Серый чугун
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ива́нович Се́рый ( 1927 — 1987 ) — советский кинорежиссёр, сценарист, инженер по первому образованию.
Родился 27 октября 1927 года в Рамони (ныне Воронежская область ). Мать, Раиса Васильевна, была профессором, биологом по профессии, а отец, Иван Сирый, работал агрономом [ источник не указан 1049 дней ] .
Переехав в Москву, в 1944—1947 годах учился в МЭИ , затем — в МАИ [ источник не указан 1049 дней ] . После окончания МАИ в 1951 году , работал инженером на заводе, начальником лаборатории в институте, старшим инженером Московского радиоцентра, являвшегося одним из секретных объектов [ источник не указан 1049 дней ] . В 1958 году окончил Высшие режиссёрские курсы при « Мосфильме », где учился вместе с Г. Н. Данелия [ источник не указан 1049 дней ] . С 1958 года — ассистент режиссёра, затем режиссёр киностудии «Мосфильм» [ источник не указан 1049 дней ] .
В том же году Серый был осуждён на 3 года за драку с неким архитектором по имени Виталий, к которому он приревновал свою девушку, с которой увиделся на катке; они познакомились в 1954. Его будущая жена, Марина Акопова, пришла в гости к этому человеку, сняв наручные часы, пила чай. Поднявшись к ним в квартиру и заметив эту деталь, Александр подумал, что происходящее — свидетельство эротической сцены, после чего он схватил молоток и ударил художника по голове. Тот выжил, но навсегда остался инвалидом .
Выйдя на свободу раньше срока, режиссёр пытался вернуться в кинематограф, дебютировав в 1963 году как постановщик фильма « Выстрел в тумане » (совместно с А. А. Бобровским ). Также совместной работой, на этот раз с К. И. Жуком , стала лента « Иностранка » ( 1965 ). Самостоятельно поставить фильм ему дали только несколько лет спустя. В 1967 году Данелия добивался разрешения, чтобы Серый снимал картину « Урок литературы » (по мотивам рассказа начинающей писательницы Виктории Токаревой «День без вранья»), однако затея провалилась — картину отдали Алексею Кореневу [ источник не указан 1049 дней ] .
Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали шесть лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили.
— Георгий Данелия "Безбилетный пассажир"
В соавторстве с писательницей В. С. Токаревой и Г. Н. Данелией обработал сценарий В. И. Ежова (известного по сценарию « Белого солнца пустыни ») для фильма «Джентльмены удачи». Знаменитые жаргонные фразы добавил в фильм сам Александр Серый — пригодился тюремный опыт. И концепция, и главные действующие лица, и актёрский состав неоднократно менялись. Сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю « Джентльменов удачи ». По настоянию Георгия Данелии, который по придуманному Серым сюжету написал второй вариант сценария, «неблагонадёжного» режиссёра утвердили постановщиком фильма. Картина, в которой снимались Евгений Леонов , Георгий Вицин , Савелий Крамаров , Анатолий Папанов , Олег Видов и многие другие известные актёры, вышла на экраны страны в конце 1971 года .
Из-за обилия тюремной лексики Госкино не сразу выпустило фильм на экраны. «Джентльменов удачи» посмотрел глава МВД Н. Щёлоков . По воспоминаниям очевидцев [ источник не указан 1049 дней ] , он хохотал до слёз. Но, как однажды Е. П. Леонову сказал другой чиновник [ источник не указан 1049 дней ] , запретивший фильм « Тридцать три »: «Одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное — как генерал!». Разрешение на прокат картины дал лично Брежнев после просмотра у себя на даче; генсек оценил меткий юмор и заметил, что весь этот жаргон знает каждый мальчишка [ источник не указан 1049 дней ] . Фильм имел невероятный успех, однако это никак не отразилось на личной жизни режиссёра, поскольку дальнейшие события, связанные с судьбой ленты, обошли его стороной и имя Серого осталось не известным широкой публике. На премьере картины в Доме кино Александра Ивановича не было, так как в это время он лежал в больнице и его заменил Георгий Николаевич, отчего все посчитали, что фильм снял Данелия (в действительности ему принадлежала лишь идея данной комедии, кроме того, он занимался монтажом картины и пробивал материал у начальства), хотя сам был только художественным руководителем. На эту несправедливость режиссёр постоянно жаловался [ источник не указан 1049 дней ] . Позднее он предлагал снять продолжение картины, но не получил поддержки у соавторов сценария.
Спустя много лет после гибели отца, Ольга, дочь Серого, нашла в домашнем архиве копию его письма 1980 года на имя председателя Госкино. В нём он писал: [ источник не указан 1049 дней ] :
...Началось всё на фильме «Джентльмены удачи». Сценарий его мы написали вдвоём с моим товарищем по учёбе и тогдашним другом Г. Данелия. Поскольку заключение сценарных договоров с работниками студии не поощряется, Данелия предложил, чтобы договор был подписан с Викторией Токаревой, окололитературной дамой, с которой тогда у него начинался роман. Само собой подразумевалось, что деньги будут поделены на троих. Хотя Токарева сценария не писала, я не протестовал — ведь Данелия «пробил» мне эту постановку. Когда фильм был снят, Данелия сказал мне: «Шурик, не пиши в титрах, что ты соавтор сценария. Напиши Вику и меня. Её на первом месте — давай сделаем ей этот подарок. А тебе достаточно сделать себе имя, как режиссёру». «Хорошо, Гия, — ответил я, — ты мой друг. Раз ты так считаешь, так и сделаем». А когда выяснилось, что фильм удался и ему дали огромный тираж, Данелия приехал ко мне домой и сказал: «Шурик, мы тебе денег больше не дадим». «Почему?». «Хватит с тебя славы. Кроме того, не забывай, что это я пробил тебе постановку». «По-моему, ты поступаешь подло» — сказал я ему. «Ты что же, берёшь с друзей за хлопоты?». Он ничего не ответил и уехал, а я лишился /сдуру, очевидно/ и друга и восьми тысяч тиражных. Зато обрёл отличного врага. <...> Если как комедийный режиссёр, чей фильм посмотрели почти 80 млн зрителей, я 4 года без работы и, извините, без зарплаты, так сколько ещё может выдержать не евши моя семья? Или, может, действительно, не нужна нам комедия?
В последующие годы режиссёр поставил ещё две комедийные ленты, однако они оказались менее успешными: « Ты — мне, я — тебе » (1976) и « Берегите мужчин! » (1982). Серый остался недоволен последней картиной, поскольку её сценарий был утверждён с большим трудом, цензоры внесли восемнадцать правок в оригинальный текст, а кроме того, вырезали двести метров финальной сцены уже готового фильма.
Ещё во время съёмок зимой 1971 у него обнаружили тяжёлую болезнь — лейкемию . Она прогрессировала, ему становилось всё хуже. Сидя в своей комнате вечером 16 октября 1987 года , не дожив чуть больше недели до своего 60-летия, он совершил самоубийство, застрелившись из браунинга . Оставил предсмертную записку . По воспоминаниям дочери [ источник не указан 1049 дней ] :
У него была единственная мечта: умереть дома, а не в больнице. Он отпросился домой, но дома ему стало ещё хуже. Мама ушла в магазин, я осталась дома с Варварой. Ей было тогда четыре с половиной года. Я была на кухне, и вдруг услышала шум. Вошла в комнату и увидела спину отца в кресле. Сначала я не поняла, что это было. Он так трогательно застелил пол газетами, чтобы не испачкать. Очевидно, он совершенно не представлял, как это будет всё выглядеть.
Александр Серый похоронен на Звягинском (Мамонтовском) кладбище в Пушкинском районе Московской области .
Проживал в Москве на Университетском проспекте , дом 9 .
Любимая музыка — классический джаз [ источник не указан 1049 дней ] .
«Это был инженер по образованию. Очень эрудированный человек, который хорошо писал, у него были литературные способности. С тонким юмором, ровный, замкнутый, никогда не повышал голос, всегда говорил тихо». (Георгий Данелия)
«Серый, он, конечно, был одарённый человек, но не в кино, а рядом с Данелией, это всё равно что садовая роза и шиповник». (Виктория Токарева)
«Он чувствовал себя не очень свободно в плане режиссёра. Он никогда не показывал актёрского мастерства. Что-то объяснял на одной ноте. Съёмочную площадку не любил. Бывали случаи, что он просто уходил в машину и группа уговаривала его выйти, сказать хотя бы: "Мотор! Стоп!". Звукооператор на него кричал, потому что он портил фонограмму из-за истерики от смеха. Но актёров очень любил, всегда принимал участие с ними в репетициях, больше как зритель». (Михаил Агранович, кинооператор)
«Я чувствовал, что он был одинок, заброшен и ему не хватает общения. Он никогда не нагружал друзей своими проблемами: "У меня то, у меня это". По лицу было видно, что у него беда, но он старался прятать. Терпелив был, но мучительно». (Геннадий Гладков)
«Он сделал такую картину, которую посмотрели все! Она просто ошеломила прокатчиков, в Голливуде он был бы миллионером. Но он не получил той славы и доли уважения. Было видно даже на студии. Когда приглашали на круглый стол "Дорогу советской комедии" в Союзе кинематографистов Гайдая, Рязанова, Данелию и Серого, человек, который отвечал за стол, спросил: "А вы кто?". Саша заорал: "Я — Серый!" — и ушёл, хлопнув дверью». (Борис Криштул, продюсер)
«Его называли "Мосфильмовский Отелло", а название его характера пошло от Пырьева, потому что Иван Александрович любил неспокойных, взрывных людей и у него сложилось впечатление, что это тот самый человек, который достоин работать на "Мосфильме". Но мне казалось, что Саша не удержится. В кино нужно иметь жёсткий характер. Но он выжил, именно потому, что у него было одно качество — жуткое упрямство». (Анатолий Бобровский, режиссёр)