Interested Article - Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином

«Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином» ( нем. Johann Friedrich der Großmütige in der Gefangenschaft beim Schachspiel mit einem spanischen Hauptmann ) — картина, созданная в 1548 году , атрибутируется в настоящее время Антонису Мору ( нидерл. Mor van Dashorst, Anthonie ; ок. 1519 , Утрехт , Нидерланды — между 1576 и 1578 , Антверпен ) или Яну Корнелизону Вермеену ( нидерл. Jan Corneliszoon Vermeyen или Jan Cornelisz. Vermeyen , около 1500 , Харлем 1559 , Брюссель ), хранится в замке Фриденштайн в Готе .

История картины

Сохранились два варианта картины. Один, наиболее известный, — размером 65 на 92 сантиметра , выполненный маслом по дереву, хранится в Готе, Тюрингия, Германия (с 1656 года картина находится в замке Фриденштайн, нем. Friedenstein Castle in Gotha , в 1946 году она оказалась в Советском Союзе и вернулась в ГДР в 1958 году ), другой вариант, размером 91 на 113 сантиметров, — в Лейпциге ( нем. Stadtgeschichtliches Museum Leipzig ) . Картина из Готы была тщательно изучена, в частности была сделана рентгенограмма в Гамбурге .

Есть существенные отличия между вариантами в Готе и Лейпциге: 1) на картине в Лейпциге более привычно изображены шахматные фигуры, что делает возможной реконструкцию позиции на доске ; 2) лица на ней изображены несколько условно, но понятно, что изображены те же персонажи; 3) в верхнем левом углу изображена зелёная шторка.

Историческая канва события, изображённого на картине

В битве при Мюльберге католическая армия императора Карла V разбила 24 апреля 1547 года войска протестантов Шмалькальденского союза , которыми командовал саксонский курфюрст Иоганн Фридрих (курфюрст Саксонии с 16 августа 1532 по 24 апреля 1547 года, представитель эрнестинской линии династии Веттинов) в немалой степени из-за его беспечности.

Молодой крестьянин из мести к курфюрсту Иоганну Фридриху, отобравшему у него двух лошадей, указал испанской армии брод через реку. Дождавшись рассвета, под прикрытием тумана, испанцы переправились на противоположный берег. Было воскресное утро и курфюрст с большинством офицеров принимал участие в евангелистическом богослужении. Лишь после окончания богослужения он двинулся навстречу испанским войскам. Курфюрст, армия которого уступала в численности противнику, рассчитывал дождаться вечера и под покровом темноты отступить. Но протестантские войска были разгромлены армией Карла V до наступления сумерек. В лесу отряды Карла V окружили Иоганна Фридриха. Он был ранен ударом сабли в лицо и пленён.

Приговорённый Карлом V к смерти, но помилованный, Иоганн Фридрих подписал Виттенбергскую капитуляцию, давшую его двоюродному брату герцогу Морицу Саксонское курфюршество (1548), последний ещё 4 июня 1547 года был торжественно возведён императором Карлом V в курфюрсты.

Иоганн Фридрих оставался в плену, пока Мориц своим нападением на императора близ Инсбрука в 1552 году не изменил последнему и тот по Пассаускому договору освободил Иоганна Фридриха. По Наумбургскому договору 1554 года за ним были оставлены земли, составившие владение Эрнестинской линии. Иоганн Фридрих стал последним из эрнестинских курфюрстов.

Композиция картины

Сюжет картины — Иоганн Фридрих во время своего заключения в Брюсселе играет в шахматы с испанским капитаном своей охраны. На самом деле после поражения в битве при Мюльберге в апреле 1547 года Иоганн Фридрих играл в шахматы со своим единомышленником — герцогом Эрнстом III Брауншвейг-Грубенгагенским , находившемся в это же время в плену у императора, как и курфюрст. Иоганн Фридрих получил письмо, в котором сообщалось, что он приговорён к смерти (приговор был вынесен 10 мая 1547 года). Курфюрст продолжил игру, не обращая внимания на известие . На картине письма нет, а друг заменён на дворянина из свиты императора, что усиливает драматизм. Оба персонажа стоят по сторонам от столика с шахматной доской. Дворянин одновременно судорожно сжимает шпагу и делает ход.

Существует предположение, что противником саксонского курфюрста выступает на картине Фердинанд II, эрцгерцог Австрийский ( нем. Erzherzog Ferdinand II von Tirol ), с 1547 года наместник Чехии , опирающееся на несомненное портретное сходство Фердинанда с персонажем, изображённым на картине .

Различные атрибуции картины

  • Schneider, H. J. Katalog der Herzoglichen Gemäldegalerie im Herzoglichen Museum zu Gotha, 1868 , — картина приписана неизвестному мастеру;
  • Aldenhoven, C. Katalog der Herzoglichen Gemäldegalerie im Herzoglichen Museum zu Gotha, 1890 , — картина отнесена к художнику Петеру Фишеру Младшему ( нем. Peter Vischer the Younger ), ученику Лукаса Кранаха Старшего ; Junius, Johann Friedrich der Großmütige, 1930 Folge XXII, 2. Juniheft, S. 328, Nr. 369 , — приписана этому же художнику. В настоящее время данная гипотеза отвергнута. Смерть Peter Vischer der Ältere сейчас датируется 1529 годом , а Peter Vischer the Younger — даже 1528 годом , оба они умерли за девятнадцать-двадцать лет до создания картины.
  • Schuchardt, Christian, Lucas Cranach des Ältern Leben und Werke. Teil I—II & Teil III, Leipzig, 1851 & 1871, — искусствовед осторожно отнёс картину к Лукасу Кранаху Старшему, но современными искусствоведами эта гипотеза отвергнута из-за несоответствия стилей.
  • Schenk zu Schweinsberg, ?. Kurze Übersicht über die neugeordneten Kunst- und geschichtlichen Sammlungen des Herzoglichen Museums Gotha. Gotha, 1935, — автором назван неизвестный мастер из Брюсселя cередины XVI века ;
  • Purgold, Karl, Das Herzogliche Museum Gotha. Gotha, 1937 — картина атрибутирована художнику из Брюсселя (окружение Антониса Мора или сам мастер).

Для портретов Мора характерен темный фон. Акцент делается на силе и энергии в модели, выделяется объём тела. Другая особенность — интерес к предметной среде, тщательность воспроизведения мельчайших аксессуаров, что придает картине документальность и реализм.

  • Ряд исторических документов говорят в пользу авторства придворного художника императора Карла V, работавшего в Брюсселе, Яна Корнелизона Вермеена , в частности загадочная позиция, расставленная на доске, в которой фигуры превращены в неузнаваемых монстров. Художник любил загадки и часто превращал изображение на своей картине в шараду .

Художники Антонис Мор и Ян Вермеен, которые могут быть авторами этой картины, были придворными живописцами императора Карла V, но картина написана с симпатией к его противнику.

Интересные факты

  • На двух более поздних картинах, выполненных в XVII веке и посвященных битве при Мюльберге, цитируется полотно 1548 года, но там шахматная партия — один из элементов композиции, при этом незначительный (невозможно разглядеть саму позицию), тогда как на ранних двух картинах шахматная партия играет ключевую роль. Сцена игры в шахматы находится на заднем плане картин (в шатре, где находятся персонажи картины 1548 года), оба раза изображён гонец, несущий курфюрсту послание с известием о смертном приговоре. Эти две картины:

1) «Битва при Мюльберге и пленение курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха» (Аноним, 1630 год , Берлин , Немецкий Исторический Музей),

2) «Иоганн Фридрих Великодушный» Кристиана Рихтера (1587—1667), который являлся придворным художником в Веймаре , картина создана в 1650 году и также хранится в Готе, в замке Фриденштайн.

  • Художник Иоганн Самуэль Блетнер (1731 – 1800) на своей картине «Johann Friedrich I. Kurfürst v. Sachsen "der Großmütige" (1503-1554)» изобразил курфюрста спокойно облокотившимся на стол с недоигранной шахматной партией, выслушивающего приговор императора . Ещё одна картина была создана на этот сюжет в 1858 году . Полотно художника Карла Свободы носит название «Оглашение смертного приговора курфюрсту Иоганну Фридриху Саксонскому (1503—1554) в 1547 году» или «Ян Фридрих в темнице». Противником главного героя в шахматах снова выступает его пленённый соратник, сцена изображена в момент, когда посланец императора зачитывает приговор.
  • Отголоском картины является полотно « Конрадин Швабский и Фридрих Баденский в ожидании приговора» , выполненное художником Иоганном Генрихом Вильгельмом Тишбейном (1751—1829) в 1784 году , оно также хранится в музее Готы, но выполнено в театрально-мелодраматическом ключе.

Примечания

  1. Дата обращения: 23 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  2. Дата обращения: 23 февраля 2016. 2 марта 2016 года.
  3. Дата обращения: 23 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  4. Johann Sebastian Müller. Des chur-und fürstlichen Hauses Sachsen Ernestin- und Albertinischer Linien. Annales von Anno 1400 bis 1700. Gleditsch 1701. S. 106.
  5. Дата обращения: 23 февраля 2016. 2 марта 2016 года.
  6. Дата обращения: 23 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  7. Дата обращения: 23 февраля 2016. 4 марта 2016 года.
  8. Ван Мандер К. Жизнеописание Яна Корнелисса Вермейена, живописца из Бевервейка. В кн. Ван Мандер, Карел. Книга о художниках. Санкт-Петербург. 2007. С.167—171.
  9. Ван Мандер К. Жизнеописание Антониса Мора, знаменитого живописца из Утрехта. В кн. Ван Мандер, Карел. Книга о художниках. Санкт- Петербург. 2007. С. 206—211.
  10. Дата обращения: 23 февраля 2016. 9 марта 2016 года.
  11. Противником курфюрста в шахматной партии художник представил союзника Иоганна Фридриха Великодушного Эрнста III Брауншвейг-Грубенгагенского (1518 - 1567). Картина находится в Гессенском государственном архиве в Дармштадте
  12. Дата обращения: 23 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  13. Дата обращения: 23 февраля 2016. 4 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином