Выжигина, Маргарита Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Маргари́та Алекса́ндровна Ба́рская ( 6 [19] июня 1903 , Баку — 23 июля 1939 , Москва ) — советская актриса , кинорежиссёр и сценарист .
Родилась 6 (19) июня 1903 года в Баку , в семье было ещё две младшие дочери: Анна (1905) и Евгения (1907). В пять лет Мара с сёстрами остались без отца, инициатором развода была её мать Мария Моисеевна Барская — модистка , из оршанской еврейской семьи . Из-за обиды на отца позже, при получении паспорта, взяла себе другое отчество. В шесть лет выступила на одной сцене с гастролирующей в Баку В. Ф. Комиссаржевской . Мечтая о карьере артистки в 1921 году стала студенткой Первой Азербайджанской Государственной драматической студии. После окончания студии попала в труппу Гастрольного экспериментального театра-студии «Красный факел» В. К. Татищева .
Во время гастрольной поездки в Одессу Барскую пригласили на студию ВУФКУ , где она познакомилась с режиссёром Петром Чардыниным и в 23 года стала женой 52-летнего кинопатриарха . Оставив труппу Татищева, в сезоне 1923—1924 годов выступала на сцене Одесского русского драмтеатра им. А. Иванова . Как фотомодель снималась у Александра Гринберга в ню . Снимаясь в кино, она увлеклась работой помощника и ассистента режиссёра, Чардынин обучил её монтажу. В 1925 году по её предложению им был снят специальный вариант «Тараса Шевченко» для детей, в прокате он назывался «Тарасова жизнь» или «Маленький Тарас» . Окончательно потеряв интерес к актёрскому ремеслу, она начала писать сценарии (короткометражные комедии «Кино-яд», «Васька-угольщик» и «Метресса его высочества») и решила работать самостоятельно. В 1929 году Барская рассталась с Чардыниным и уехала в Москву. Чардынин, несмотря на нанесенную обиду, выдал Барской официальное письмо, подтверждающее её квалификацию в режиссуре, приобретённую ею в период их совместной работы.
В Москве занималась работой по организации фабрики детских фильмов, участвовала в организации «детской секции» при АРРКе , была членом специального киносовета при Наркомпросе . Режиссёр и сценарист на студии « Межрабпомфильм », реорганизованной в 1936 году в « Союздетфильм ». Автор сценариев, эссе, рассказов, статей о методах работы с детьми, о специфике детского кино, о репертуаре . Печаталась в журнале « Крокодил » .
В 1930 году сняла свой первый самостоятельный культурно-просветительский фильм для школьников «Кто нужнее — что важнее» . Первый полнометражный звуковой художественный фильм « Рваные башмаки », поставленный по собственному сценарию, имел большой успех; он считался важной вехой в развитии кинематографа в официальном советском киноведении . Следующий фильм «Отец и сын», тоже по собственному сценарию, не был выпущен на экраны. Барская подверглась идеологической проработке, в июне 1937 года её уволили со студии «Союздетфильм».
23 июля 1939 года покончила с собой, бросившись в лестничный пролёт киностудии после собрания, на котором её фактически отлучали от профессии . Официальных версий причины самоубийства не выдвигалось. Ряд источников считает, что суицид был вызван продолжительным творческим простоем и отсутствием в результате этого средств к существованию .
Похоронена на Новом Донском кладбище , колумбарий 9, секция 1 .
Документальный фильм — «Возвращение Маргариты Барской» (режиссёр Марина Малахова, 2010) .