Interested Article - Тугай, Теодор

Теодор Тугай ( фин. Teuvo Tulio , латыш. Teodors Turlajs , 23 августа 1912 , Санкт-Петербург , Российская Империя 8 июня 2000 , Хельсинки , Финляндия ) — финский кинорежиссёр, монтажёр, сценарист и актёр латышского происхождения . Тугай считается самым значительным мастером мелодрамы в истории финского кино. Он прежде всего известен как режиссёр смелых эротических фильмов, которые вызывали бурные общественные дискуссии . Будучи поборником теории авторского кино, Тугай смонтировал большинство своих фильмов и написал для них сценарии.

Биография

Детство и молодость

Теодор Тугай родился в поезде по дороге в Санкт-Петербург, где его мать танцевала в балете. Родители Тугая были турецко - польско - персидско -латышского происхождения .

Детство Тугай провёл на хуторе своих бабушки и дедушки в Латгалии . Там он научился заботиться о скотине и ездить верхом. Навыки верховой езды и умение обращаться с лошадьми стали позже его преимуществом при съёмках.

В возрасте 10 лет Тугай переехал в Хельсинки, в Финляндию, где его мать в третий раз вышла замуж Семья поселилась в районе Катаянокка . Адаптироваться к жизни в большом зарубежном городе было нелегко. Тугай владел латышским, русским и немецким языками, но теперь ему пришлось заговорить еще на финском и шведском . Его нередко травили из-за внешнего вида, а неспособность ладить с окружающими только осложняла его жизнь. Тугай неоднократно дрался с местными мальчиками, но при этом он относительно быстро выучил финский и шведский. Также он занимался боксом, что помогало ему справляться с трудностями, и таким образом он нашёл своё место в новом окружении .

Тугай учился в финско-русской Табуновской школе , а потом продолжил учебу в Хельсинкской немецкой школе. В это время Тугай познакомился с Валентином Ваала , который, как и Тугай, тоже стал известным кинорежиссёром .

Актёрская карьера

Тугай и Ваала решили заниматься кинематографом. С 1927-го по 1933 год они снимали фильмы в сотрудничестве: Ваала режиссировал, а Тугай играл . Из-за нехватки денег тандем должен был снимать на улице в крайне аскетичных декорациях . Благодаря связям с кинокомпанией , у Тугая и Ваала появилась возможность продолжать работу на более подходящем оборудовании. Более того, руководство предприятия разрешило молодым кинематографистам использовать возможности киностудии в центре Хельсинки . Актёрские работы принесли Тугаю популярность, и его стали называть «финским Валентино » . Тем не менее Тугай решил завершить актёрскую карьеру в 1935-м .

Режиссёрский путь

В 1936 году Тугай поменял свое имя на более финское — Teuvo Tulio. В том же году была снята первая режиссерская работа Тугая — «Борьба за дом Хейккиля» (Taistelu Heikkilän talosta) . Главную роль играла — давняя коллега режиссера и спутница всей его жизни. Фильм «Молодою заснувшая» (Nuorena nukkunut) вызвал своей смелостью много критики с консервативной стороны. Сценарий фильма практически определил представление о типичной финской эротике. Следующий фильм, срежиссированный Тугаем, был «Песня об огненно-красном цветке» (Laulu tulipunaisesta kukasta), который стал наиболее популярным отечественным фильмом 1939 года.

Во время войны Тугай был в основном военным фотографом, но во время зимней войны служил некоторое время и на фронте. Между зимней войной и войной-продолжением Тугай успел срежиссировать фильм «На лугах мечты» ( фин. Unelma karjamajalla ) .

После войны были поставлены известнейшие мелодрамы Тугая, в том числе «Крест любви» (Rakkauden risti) и «Беспокойная кровь» (Levoton veri), которые вышли в 1946, а в следующем году — «В пучине страсти» ( фин. Intohimon vallassa ) . В этих проектах после перерыва длительностью в несколько лет на главную роль вернулась Регина Линнанхеймо.

С 1949 Тугай три года не выпускал фильмы и вернулся в бизнес с новыми идеями . В фильме «Преступная женщина» (Rikollinen nainen) , сценарий к которому написала Линнанхеймо, критикуются как нормы жизни среднего класса, как и патриархальный быт . Также способы музыкального оформления фильмов Тугая были чем-то совершенно новым для Финляндии того времени . До середины 50-х годов Тугай и Линнанхеймо сняли в общей сложности семь фильмов . К концу десятилетия карьера Тугая была практически завершена. Мода в киноискусстве изменилась, и Тугай потерял аудиторию . В 1973 году Тугай вернулся еще раз в киноиндустрию и снял эротическую мелодраму «Сенсуэла» . Экономически она не была успешна, но стала первым финским фильмом, для которого был установлен возрастной ценз 18 лет .

После карьеры режиссера

По завершении кинокарьеры Тугай избегал всякой публичности. Он проводил долгое время в Испании . В 80-х годах совместные фильмы Тугая и Линнанхеймо транслировались по телевидению. Зрителям картины понравились, а начинающий карьеру знаменитый финский режиссер Аки Каурисмяки назвал Тугая своим кумиром .

Несмотря на то что Тугай и Линнанхеймо десятилетиями состояли в отношениях, они никогда не вступали в брак и не жили вместе. Тугай никогда не возвращался в Латвию, потому что не хотел ездить туда во время советской оккупации . После распада СССР проблемы со здоровьем мешали ему выезжать за границу. Последние пару лет своей жизни Тугай провел в больнице. Он скончался в Хельсинки 8 июня 2000 года.

Фильмография

Актёрские работы

  • «Чёрные глаза» ( фин. Mustat silmät ), 1929
  • «Очаровательный цыган» ( фин. Mustalaishurmuri ), 1929
  • «По широкой дороге» ( фин. Laveaa tietä ), 1931
  • « В безопасности глубинки» ( фин. Erämaan turvissa ), 1931
  • «Синяя тень» ( фин. Sininen varjo ) , 1933
  • «Упавшие» ( фин. Sortuneita ) , 1935

Режиссёрские работы

  • «Борьба за дом Хейккиля» ( фин. Taistelu Heikkilän talosta ) , 1936
  • «Заснувшая молодою» ( фин. Nuorena nukkunut ), 1937
  • «Искушение» ( фин. Kiusaus ) , 1938
  • «Песня об огненно-красном цветке» ( фин. Laulu tulipunaisesta kukasta ) , 1938
  • «Виктор и Клара» ( фин. Vihtori ja Klaara ) , 1939
  • «На лугах мечты» ( фин. Unelma karjamajalla ) , 1940
  • «Как ты хотел меня» ( фин. Sellaisena kuin sinä minut halusit ), 1944
  • «Крест любви» ( фин. Rakkauden risti ) , 1946
  • «Беспокойная кровь» ( фин. Levoton veri ) , 1946
  • «В пучине страсти» ( фин. Intohimon vallassa ) , 1947
  • «Пороги Пекла» ( фин. Hornankoski ) , 1949
  • «Преступная женщина» ( фин. Rikollinen nainen ) , 1952
  • «Ревность» ( фин. Mustasukkaisuus ) , 1953
  • «Ты вошёл в мою кровь» ( фин. Olet mennyt minun vereeni ) , 1956
  • «Это началось с яблока» ( фин. Se alkoi omenasta ) ,1962
  • «Сенсуэла» , 1973

Примечания

  1. (фин.) . elonet.finna.fi . Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  2. Henry Bacon, Kimmo Laine, Jaakko Seppälä. . — 2020-07-22. — doi : .
  3. Jaana Nikula. . — Helsinki: LIKE, 2000. — 256 pages, 28 unnumbered pages of plates с. — ISBN 951-578-795-5 .
  4. . — Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2003. — 127 pages с. — ISBN 951-746-492-4 .
  5. . — Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2002. — 391 pages с. — ISBN 951-746-333-2 .
  6. Nikula, Jaana. . — LIKE, 2000. — ISBN 951-578-795-5 .
  7. Seitajärvi, Juha. Lukkarila, Matti. Laine, Kimmo. . — Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2004. — ISBN 951-746-562-9 .
  8. Toiviainen, Sakari. . — Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2002. — ISBN 951-746-333-2 .
  9. Toiviainen, Sakari. . — Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2002. — ISBN 951-746-333-2 , 978-951-746-333-1.
  10. . — Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2002. — 391 pages с. — ISBN 951-746-333-2 , 978-951-746-333-1.
  11. Jaana Nikula. . — Helsinki: LIKE, 2000. — 256 pages, 28 unnumbered pages of plates с. — ISBN 951-578-795-5 , 978-951-578-795-8.
  12. (фин.) . Suomen elokuvasäätiö . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  13. Harri Römpötti (2011-06-24). . Helsingin Sanomat . из оригинала 2 февраля 2023 . Дата обращения: 2 февраля 2023 .
Источник —

Same as Тугай, Теодор