. , с. 349—350, 351—353.
  14. , с. 33.
  15. , с. 339.
  16. , с. 342.
  17. , с. 344.
  18. , с. 360.
  19. / авт.-сост. В. И. Фомин. — М. : Материк, 2005. — С. 176. — 941 с. — ISBN ISBN 5-85646-137-1 . 24 декабря 2022 года.
  20. , с. 29, 657.
  21. . Киностудия «Кыргызфильм» . Дата обращения: 25 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  22. Лидский Владимир. . И жнец, и швец, и на дуде игрец . Новая литература Кыргызстана . Дата обращения: 25 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  23. , с. 7.
  24. Справочник Союза кинематографистов СССР / Сост. Г. К. Мирнова. — М. : Искусство, 1971. — С. 275. — 463 с. — 5000 экз.
  25. Телековский Сергей. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание : журнал. — 2006. — № 8 . 24 декабря 2022 года.
  26. . Киноархив net-film . Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.
  27. . Киноархив net-film . Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.
  28. . Киноархив net-film . Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.
  29. . Подвиг народа . ЦАМО РФ. Дата обращения: 24 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.

Литература

  • / автор-составитель: В. И. Горбатский. — М. : Материк, 2005. — 248 с. — 500 экз. ISBN 5-85646-138-x .
  • Богма Светлана. // Техника и технологии кино : журнал. — 2007. — № 2 . — С. 44—49 .
  • Лидский Владимир. Кинолента памяти. Люди и судьбы кыргызского кино . — Бишкек: Салам, 2007. — С. 136, 150. — 100 экз.
  • / Авт.-сост. В. П. Михайлов, В. И. Фомин. — Канон+; Реабилитация, 2010. — 1048 с. — 800 экз. ISBN 978-5-88373-252-6 .
  • Заводчиков В. В. // История и археология : сборник. — СПб. : Реноме, 2012. — С. 32—35 . — ISBN 978-5-91918-182-8 .
  • Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник . — М. : Госфильмофонд, 2016. — 1032 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-09-6 .
  • Фомин В. И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг . — М. : Киновек, 2018. — 960 с. — 400 экз. ISBN 5-905352-20-1 .

Ссылки

  • . Дорога памяти . Дата обращения: 24 декабря 2022.
Источник —

Same as Авлошенко, Сергей Иванович