Частная жизнь Генриха VIII
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ча́стная жизнь » — советский художественный фильм , снятый в 1982 году режиссёром Юлием Райзманом на киностудии « Мосфильм ». Главную роль исполняет Михаил Ульянов .
Предпоследняя картина Юлия Райзмана. Один из девяти советских фильмов , номинированных на премию « Оскар » в категории « Лучший фильм на иностранном языке ». На 39-м Венецианском кинофестивале Михаил Ульянов удостоился специального приза жюри за исполнение главной роли.
Государственная премия СССР за 1983 год.
Два производственных предприятия реорганизовали в одно, и бывший директор одного из них, Сергей Никитич Абрикосов ( Михаил Ульянов ), должен уйти на пенсию. Абрикосов олицетворяет сталинский тип руководителя: он целиком посвящает себя работе, именно работа является смыслом его жизни. Жёсткий и требовательный, он живёт в ритме своей молодости, когда он был выдвинут на должность директора и в 20 лет получил первый орден.
Теперь, выйдя на пенсию, Абрикосов обнаруживает, что вне работы не может найти себе места в жизни. И в семье, как оказалось, тоже не всё благополучно. Сын — полная ему противоположность, не имеет серьёзных устремлений в жизни, предпочитает учёбе праздность и развлечения. С женой ( Ия Саввина ) у Сергея Никитича нет общих интересов: она уважает его, но между ними нет духовной близости. У дочери от первого брака тоже свои неразрешимые семейные проблемы.
Постепенно совместные переживания сближают Абрикосова с семьёй.
После сообщения о назначении своего преемника, кандидатуру которого он счел недостойной, Абрикосов отправляется в министерство, где узнает о подготовке для него предложения о назначении на новую должность. Финал фильма остаётся открытым и заканчивается сценой: Абрикосова по телефону вызывают в министерство. Стоя перед зеркалом, он завязывает галстук, и его движения замедляются — он задумывается о чём-то своём. Киновед Нея Зоркая , анализируя финал, полагала, что, скорее всего, Абрикосов осознал, что всю свою жизнь он потратил на какие-то бесполезные и напрасные вещи, разрушавшие его день за днём . Михаил Ульянов же предположил, что в любом исходе «это будет другой человек, человек, переживший трагическую перестройку своего внутреннего мира» .
Разве мало людей попали в такое положение, когда рухнула система? Одни сориентировались, приноровились, другие — их много — не были готовы к переменам. Солидные люди, благополучные, хорошие работники… И никому не нужны. Трагедия невостребованности! Но это не социальная и не только российская, а общечеловеческая трагедия.
В своем предпоследнем проекте Юлий Райзман поднял важнейшую тему того времени и на ключевую роль утвердил, хотя и неохотно, одного из самых популярных киноактёров СССР Михаила Ульянова . Неохотно — так как режиссёр «не любил снимать тех, кто много играет в кино» . Как полагал Ульянов, выпуская все свои картины, включая и «Частную жизнь», Райзман тонко чувствовал то, что завтра коснётся многих .
Для этого образа Ульянову, которому на тот момент не исполнилось и 55 лет, был сделан специальный «состаривающий» грим, седина на висках . Актёр признавался, что работать с Райзманом было легко: «Конечно, у него имелось заранее принятое решение, но он выслушивал иную точку зрения, легко соглашался: „Попробуйте!“ — так был свободен и так доверял актёру» .
На роли в картине пробовались молодые артисты Альгис Арлаускас и Олег Меньшиков , но ни один из них не был утверждён: Арлаускас ушёл к Леониду Гайдаю в « Спортлото-82 », а Меньшиков — к Михаилу Козакову в « Покровские ворота » . Райзман был жутко недоволен и говорил, что «молодёжь игнорирует живого классика» .
Сразу же после премьеры ленты руководство Венецианского кинофестиваля объявило о демонстрации «Частной жизни» в одной из внеконкурсных программ. Ульянов никак не предполагал, что история о простом советском пенсионере заинтересует важнейший мировой киносмотр . Тем не менее, на Лидо фильм ждал крупный успех и несколько призов, отправившихся к самому Ульянову за исполнение главной роли и режиссёру Райзману «за артистическое и профессиональное сотрудничество» .