Императорские ВВС Маньчжоу-го
- 1 year ago
- 0
- 0
Главные императорские конюшни ( Конюшенное ведомство ) — исторический архитектурный ансамбль в Санкт-Петербурге, занимающий квартал между рекой Мойкой , Конюшенной площадью и каналом Грибоедова . Комплекс зданий был построен в 1720—1723 годах архитектором Николаем Гербелем по указу императора Петра I . Спустя почти сто лет, в 1817—1823 годах, ансамбль реконструировал Василий Стасов . На протяжении XIX века работами по реставрации и модернизации комплекса в разное время руководили архитекторы Михаил Земцов , Антонио Ринальди , Пётр Садовников . После революции здания конюшен отдали конной милиции, затем — гаражу НКВД . С 2001 года ансамбль имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
С начала 2000 годов правительство Петербурга ищет инвестора, чтобы на условиях концессии отреставрировать Конюшенное ведомство и приспособить его к современному использованию. Корпуса приходят в аварийное состояние, из-за плывучих грунтов деформация стен достигает 2 мм в год. По опасению экспертов, промедление с реставрацией может привести к необратимому разрушению исторических зданий. В 2014—2015 годах без общественных слушаний права на памятник были переданы городом коммерческому девелоперу, который собирался перестроить корпуса и сделать в них апарт-отель, однако из-за протеста градозащитников проект отменили. С 2015 года объявляются разные варианты: от открытия в Конюшенном ведомстве музейного центра до комплекса с общепитом. Ещё в 2017 губернатор Петербурга Александр Беглов обещал «до конца года принять решение» о будущем памятника, однако по состоянию на май 2021 года инвестор не определён. Затраты из бюджета на консервацию зданий и срочные противоаварийные работы достигли к 2021 году 4 млрд рублей.
Предположительно, прообразом для Главных императорских конюшен в Петербурге послужили Версальские королевские конюшни, которые Пётр I видел во время визита во Францию в 1717—1719 годах. Построить в молодой столице России их аналог Пётр I поручил Николаю Гербелю . Однако творение Гербеля радикально отличается от версальского образца. Зодчий поставил первоочередной задачей органично вписать здание в ландшафт. Повторяя изгиб реки Мойки, императорские конюшни получили необычную шестиугольную форму. Два протяжённых двухэтажных корпуса соединялись под тупым углом, а с двух сторон замыкались более короткими корпусами, вместе по периметру окружая просторный внутренний двор. На углах располагались павильоны с въездными воротами. В более позднем описании комплекса уточнялось, что здание имело 112 колонн «с базами и капителями из путиловской плиты». Из-за болотистой почвы потребовались масштабные подготовительные работы: для осушения грунтов между Мойкой и Фонтанкой прорыли канал, а на месте корпусов конюшен забили шпунтовые сваи. При этом для функционального использования место было выбрано удачно: близость проточной воды позволяла поить и купать коней, поддерживать чистоту внутри здания. Комплекс Императорских конюшен имел 150 стойл на первом этаже, в которых содержалось до 300 лошадей, а на втором этаже находились конторы и склады .
Гербель оформил фасады в стиле « петровского » барокко , со сдержанным декором, который призван был не отвлекать зрителя от сложного силуэта здания. Северный, выходящий на Мойку, фасад украшал увенчанный высоким куполом павильон со шпилем, на вершине которого установили железный флюгер в виде вставшего на дыбы коня. Центр южной стороны также получил небольшой павильон и шпиль с крестом. На момент постройки Императорские конюшни выступали архитектурной доминантой местности, имея островное положение и круговой обзор. Северный купол и шпиль комплекса создал инженер Харман фон Болос, который вместе с Гербелем работал над Исаакиевской церквью , Петропавловским собором и башней Адмиралтейства. Известно также, что в 1730-х конюшни достраивал зодчий Михаил Земцов , однако точный характер работ не установлен .
Центральный объём южного фасада заняла построенная позднее и освящённая к 1737 году деревянная надвратная церковь . Авторство проекта приписывают Михаилу Земцову или Доменико Трезини . В 1746 по указу императрицы Елизаветы Петровны деревянную церковь перестроили в камне. Композиционно она была близка к европейскому барокко: фасад в три оси подчёркивали колонны во всю высоту, увенчанные звонницей с треугольным фронтоном , к основному объёму здания её «приводили» криволинейные аттики . В 1750-х для церкви написал иконы художник М. Л. Колокольников .
В конце 1750-х Главные императорские конюшни реконструировал Антонио Ринальди . Он придал ансамблю монументальный и парадный вид, расширил церковь и центральные павильоны, оформил фасады в стиле классицизм с элементами позднего барокко .
К середине XVIII века относится также дальнейшая застройка для Придворной конюшенной конторы — к югу от Конюшенной площади был возведён Мастеровой двор (современный адрес — канал Грибоедова, д. 5) в форме каре. К концу столетия всю территорию между Екатерининским каналом , Чебоксарским и Шведским переулками и Большой Конюшенной улицей застроили различными служебными корпусами. В них размещались конторы, квартиры чиновников, экипажный музей и каретные сараи .
К началу XIX века Главные конюшни значительно обветшали. Буря, вызвавшая разрушительное наводнение 1777 года, повредила купол и снесла шпиль на центральном павильоне северного фасада. В 1802 году разработать проект перестройки поручили архитектору Луиджи Руска . Он предложил соединить «старые конюшенные здания на Мойке» с новыми корпусами на юге, полностью окружив Конюшенную площадь . К 1804, когда зодчий закончил чертежи, Александр I решил ограничиться ремонтом церкви. Руска занимался перестройкой Мастерового двора и близлежащих корпусов. Только спустя 12 лет Главные конюшни поручили перестроить Василию Стасову . Комиссия, в которую пригласили Карла Росси , Антона Модюи и Андрея Михайлова , провела экспертизу зданий. При обследовании стен было установлено, что они «совсем ветхи и угрожают падением». В рапорте Стасов писал, что в здании не было предусмотрено достаточно стоков и водоотводов, что вызвало значительное разрушение: «кирпич обопрел до нарочитой глубины по толстоте стен и крошится изнутри от мокроты лошадиной, а снаружи от таяния снега». Проект перестройки был готов к 1 декабря 1816, работы были завершены в 1823. Архитектор практически полностью сохранил оригинальную структуру здания, но большую часть стен пришлось снести и возводить заново. Также были внесены некоторые изменения — западный и восточный торцевые корпуса изменил на дугообразные, заново отстроили «крылья» конюшен вдоль реки Мойки и два дворовых флигеля. Вместо деревянных перекрытий Стасов установил чугунные колонны с кирпичными сводами, подвёл под корпуса цоколь из известняковых плит, перенёс дверные проёмы и окна. Вдоль Конюшенного переулка Стасов возвёл колоннаду из 22 колонн дорического ордера , а вдоль Екатерининского канала — манеж. Фасады были окрашены в светло-серый цвет, а детали отделки — в белый . Внутри конюшен устроили систему подачи воды, работавшую от паровой машины, и установили гранитные поильные чаши, которые изготовил каменотёс Самсон Суханов . Под руководством инженера Н. И. Утемарка поставили печи для отопления жилых и административных комнат. Обновлённые фасады конюшен были оформлены в стиле ампир . Росписи интерьеров выполнили Джованни Баттиста Скотти и Фёдор Брандуков .
Если во времена Петра основными артериями города были реки и каналы, к первой четверти XIX века эту роль получили улицы и площади. После перестройки Стасова роль главного фасада Императорских конюшен перешла к южному — его архитектурной доминантой стала расширенная надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Её оригинальное оформление вдохновлено древнеримским Пантеоном : к нему отсылает приземистый купол, цилиндрические звонницы (под стать созданным Бернини ). На площадь церковь выходила высоким портиком ионического ордера, углублённым в лоджию. Скульптор Василий Демут-Малиновский создал фигуры четырёх ангелов, украсивших ниши и портик , а в филёнках разместились два его барельефа : «Шествие Христа в Иерусалим» и «Страдания Христа, несущего крест на гору Голгофу» . Мастер Джон Банистер изготовил для церкви уникальную люстру: высотой в 4 метра и весом в 22 пуда, со 108 подсвечниками и шестью плоскими чашами. Стоимость люстры составила 18 тысяч рублей. Интерьер украсили десятью колоннами ионического ордера , облицованными искусственным мрамором жёлтого цвета. Эскизы росписи для церкви создал сам Стасов, а выполнили отделку художники Фёдор Брандуков и Фёдор Брюлло , над лепниной работал скульптор Николай Заколупин. Образа для храма написали С. А. Безсонов , А. Е. Егоров и А. И. Иванов .
Обновлённые Императорские конюшни вновь стали одной из архитектурных доминант города. В них содержалось до 500 голов отборных лошадей лучших пород — известно, что среди них скульптор Этьен Фальконе выбрал коня для работы над « Медным всадником », а Пётр Клодт — для работы над скульптурами Аничкова моста . В церкви Спаса Нерукотворного перед похоронами отпевали Александра Пушкина , а 22 февраля 1857 года в ней состоялась панихида в память Михаила Глинки .
В 1840-х под руководством главного архитектора Конюшенного ведомства А. И. Буржуа были перестроены некоторые корпуса: сеновалы переделали под жильё, у восточной стены возвели два экипажных сарая . В середине XIX века под руководством Петра Садовникова прошла очередная реконструкция конюшен: тогда были надстроены поперечные дворовые корпуса, а во дворе появились фуражные сараи и ретирады . Архитектор заложил лоджию портика церкви Спаса Нерукотворного, чем, по мнению искусствоведа Бориса Кирикова , исказил гармоничный проект Стасова. В 1857—1860 Садовников построил заключительное здание ансамбля Конюшенного ведомства — Музей придворного экипажа . Фасады здания оформили в стиле барокко, лепнину создал скульптор Д. И. Иенсен .
В 1865—1866 роспись храма была обновлена под руководством М. Н. Трощинского. В этот же период конюшенные корпуса и манеж реконструировал академик Георг Гросс . В 1888 году в здания провели электричество, а с 1900 и до начала 1910-х в комплексе шли масштабные ремонтные работы .
С 1923 года в Конюшенном ведомстве разместился отряд Конной милиции, была закрыта надвратная церковь, колокола отправили на переплавку, исчезли храмовая библиотека и архив . С 1946 комплекс занял гараж Управления министерства внутренних дел . На территории были устроены ремонтные мастерские и АЗС с подземным топливным резервуаром. Документов, подтверждающих его демонтаж не обнаружено . С 1933 в Конюшенной церкви работал клуб конного отряда ГПУ, позднее — 28-го отделения милиции и НИИ «Гидропроект». При приспособлении храма под нужды клуба на месте алтаря устроили туалет, а иконостас заменили портретом Владимира Ленина .
В 1960 году Конюшенный музей, конюшни, экипажные сараи, мастеровой двор получили статус памятников архитектуры республиканского значения. Однако в конце 1960-х конюшенные корпуса надстроили третьим этажом, а экипажные сараи перестроили .
В 1990 году храм был передан в ведение РПЦ , первая служба состоялась в 1991-м. Позднее церковь закрыли на ремонт, 15 мая 2000 года состоялось торжественное освящение .
В 2001 году ансамбль Конюшенного ведомства получил статус объекта культурного наследия федерального значения .
В 2010 году по распоряжению губернатора Валентины Матвиенко город передал право аренды Конюшенного ведомства компании «Оранж-девелопмент» (Plaza Lotus Group). Компания собиралась реконструировать ансамбль и приспособить его под апарт-отель. Инвестор планировал застроить галереи, разделив одну из них на 69 апартаментов, а вторую переделать под спа-комплекс с бассейном. Кроме того, предусматривалось строительство мансардного этажа и устройство подземного уровня. Эксперты обнаружили, что по проекту для подземного пространства предлагалось забить 9-метровые сваи, тогда как минимальная высота с учётом местных грунтов составляет 18 м. Несмотря на то, что предложенная девелопером перестройка радикально исказила бы исторический облик памятника и угрожала его сохранности, в 2013 году КГИОП в крайне сжатые сроки согласовал проект, обязательный совет по культурному наследию проведён не был . Тогда же выяснилось, что ещё в 2012 году Министерство культуры РФ вывело из предмета охраны памятника его фундаменты . В начале 2014 года начались непосредственные работы: начали «рубить» окна и сделали сквозной проход в стене со стороны Мойки , снесли два дворовых флигеля .
В 2014 году Совет по культурному наследию выступил с протестом против проекта «Оранж-девелопмент» , состоялся митинг горожан на Марсовом поле , петицию с требованием альтернативных проектов подписали свыше 60 тыс. человек . 7 июля 2014 года Комитет по управлению городским имуществом уведомил девелопера о повышении арендной платы за здание (до 5 728 246 рублей). Компания платить отказалась и не вносила аренду до марта 2015 года . В конечном итоге, под давлением общественности удалось отменить передачу Конюшенного ведомства девелоперу и вернуть его в собственность города . К этому моменту, по заявлению инвестора, в работы по проекту был вложен 1 млрд рублей . PLG обратилась с иском в арбитражный суд . В качестве компенсации за одностороннее расторжение договора город предоставил инвестору несколько участков в разных районах, обязав компанию вложить в их развитие 30 млрд рублей . Был также рассмотрен встречный иск КУГИ о задолженности арендной платы, суд назначил «Оранж-Девелопмент» выплатить 258 тыс. рублей вместо заявленных 4 млн .
В октябре 2016 года Конюшенное ведомство передали Городскому музею истории города. В мае 2017 в Манеже была проведена первая выставка, при этом оно оставалось аварийным и многие площади были закрыты для посетителей . Совместно с Комитетом по культуре Санкт‑Петербурга АО «Центр выставочных и музейных проектов» разработал проект комплексной реставрации. Согласно его концепции, в северо-западном и северо-восточном корпусах должны были организовать несколько реставрационно-художественных мастерских, галереи, концертную площадку и кафе. В Восточном корпусе собирались создать конференц-холлы для культурных мероприятий. Фасадную часть, обращённую к Конюшенной площади, планировали отдать под сувенирные магазины, у северного фасада сделать причалы и благоустроить набережную Мойки. На реализацию потребовалось бы 3 млрд рублей .
Помимо проекта музея и Комитета по культуре, в 2017 году администрации Петербурга были представлены проекты частных инвесторов: ООО «Тандем-Истейт» предложило вложить 2 млрд рублей в создание комплексного арт-пространства с зонами для выставок, обучения и креативного бизнеса. Компания «Старт Девелопмент» Захара Смушкина предложила вложить 8,6 млрд и включить в реновацию всю территорию Конюшенного ведомства, превратив его в объединённое музейное пространство с Русским музеем. Хотя губернатор Полтавченко обещал выбрать лучший проект и дать старт реализации до конца 2017, даже к 2021 решение принято не было .
В 2017 начались срочные противоаварийные работы. К 2018 году была заменена кровля, усилены фундамент и несущие конструкции, расходы составили 260 млн рублей . При этом комплексной экспертизы, которая бы исследовала состояние фундамента и грунтов, не проводилось . Перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года неустановленный подрядчик без согласования с КГИОП закрасил белой краской храм Спаса Нерукотворного .
В июле 2019 в Манеже прошла выставка проектов реконструкции Конюшенного ведомства: на ней были представлены варианты от «СТАРТ Девелопмент», «Тандем-истейт», ООО «Кираса инвест» (ГК «Ярд» Андрея Кошкина) . Совместный проект реставрации музея и Комитета по культуре был свёрнут из-за недостатка финансирования .
С 2011 года судьба здания остаётся нерешённой , несмотря на противоаварийные работы, уже в 2019 году здание находилось в угрожающем состоянии . Эксперты фиксируют рост трещин в стенах до 2-3 мм в год, при допустимой норме в 0,5 мм. Такое разрушение объясняется горизонтальным смещением набережной Мойки .
В конце 2020 года музей отказался от управления памятником и передал его городу . В феврале 2021 года в СМИ появилась информация, что Смольный рассматривает возможность передать ансамбль московской «Группе Ярд» по программе «рубль за метр» . Эта программа подразумевает передачу частным компаниям объектов культурного наследия с обязательством провести комплексную реставрацию и приспособление к современному использованию . В апреле того же года появилась информация, что проект может получить московская ГК « Киевская площадь » , которая планирует создать в Конюшенном торговые площади и общепит . Как выяснилось весной 2021 года, в сентябре 2020 на закрытом совещании в Смольном администрация города решила, что восстанавливать Конюшенное ведомство в порядке концессии . По состоянию на май 2021 года инвестор и проект, по которому будет восстанавливаться здание, так и не выбран . 19 мая 2021 губернатору города был направлен запрос от 39 депутатов Законодательного собрания с требованием провести открытое совещание о судьбе Конюшенного ведомства, на котором должны присутствовать представители ВООПИиК, градозащитники и музейные работники .
В 2021 году управляющей компанией было назначено ГБУ «АРИК», согласно государственному заданию ведомство должно «закрепить здания для содержания и эксплуатации». Изучив документы, депутат Вадим Сафонов пришёл к выводу, что фактически никаких активных действий по спасению памятника не предполагается: Комитет инвестиций не приводит конкретных сроков по противоаварийным мероприятиям, археологическим и изыскательным работам, не указаны сроки и объём их финансирования . Эксперты и градозащитники убеждены, что дальнейшее промедление с принятием решения о судьбе здания и началом работ может привести к необратимому разрушению памятника . С 2001 года на консервацию здания и ремонтные работы было потрачено больше 4 млрд рублей .
В мае 2022 года «Фонд имущества Санкт-Петербурга» объявил, что здание выставят на торги. Четыре из поданных заявок были отклонены, в том числе заявка АО «Альфа», аффилированного с «Конкордом» Евгения Пригожина, компания объявила о намерении оспорить результаты торгов . Петербургское издание «Канонёр» со ссылкой на собственные источники писало, что здание получит компания «Киевская площадь» Года Нисаева .
Как и предсказывали журналисты, конкурс выиграла связанная с Годом Нисановым компания ООО «БахчаСарай». В апреле 2022 года памятнику было утверждено новое охранное обязательство, в связи с чем значительно возросла допустимая продолжительность работ: вместо 2024 года восстановление должно быть окончено в начале 2030-х . 31 мая 2022 года АО «Альфа» подало иск в Арбитражный суд о признании недействительными результатов конкурса . На заключённый договор аренды от 10 июня 2022 года также был подан иск с требованием признать незаконным распоряжение КГИОП об утверждении охранного обязательства в отношении памятника. 26 октября того же года суд отказал в удовлетворении иска .
В июне 2023 года в СМИ появилась информация о том, что официальный представитель рода Строгановых в России Виктор Желтов выиграл в Апелляционном суде два иска о признании незаконными отказы ФАС по его жалобам о нарушениях в ходе торгов на право аренды здания .