Interested Article - Туркан-хатун (жена Мелик-шаха I)
- 2021-02-23
- 1
Туркан-хатун, Теркен-хатун, Джалалийя-хатун ( перс. ترکان خاتون ; ум. 1094) — первая и любимая жена сельджукского султана Мелик-шаха I (правил в 1072—92 годах). Сын Туркан, Махмуд , формально с 1092 по 1094 годы был султаном в Исфахане .
Из-за вопроса престолонаследия Туркан была в неприязненных отношениях с визирем Низам аль-Мюльком , поэтому не оказала поддержки протеже Низама, Омару Хайяму .
Биография
Туркан была дочерью хакана Западного Караханидского ханства Ибрахима ибн Наср Табгач-хана (1040—1068) . Настоящее имя её неивестно, Туркан — только провище. Так же её звали Джалалийя-хатун (по лакабу Мелик-шаха «Джелалюддевле вед-дин» .
Её выдали замуж за Мелик-шаха, девятилетнего сына сельджукского султана Алп-Арслана . Как дату свадьбы хронисты называли разные годы. Ибн ал-Асир — 1064, а Сибт ибн аль-Джаузи — 1068 . Босворт указал 1064 год .
Туркан стала любимой женой Мелик-шаха , она родила троих сыновей, но два старших сына умерли ещё при жизни отца . Старший, Давуд, был его любимцем, он был назван наследником, но умер в 474 (1082) году. Через несколько лет Мелик-шах назвал наследником второго сына Туркан, Ахмада, но и тот вскоре умер в 481 (1088) году . Третий их сын, Махмуд , родился в 480 (1087) году. От других жён у Мелик-шаха было ещё несколько сыновей, но старшим из выживших был Баркиярук , сын другой жены, двоюродной сестры Мелик-шаха, Зубайды. Туркан хотела, чтобы султан официально назначил наследником Махмуда. Однако визирь Мелик-шаха, Низам аль-Мульк , был против и придерживался мнения, что наследником должен быть старший из сыновей . На этой почве между Туркан-хатун и Низам аль-Мульком возник конфликт; Туркан считала визиря своим врагом и приблизила к себе его врага — визиря Тадж аль-Мулька . По мнению К. Босуорта , именно Туркан-хатун имел в виду Низам аль-Мульк, осудивший в «Сиясет-наме» (Книге о правлении) вредоносное влияние женщин при дворе и их, вводящие в заблуждение, советы правителю .
В первый раз имя Туркан фигурирует в источниках того периода в связи с её дочерью Мах-Мелек. Халиф Аль-Муктади прислал посланника в Исфахан со сватовством к принцессе. Меликшах отправил его к Туркан-хатун, которая ответила, что на девушке хотят жениться султаны Караханидов и Газни. Если халиф хочет жениться, то должен дать 400 000 динаров. Ей напомнили, что торговаться с халифом неуместно . Туркан дала согласие на брак дочери при условии, что махр составит 100 000 динаров и что у халифа не будет других жен и наложниц. Свадьба состоялась в 1087 году .
Согласно Ибн аль-Джаузи и Ибн аль-Асиру , свадьба праздновалась с большой пышностью. У Мах-Мелек и халифа родился сын по имени Абу аль-Фадл Джафар. Но уже в 481 (1088) годах тюркские слуги принцессы были изгнаны из гарема халифа из-за их поведения. Дочь Туркан жаловалась родителям на пренебрежение со стороны мужа, и Туркан с Мелик-шахом потребовали от халифа отправить её в дом родителей. Вскоре после возвращения к родителям молодая женщина умерла, что привело к ненависти Туркан и Мелик-шаха к халифу, которого они считали виновным в её смерти .
14 октября 1092 года давний недруг Туркан, Низам аль-Мульк, был убит асассином . В следующем месяце она вместе с мужем прибыла в Багдад. По прибытии султан Мелик-шах проигнорировал халифа и отказался навестить его. Он решил изгнать Аль-Муктади из Багдада, заявив ему: «Вы должны передать Багдад мне и уехать в любую страну, которую вы выберете». Султан желал назначить халифом внука , однако 19 ноября умер. Матфей Эдесский обвинил Туркан-хатун в убийстве мужа, сообщая, что султан пал «жертвой вероломства своей жены, дочери султана Самарканда , которая подала ему отравленный напиток» . Аналогичные сообщения оставили Киракос Гандзакеци , Вардан Аревелци и Самуел Анеци . Однако Садр ад-Дин Али ал-Хусайни, Ибн аль-Асир , Абу-ль-Феда , Хамдаллах Казвини и Абуль Фарадж объясняли смерть султана другими причинами, не обвиняя Туркан в убийстве мужа . По описанию ал-Хусайни, к моменту смерти Мелик-шаха рядом с ним был лишь его младший сын, Махмуд, матерью которого была Туркан-хатун . Согласно Абу-ль-Феда, Туркан-хатун скрыла смерть своего мужа. Она подкупила эмиров и объявила своего сына Махмуда султаном. К этому моменту Махмуду было четыре года и несколько месяцев. Туркан попросила халифа Аль-Муктади прочитать хутбу от имени его сына Махмуда. Несмотря на то, что аль-Газали возражал и дал фетву, что ребёнок быть султаном не может, халифу удалось прочитать хутбу от имени Махмуда 25 ноября 1092 года .
Садр ад-Дин Али назвал три причины, по которым войска присягнули Махмуду: «первая — его мать Теркен-хатун во время правления султана Малик-шаха стала полновластной во [всех] делах. Она была благосклонна к войскам, и они предпочли её сына. А вторая причина была та, что она была из рода тюркских царей. Говорили, что она из рода Афрасийаба . Третья состояла в том, что деньги [казны] находились в её руках и она раздавала их войскам» . Возможно, для получения согласия халифа она согласилась передать ему его сына и её внука Джафара. Халиф хотел держать сына при себе, чтобы никто никогда не смог передать халифат сельджукам .
Другая жена Мелик-шаха Зубайда с сыном Баркияруком осталась в Исфахане . Туркан отправила вперёд эмира Кербогу с войском, чтобы схватить Баркиярука. Однако её планы были сорваны сторонниками убитого Низам аль-Мулька, которые поддержали сына Зубайды. В Рее Баркиярука объявили султаном, а в Исфахане султаном оставался Махмуд при регентстве Туркан .
В это время в Исфахане проживал Омар Хайям , которому ранее покровительствовал Низам аль-Мульк. Омар Хайям, выражая огорчение происходящим, написал :
На чьем столе вино, и сладости, и плов?
Тупого неуча. Да, рок — увы! — таков!
Глаза Туркан-хатун, красивейшие в мире,
Добычей стали чьей?
Гулямов
и рабов.
15 мухаррама 487 года неожиданно умер Аль-Муктади. Новый халиф Аль-Мустазхир Биллах признал султаном не Махмуда, а Баркиярука, после чего последний выступил против Туркан-хатун . В январе 1093 года между Исфаханом и Кереджем армия Баркиярука разбила войско Туркан . После поражения часть сторонников Туркан перешла на сторону Баркиярука , который осадил Исфахан . Вступив в переговоры, Туркан согласилась признать Баркиярука султаном и выторговала своему сыну Исфахан и Фарс в качестве икта . Но она не собиралась сдаваться, рассматривая перемирие, как передышку для поиска союзников. Туркан обратилась к Кутбюддину Исмаилу ибн Якути, вали Азербайджана , брату Зубайды, с предложением стать её мужем и помочь её сыну утвердиться на престоле, используя родство с Баркияруком . Кутбюддин Исмаил принял предложение , но в сражении близ Караджа в 1094 году был разбит и укрылся с Туркан в Исфахане. Туркан-хатун велела отчеканить динары и огласить хутбу с именем своего сына и нового мужа. Брак не состоялся, потому что военачальники выступили против женитьбы Измаила на Турканн-хатун. Поскольку Кутбюддин Исмаил был роднёй Баркиярука как со стороны отца, так и со стороны матери, он попытался действовать через свою сестру Зубайду, однако безуспешно . По приказу Баркиярука его дядя был убит. Туркан-хатун в поисках нового союзника пробовала связаться ещё с одним сельджукским принцем, Тутушем, но в рамадан 487 года (14 сентября — 13 октября 1094) она умерла, а затем в шавваль этого же года (14 октября — 11 ноября) предположительно от оспы умер Махмуд .
Потомство
У Туркан-хатун и Мелик-шаха было четверо детей:
- Давуд , умер в 474 (1082) году ;
- Ахмад , умер в 481 (1088) году ;
- Махмуд , родился в 480 (1087) году, умер в 487 (1094) году .
- Мехмелик , в 1087 году выдана замуж за халифа аль-Муктади .
Генеалогия
Чагры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Якути | Алп-Арслан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исмаил | Зубайда |
|
Мелик-шах |
|
Туркан | Тутуш I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мевдуд | Беркиарук |
|
|
|
|
Ахмад
Шуджа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Давуд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Махмуд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
дочь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Комментарии
- «Не следует, чтобы подручные государю становились начальствующими, ибо от этого порождаются большие непорядки, государь лишается силы и достоинства. В особенности это относится к женщинам, которые являются "людьми покрывала" и у которых нет совершенства разума. Цель их существования — сохранение рода. Чем они родовитее, тем достойнее, чем скромнее, тем более заслуживают похвалы. Если жены государя станут давать приказы, они будут приказывать то, что им подсказывают корыстные люди; ведь они не могут, как мужи, постоянно видеть внешние дела собственными глазами, их приказ основывается на словах передатчиков, которые состоят при их делах, как то: придворные женщины, евнухи, служанки, поэтому, конечно, их приказ противоречит верному. Отсюда родится вред, величие государя испытывает ущерб, люди впадают в страдания, происходит изъян в царстве и вере, имущество людей погибает, вельможи державы подвергаются обидам. И в прошлые времена, когда государева жена верховодила над государем, ничего не бывало кроме мятежей, смут, восстаний и зла» .
- «Миролюбивый султан, отравленный своею женою, кончил дни свои в 541—1092 году» .
-
Перевод С. Б. Морочник и Б. А. Розенфельда. Есть и альтернативный перевод:
«На чьём столе вино, и сладости, и плов?
Сырого неуча. Да, рок — увы — таков!
Турецкие глаза — прекраснейшие в мире —
Находим у кого? Обычно у рабов». - В таблице не представлены дети Алп-Арслана, не упомянутые в статье.
- В таблице не представлены дети Мелик-шаха, не упомянутые в статье.
Примечания
- ↑ , p. 76.
- , с. 197—198.
- , p. 447.
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ , p. 77.
- , с. 180.
- , p. 53.
- ↑ , pp. 100—101.
- , p. 2.
- ↑ , с. 88.
- , с. 135.
- , комм. 522, с. 135.
- , p. 428.
- , с. 78.
- , p. 1.
- , с. 78—79.
- ↑ , с. 79.
- ↑ , с. 197.
- ↑ , p. 127.
- , комм.48, с. 78.
- ↑ , комм. 48, с. 78.
- ↑ , комм. 48, с. 79.
- ↑ , p. 145.
- ↑ , p. 105.
- , p. 429.
- , p. 100.
Литература и источники
Литература
- Маркарян С. А. // Журнал Социальных Наук. — 1981. — Т. 12 . — С. 77—89 .
- Султанов Ш., Султанов Л. Омар Хайям Молодая гвардия , 1987. — 320 с. — ( Жизнь замечательных людей , вып. 679). . — М. :
- Atçeken Z., Yaşar B. . — İs. : Eğitim Yayınevi, 2016. — 352 S. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
- Ateş E. Ahlatşah (Ermenşah) — Gürcü Münasebetleri (тур.) // Selçuk Üniversitesi Selçuklu Araştırmaları Dergisi. — Selçuklu/Konya: Selçuk Üniversitesi, 2019. — Sayıl. 10 . — S. 127—160. — ISSN .
- Bezer G. Ö. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2011. — C. 40 . — S. 510 .
- Bosworth C. E. The Political and Dynastic History of the Iranian World (A.D. 1000-1217) // The Cambridge History of Iran / edited by J. A. Boyle . — Cambr. : Cambridge University Press , 1968. — Vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods. — P. 1–202. — doi : .
- Bowen H., Bosworth C.E. Niẓām al-Mulk / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill , 1995. — Vol. 8. — P. 69—73. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936 ).
- Kafesoğlu İ. . — Carbondale: Southern Illinois University Press, 1988. — ISBN 978-0-8093-1414-0 .
- Sykes P. . — 1915. — P. 106, 111.
Источники
- Вардан Великий . / пер. Н. О. Эмина . — М. , 1861.
- Низам аль-Мульк . / пер. Б. Н. Заходера . — М. : АН СССР , 1949.
- Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. / пер. З. М. Буниятова . — Восточная Литература , 1980.
- Смбат Спарапет . / пер. А. Г. Галстяна . — Ер. : Айастан , 1974.
- Abou 'l-Feda . Des annales d'Abou 'l-Feda // / ed. and trans. . — P. : Imprimerie nationale, 1872. — P. 2—165. — 952 p.
- Matthieu (D'Edesse) . . — P. : A. Durand, 1858.
- Hamdallah Mustawfi . // / . — 1848. — P. 417—466.
- 2021-02-23
- 1