Interested Article - Мусина-Пушкина, Дарья Михайловна
- 2021-03-24
- 1
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина ( 1873 — 1947 ) (в замужестве Глебова (1891—1895), Озаровская (1901—1912), Апушкина (1912—1937), сценический псевдоним Мусина ) — актриса Александринского театра , преподаватель, профессор Ленинградской консерватории .
Биография
Родилась в семье русского дворянина, потомка известного рода, помещика Михаила Илларионовича Мусина-Пушкина (1836—1915) и французской певицы и театральной актрисы Зелии Казимировны Песио (Pessio, 1838—1873), скончавшейся вскоре после её рождения. М. И. Мусин-Пушкин закончил Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца по классу скрипки.
Училась с детства игре на скрипке и пению. В 1890 году поступила в Петербургскую консерваторию; окончила курс обучения по классу сольного пения у Н. А. Ирецкой .
В 1891 году была помолвлена со своим соседом по имению в Мологском уезде Ярославской губернии, Андреем Николаевичем Глебовым — инженером, предпринимателем, золотопромышленником, первооткрывателем золотоносных месторождений в Европе (в Донбассе); в 1893 году вышла за него замуж. В 1894 году родилась их дочь, Тамара Андреевна Глебова. Овдовела в 1895 году.
Актриса Императорского Александринского театра в Петербурге с конца 1890-х по1912 год; сценический псевдоним — Мусина . Выступала на сцене на протяжении двадцати лет. Одна из первых ролей Мусиной в этом театре (1901) — Артемида в трагедии Еврипида «Ипполит» , задуманной и поставленной С. М. Волконским , с которым она затем поддерживала дружеские отношения, в связи с их общим интересом к «дельсартианству».
Д. М. Мусина с юности была знакомой и корреспонденткой А. П. Чехова ; его брат, Михаил, писал: «Антону шёл только 26-й год, и наша квартира наполнилась молодёжью. Интересные барышни — Лика Мизинова, Даша Мусина-Пушкина…» Имя Д. М. Мусиной-Пушкиной встречается и в письмах Михаила и Марии Чеховых.
С 1901 по 1912 годы была замужем за Юрием Эрастовичем Озаровским , драматургом и режиссёром Александринского театра. В их доме часто бывали М. Савина , Ф. Шаляпин , В. Комиссаржевская , Ида Рубинштейн , Айседора Дункан : «…общалась со многими интереснейшими, замечательными людьми своего времени, и общалась близко» .
Д. М. Мусина неоднократно выезжала в Грецию и во Францию; «в Париже известный бас Жироде познакомил её с методом „сценической выразительности“ своего учителя, Франсуа Дельсарта » . В Грецию Мусину влекли её интерес к культуре свободной пластики (разделённый ею с Айседорой Дункан), и увлечение античными трагедиями Эсхила , Софокла , Еврипида . В результате накопленного опыта у Д. М. Мусиной созрела мечта о создании собственного драматического театра. Вместе с Юрием Озаровским, мужем и партнёром по сцене, они открыли театр «Стиль», где Мусина была и режиссёром и актрисой. В театр она приглашала актёров из разных трупп, в том числе и из-за границы. Спектакли носили довольно авангардный характер, построенный на классическом репертуаре. «Стиль» просуществовал несколько лет, закрывшись из-за недостатка средств.
После развода с Ю. Озаровским в 1912 году вышла замуж в третий раз — за юриста и писателя, автора известного исследования по русско-японской войне, генерал-майора Владимира Александровича Апушкина .
В 1918—1931 годах вела преподавательскую работу в Петроградской (затем — Ленинградской) консерватории. Преподавала сольное пение, пластику сцены, руководила оперным классом. Как режиссёр, ставила оперы в Большом зале консерватории, в том числе поставила в 1929 — 1930 гг. оперы: « Черевички » (« Ночь перед Рождеством») П. И. Чайковского, « Паяцы » Р. Леонкавалло , «Русалку» А. С. Даргомыжского, « Орфея и Эвридику » К. В. Глюка .
В 1931 году В. А. Апушкин был арестован и выслан в Вологду; Д. М. Мусина была вынуждена оставить должность профессора Ленинградской консерватории и вслед за мужем отправиться в ссылку . В. А. Апушкин вскоре был повторно арестован и погиб в лагере в 1937 году. Д. М. Мусина прожила в Вологде до 1946 года; преподавала более 11 лет в Вологодском музыкальном училище. Создала оперную студию, состоящую из студентов и певцов-любителей; эта студия для Вологды на несколько лет восполнила отсутствие в городе оперного театра .
В 1946 г. вернулась в Ленинград , поселилась, вместе с сестрой, Ольгой Михайловной Блатовой, в Доме ветеранов сцены на Петровском острове .
Скончалась в Ленинграде в мае 1947 года . Похоронена на Серафимовском кладбище .
Танец
Д. М. Мусина сыграла значительную роль в становлении Нового танца и истории изучения свободной пластики в России в 1910—1920 гг. Она утверждала и пропагандировала искусство движения и пластики, построенное на синтезе искусств, как и пластическую культуру, построенную на культе тела, жеста, позы. Д. М. Мусина начала развивать теорию Дельсарта, сначала в постановках собственного театра «Стиль», и через общение с Айседорой Дункан.
С 1918 года вела, в консерватории и вне её, классы учеников, обучая их по методу Франсуа Дельсарта , автора знаменитой системы сценического движения. Читала курс о связи законов речи с мимической выразительностью.
Когда в России появились пластические студии, она одна из первых в начале 1920-х годов вместе с дочерью, Т. А. Глебовой, открыла студию пластики — «Студия единого искусства им. Дельсарта под руководством Мусиной и Глебовой» — обучая своих студийцев «присматриваться и прислушиваться к живой природе человеческого инструмента»
Прослышав о существовании у Мусиной частной студии «Мимико-пластической выразительности», я немедленно попросилась к ней на занятия… У неё дома мы говорили по-французски и по-немецки… Мусина раскрыла нам, студийцам, кредо Дельсарта, помогая присматриваться и прислушиваться к живой природе «человеческого инструмента». Я попросила Дарью Михайловну разрешать моим ученицам бывать на её занятиях, она согласилась, и Настя Ахиллес, Аня Таль и Катя Андреева не только с увлечением влились в наши ряды, но и стали участниками её постановки «Орфея» Глюка в Оперной студии.
—
Мы познакомились с Марией Вениаминовной <Юдиной> у пианистки, профессора консерватории И. С. Миклашевской. К последней я попала через мою двоюродную сестру, Тамару Андреевну Глебову — она танцевала, «пластировала» под музыку Дебюсси, Равеля, Роже Дюкасса , которую хорошо исполняла Ирина Сергеевна. Они выступали вместе. У Тамары Глебовой и её матери Д. М. Мусиной была студия пластики, в которой все плясали босиком и в хитонах, а когда было холодно, хитоны надевали поверх тёплых свитеров
.
Д. М. Мусина была автором многих исследовательских работ на основе развитой ею теории выразительности Ф. Дельсарта.
Три сестры
Принадлежит в древнему дворянскому роду Мусиных-Пушкиных. Сёстры Дарья. Мария и Ольга Мусины-Пушкины, по мнению некоторых исследователей, являются прототипами пьесы А. П. Чехова « Три сестры » .
Сёстры:
- Ольга Михайловна (в замужестве Блатова ; 1864 , Париж — 1947 , Ленинград ) — скрипачка, закончила Московскую консерваторию по классу скрипки; ей были посвящены некоторые музыкальные пьесы Глазунова А. К. Жила и работала в Мологе и в Петербурге.
С 1890 года была замужем за Д. И. Блатовым, выпускником Военно-Медицинской Академии, земским врачом и личным дворянином. Брак бездетный. Брат мужа, Алексей Иванович Блатов (1865—1935), закончил техническое училище, городской глава, — когда в 1903 г. умерла его жена, Пчелина Анна Сергеевна, Ольга Михайловна взяла в семью на воспитание всех их детей: Владимира, Дмитрия, Татьяну, Людмилу и Ольгу . Семья Блатовых была в дружеских отношениях с соседом по имению, народовольцем Н. А. Морозовым .
Овдовела в 1913 году . С конца 1930-х , в связи с затоплением Мологи, переехала к сестре Дарье Михайловне в Вологду, где жила до 1946 года ; преподавала в Вологодском музыкальном училище. С 1946 года вместе с сестрой Дарьей Михайловной поселилась в Ленинграде, в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Обе сестры умерли в мае 1947 года и похоронены рядом, на Серафимовском кладбище.
- Мария Михайловна (в замужестве Соболева ; 23 марта 1868 года , Париж — 10 октября 1949 год , Москва ) — актриса, сценический псевдоним Пушкина. Ученица В. И. Немировича-Данченко ; жила в Москве и в Мологе; первым браком замужем за Николаем Васильевичем Соболевым (1866 — ноябрь 1895, Мерано, Италия), вторым за Германом Беком. С 1889 года , оставив сцену, жила во Франции: в Ницце, Ментоне и в Париже; была владелицей пансиона "Родной Угол" в Ницце; занималась литературными переводами (с шести языков). Возвратилась в Москву окончательно в 1946 году .
Дочь
Единственным ребёнком Д. М. Мусиной была дочь от первого брака с А. Н. Глебовым:
- Тамара Андреевна Глебова (1894, Петербург — 1944, Новосибирск) — актриса и танцовщица . С 1934 года — актриса бывшего Александринского театра (Академического театра драмы), теоретик свободного танца. Снималась в кинофильмах, в том числе в комедии «Антон Иванович сердится» .
Была замужем с 1913 года за актёром Владимиром Александровичем Афанасьевым (21.02.1885 — 29.09.1945), развелись в 1920 году. Сыновья от этого брака:
- Андрей Владимирович Афанасьев (1913, Петроград — 1980?, Ленинград)
- Дмитрий Владимирович Афанасьев (1915, Петроград — 1991, Ташкент).
Вторым браком замужем за Александром Леоновичем Авербахом (1896, Рыбинск — 1966, Ленинград, похоронен на Богословском кладбище). А. Л. Авербах родился в Рыбинске. Его отец Леон (Лейб) Ильич Авербах, был главой еврейской общины Рыбинска . Дед — Илья Осипович Авербах (1836—1909), мариупольский 2-й гильдии купеческий сын, впоследствии рыбинский купец первой гильдии и управляющий Шекснинским пароходством, потомственный почётный гражданин . А. Л. Авербах закончил коммерческое училище в Рыбинске. В молодости недолгое время был актёром в труппе Большого драматического театра . Окончил экономический факультет Ленинградского технологического института и работал инженером. После развода с Т. А. Глебовой в 1933 году вступил в брак с Ксенией Владимировной Стракач (по первому браку Куракиной, 1903—1988)[1], сын от второго брака- Илья Авербах .
В начале 1942 года, во время блокады Ленинграда, Т. А. Глебова, вместе с труппой Александринского театра, уехала в эвакуацию в Новосибирск, где и умерла в 1944 году.
Дмитрий Владимирович Афанасьев, внук Д. М. Мусиной-Пушкиной, собрал многочисленные сведения о семье (о роде Глебовых, роде Лодыженских и роде Мусиных), и передал собранный им и подробно прокомментированный семейный архив в Ярославский исторический музей .
См. также
- Мусины-Пушкины
- Глебов, Андрей Николаевич
- Озаровский, Юрий Эрастович
- Апушкин, Владимир Александрович
- Глебова, Татьяна Николаевна
- Глебов, Николай Николаевич
Литература
- Мусины-Пушкины. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. — С. 109—118.
Ссылки
- (недоступная ссылка с 13-07-13 [3838 дней] — )
Примечания
- Сын Иллариона Александровича Мусин-Пушкина (1796-?) и Марии Николаевны урожд. Струковой (1806-1884).
- В письмах А. П. Чехова, Д. М. Глебова фигурирует под «домашними именами» — Цикада и Дришка (детское имя Д. М. Мусиной-Пушкиной, уменьшительное от Дарьюшка, в произношении её ярославской кормилицы Натальи): см.: Чехов А. П. Собрание сочинений. — М., 1957. — Т. 11. — С. 433, 493, 682; Т. 12. — С.173, 471.
- Вокруг Чехова. — М. 1981. — С. 98—99.
- Письмо к внуку, Д. В. Афанасьеву, сентябрь 1942 г. // Мусины-Пушкины. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. — С. 117. Эти знакомства были отражены в воспоминаниях Д. М. Мусиной-Пушкиной, написанных ею в последние годы жизни. Местонахождение их в настоящее время биографам неизвестно.
- Там же. — С.116. Система Ф. Дельсарта лежит в основе искусства Айседоры Дункан, учившейся у одного из его непосредственных учеников.
- Д. В. Афанасьев описывает, как перед своим отъездом Дарья Михайловна была вынуждена продать семейную реликвию, скрипку работы А. Страдивари . См. Мусины-Пушкины. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. — С. 116.
-
За короткий срок <Д. М. Мусиной-Пушкиной> были подготовлены и поставлены сцены из опер «Кармен», «Евгений Онегин», «Паяцы». В 1934-м уже состоялась премьера оперы Д. Перголези «Служанка-госпожа», в 1935-м исполнялась «Царская невеста», в 1936-м — «Русалка». Во всех оперных спектаклях участвовали студенты музыкального техникума, слушатели вечерних курсов для взрослых и просто горожане — любители пения… Все постановки опер шли с участием хора и оркестра. Вологодские зрители проявляли необычайно высокий интерес к этой работе. Так, «Русалка» исполнялась при переполненном зале пять раз подряд, а потом была показана в Архангельске.
— и - Человек пластический: Каталог выставки / Концепция и текст: Николетта Мислер . — М., 2000; Il principio era il corpo. Milano: Electa, 1999; Мислер Н. Вначале было тело. — М.: Искусство XXI век, 2011.
- источник= Т.Н. Глебова. Воспоминания о М. В. Юдиной // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда: В 2-х ч. / LA (USA), 2010. — Т. 2. — С. 460. Миклашевская Ирина Сергеевна (1883—1953(1956?) — пианистка, с 1913 по 1950 гг. преподавала в Санкт-Петербургской, затем Ленинградской, консерватории (с 1917 г. — профессор). Заслуженная артистка РСФСР (с 1935).
- Работы Д. М. Мусиной, видимо, не были опубликованы. О её работе см.: Ритм и культура танца. — Л., 1926. — С. 66—73.
- . Дата обращения: 27 июня 2012. 22 декабря 2011 года.
- Бадан Н. А. Ольга Михайловна Блатова о музыкальной жизни города Мологи начала 1920-х годов // Вторые Алмазовские чтения: Материалы региональной научной конференции. — Ярославль, 2002.
- А. Н. Глебова — Михайловская. Сёстры Горбовы. СПб, 2012.
-
О ней см.:
- Ритм и культура танца. — Л. , 1926. — С. 66—73.
- Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда: В 2 ч. / LA (USA), 2010.
- Кузмин М. А. Дневник 1934 года. — СПб. , 1998. — С. 50; см. также C. 49, 226.
- Тамара Глебова — фотографии — советские актрисы — Кино-Театр. РУ
- . Дата обращения: 25 декабря 2012. 22 июня 2013 года.
- О его работе в РГВИА и др. архивах см. его переписку с двоюродной сестрой — Л. Н. Глебовой : ОР ГРМ, ф. 212. См. также: Афанасьев Д. В. К истории родов Глебовых (1022) и Мусиных-Пушкиных (1141) : [рукопись]. — Ташкент, 1990. — 58 с. — С. 15—16. — НА ЯХМ. Ф. 60.
- 2021-03-24
- 1