Каллистратов, Мелетий Архипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Каллистра́т Фалале́евич Жа́ков (псевдонимы: «Палалей Кальö» , «Гара-морт» ; 18 [30] сентября 1866 , деревня Давпон, Усть-Сысольский уезд , Вологодская губерния — 20 января 1926 , Рига ) — русский философ , литературовед и писатель коми-зырянского происхождения; профессор Санкт-Петербургского психоневрологического института (с 1911 года), исполняющий обязанности профессора философии Тартуского (Юрьевского) университета (с 1919 года).
Автор цикла произведений о литературных опытах Леонида Андреева , Фёдора Достоевского , Антона Чехова и др. Разработчик самостоятельной гносеологической концепции «лимитизма», в которой переосмыслил понятие «предела» в теории познания; публичный критик большевистского материализма и марксизма .
Родился в деревне , пригороде Усть-Сысольска Вологодской губернии (с 29.8.1961 — в черте Сыктывкара ) одиннадцатым ребенком в семье крестьян коми-зырянского происхождения. Каллистрат Жаков осознавал себя выходцем из народа коми , при этом он много писал о судьбах русского народа и был одним из разработчиков концепта « русской идеи ». О себе он писал так: «Нет ничего выше правды на земле, и после познания Бога самое великое — служение людям. Я должен быть полезным северянам и всему русскому народу , народу наиболее великому сердцем, но забитому историческими условиями» .
В 1879 году окончил Усть-Сысольское уездное училище , в 1884 году — Тотемскую учительскую семинарию . С 1885 года работал на Холуницком заводе Вятской губернии чернорабочим.
В 1891 году поступил в Санкт-Петербургский лесной институт , но из-за тяжёлой жизни оставил его. Пытался стать монахом в Заоникиевой пустыни , однако был изгнан оттуда за вольнодумство, расходящееся с вероучительными догматами.
В 1896 году стал студентом физико-математического факультета Киевского университета , а через год перешёл на историко-филологический факультет. Затем он перешёл в Санкт-Петербургский университет , который окончил в 1901 году. После защиты магистерской диссертации стал преподавать на историко-филологическом факультете университета.
Его литературная, научная и педагогическая деятельность связана с открывшимся 15 февраля 1908 года Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом , где он работал преподавателем по 1917 год. В 1911 году стал профессором .
После революции 1917 года первое время жил в Петербурге. С декабря 1917 по весну 1919 года жил во Пскове , где работал учителем и лектором. В конце августа 1919 года Жаков переехал в Валгу, а в сентябре был назначен исполняющим обязанности профессора философии Тартуского университета. До 1 июля 1921 года работал лектором в Тартуском университете. В конце 1921 года Жаков переехал в Ригу. Там он жил в тяжёлых экономических условиях, единственным доходом оставались лекции по философии. Он умер от рака печени в Рижской городской больнице 20 января 1926 года. 19 декабря 1990 прах Жакова был перезахоронен на Сыктывкара.
Писать начал в конце XIX века . Известность получила его книга очерков «На Север в поисках за Памом Бурмортом» (1905). Самым крупным произведением стала его автобиографическая повесть «Сквозь строй жизни» (1912—1914) в 4 частях. В 1911 году опубликовал на основе предания об обороне коми-пермяцкого населенного «городка» Искор от ногайских татар поэму « » . Его перу принадлежит и эпическая поэма «Биармия» (1916). О произведениях Жакова положительно отзывались Максим Горький , Александр Блок , Валерий Брюсов , Павел Бажов и другие литераторы. Он помогал закрепиться в культуре многим землякам, в том числе получившему всемирную известность социологу Питириму Сорокину .
Жаков был разносторонним мыслителем, прошедшим эволюцию от материализма и атеизма к религиозному мистицизму. Он является создателем философского учения лимитизма — «философии предела», основы которой заложены уже в его первой философской работе «Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания» (1904). Много места было уделено «художественно-философской критике». В этом жанре им написаны работы « Леонид Андреев и его произведения (Опыт философской критики)» (1909), « Иван Карамазов . Попытка философского толкования романа Достоевского „ Братья Карамазовы “» (1909) и др .
На формирование философских взглядов Жакова существенно повлияла немецкая классическая философия. Жаков, в частности, изучал вопрос развития русской философии через призму немецкого на неё влияния. Весной 1915 году он прочёл в городе Валка краткий цикл лекций на тему «Духовная культура Германии и русская философия».
В работе «Очерки современной русской философии» Семён Грузенберг писал, что Каллистрат Жаков тяготеет к своеобразной форме гегельянства. В философии лимитизма Жакова раскрывается тезис о бесконечном устремлении к пределу, продиктованном непрекращающимся процессом пополнения сведений о природе и выведения её законов. В гносеологическом отношении стремление нащупать предел знания всякий раз обращается в «бесконечный тупик». Противоположные течения философии относятся друг к другу как тезис к антитезису и в каждую эпоху находят примирение в новом опыте синтеза. Задача философии состоит в установлении концептуальных связей между разными научными дисциплинами с целью выявления новых синтезов.
Лимитизм Жакова оказывается своеобразной попыткой синтезировать философское, естественнонаучное и гуманитарное знание с религиозными представлениями: попыткой согласовать русскую религиозную философию с тогдашними новыми положениями гносеологических теорий. По мнению Грузенберга, Жаков оказывается предвестником панлогизма .