Interested Article - Берлин (фильм)

«Берли́н» — советский полнометражный документальный фильм Ю. Я. Райзмана 1945 года о штурме Берлина в ходе Берлинской наступательной операции в конце Великой Отечественной войны и капитуляции Германии . Кадры военной кинохроники сняты большой группой фронтовых операторов в ходе ожесточенных боёв на подступах к Берлину и в самом городе. В фильме также использованы кадры немецкой хроники, обнаруженные в берлинском фильмохранилище.
В 1946 году фильм открыл первый Международный Каннский кинофестиваль , где был встречен с успехом и получил «Первую международную премию» в категории «За лучший полнометражный документальный фильм» .

Сюжет

Фильм начинается в пустом рабочем кабинете Адольфа Гитлера с изложением его планов по созданию Германской Мировой империи и его цитатами:
«Без власти над Европой мы ничто. Европа — это Германия!»
«Если мы хотим создать Великую Германскую империю… мы должны истребить славянские народы» и так далее.
Первой из великих побед советских войск стала Сталинградская битва , сделавшая возможными последующие успешные действия Красной армии . На схеме показывается победоносное движение советских армий от Волги на запад, до последнего водного рубежа — реки Одер , которую немцы называли «рекой своей судьбы», но через четыре года войны судьба этой реки перешла в руки русского солдата.
Показывается масштаб подготовки к форсированию Одера и последнему решительному сражению — битве за Берлин . Назначенный на фронт маршал Г. К. Жуков , войска которого должны овладеть Берлином, проводит военное совещание на котором знакомит присутствующих с планом Ставки Верховного Главнокомандования . На рельефной карте проводится репетиция предстоящей наступательной операции. Советские техника и войска также готовятся к решительному наступлению.

В четыре часа утра из артиллерийских орудий наносится внезапный и невиданный по силе удар по вражеской обороне с полумиллионной группой войск. На удерживаемый плацдарм перебрасываются всё новые советские части, в итоге ими занят западный берег Одера, а войска Красной армии 21 апреля 1945 года подходят к немецкой столице.
О славных страницах прежних побед русского оружия напоминают кадры со старинными реликвиями и гравюрами 1760 года, отсылающие к событиям Семилетней войны , акт капитуляции, подписанный 9 октября 1760 года .

25 апреля замыкается кольцо вокруг Берлина, в ходе которого войска 1-го Белорусского фронта соединяются с армиями 1-го Украинского фронта . После необходимых приготовлений начинается штурм столицы Третьего рейха , окружённой со всех сторон частями Красной армии. На улицах предместий и самого города идут ожесточённые уличные бои. Многие немцы, понимая неизбежность поражения, сдаются в плен. Советские войска, занимая улицу за улицей, квартал за кварталом, продвигаются к центру города, к рейхстагу. Между передовыми соединениями Красной армии начинается своеобразное боевое соревнование за право водружения флага Победы. С возгласами «На рейхстаг!» отряд с красным знаменем в руках, под непрекращающимся огнём противника с риском для жизни пытается прорваться к рейхстагу. В его рядах находятся фронтовые кинооператоры. Они запечатлели исторические кадры, когда красноармейцы взбираются по ступеням рейхстага и водружают над ним знамя Победы .
2 мая 1945 года, после девятидневного штурма вражеский гарнизон капитулирует. Десятки тысяч пленных движутся по улицам Берлина мимо домов с вывешенными на них белыми флагами. Бойцов Красной армии радостно приветствуют флагами своих стран освобождённые пленные союзнических государств: англичане, американцы, французы, бельгийцы, норвежцы, поляки .

На исторических кадрах процедура подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии . Их сменяют кадры ликующей Москвы в День Победы , 9 мая 1945 года : «Таков сегодня Берлин и такова сегодня Москва». По яркой, солнечной и многолюдной Москве, идут празднующие победу счастливые москвичи с цветами. По Красной площади шагают воины-победители и швыряют к подножию мавзолея Ленина , на трибуне которого находится советское военное руководство, — трофейные немецко-фашистские штандарты . Под музыку хора «Славься» из финала оперы М. И. Глинки « Жизнь за царя » диктор торжественно произносит: «Ликуйте, советские люди! Вы совершили то, чего не смог сделать никто другой в мире!» Фильм завершается цитатой И. В. Сталина , из его выступления 9 мая 1945 года: «Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами».

История создания

«Берлин» (1945)

Создание хронико-документального фильма, посвящённого завершающему войну сражении было поручено снять режиссёру Ю. Я. Райзману , который в 1944 году снял документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией». Картину о взятии Берлина Райзман снимал на базе 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта , режиссёр на протяжении двух месяцев шёл к Берлину , затем участвовал в штурме Берлина . Привлечение режиссёров художественных фильмов к созданию документальных лент соответствовало тенденциям развития советского кино периода завершения войны. Как указывает историк кино Жорж Садуль , последний год войны ознаменовался полным расцветом советского документального кино: «К режиссёрам, которые сформировались на практической работе в кинохронике, присоединились несколько режиссёров художественных фильмов». По мнению английского критика Дайлиса Пауэлла, в это время за исключением лишь нескольких фильмов очень немногие английские военные ленты могли сравниться с советскими. На высокий уровень достигнутый кинематографистами СССР в области документального кино в тяжёлые для страны годы, также указывает И. Г. Большаков , который продолжительное время руководил советским кинематографом. Так, по его мнению, документальное кино по своим качествам достигло уровня художественной кинематографии по своему идейно-политическому и воспитательному значению: «Советские документалисты очень многое сделали, чтобы поднять значение документального кино до уровня художественной кинематографии» .

Документальный материал, который вошёл в фильм снимался большой группой военных кинооператоров . До Берлинской наступательной операции, фронтовые кинооператоры прикреплялись к какой-либо армии или фронту и получая военную информацию от руководства армии выезжали на участки фронта, которые считали наиболее интересными . Количество операторов на том или ином фронте менялось в зависимости от активности и масштабов военных операций . Однако во время взятия Берлина от прежних практик пришлось отказаться, в связи с быстро меняющейся обстановкой и масштабом событий .

Юлий Райзман вспоминал, что фильм был создан за 18 дней в ходе работы «невиданного темпа и напряжения» . По его словам, во время штурма Берлина в распоряжении съёмочной группы было очень много операторов, которых при этом можно было оперативно расставлять по своему усмотрению. С учётом того, что ситуация постоянно менялась, что естественно приводило к изменению съемочных задач, а также необходимостью поддерживать непрерывный контакт с операторами, военное руководство обеспечило документалистов различными способами и средствами связи. Так, в распоряжение съёмочной группы были приданы мотоциклисты, телефонная связь с политотделом армий и секретарём Военного совета, куда операторы каждые два часа регулярно передавали информацию о своём текущем местонахождении и об отснятых киноматериалах: «Так что даже в моменты безостановочного многокилометрового марша наших частей мы в любую минуту знали, где находится тот или иной оператор, и могли передать ему наше съёмочное задание» . В. Э. Томберг позже вспоминал, что в связи с меняющейся обстановкой каждый из операторов получал особое задание или сам выдвигал конкретные предложения. Райзман охотно поддерживал инициативу и указывал по этому поводу следующее: «Успех работы решаете прежде всего вы — операторы!» Также Томберг отмечал, что ни в одном сражении ВОВ, не участвовало так много операторов, как в Берлинской операции, которых по его словам насчитывалось 39 .

Честь съёмок процедуры подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии выпала Роману Кармену . По его словам, после того как маршал Жуков предложил Вильгельму Кейтелю , как главе немецкой делегации подписать акт капитуляции, в зале началось безумное столпотворение из присутствующих здесь фотографов и кинооператоров, которые обещали перед этим организаторам вести себя в рамках приличий:

Все ринулись к столу президиума, как одержимые, отталкивая друг друга локтями, громоздясь на столы и стулья, забывая о приличии, об обещаниях, данных офицеру, толкая генералов и адмиралов. Мне посчастливилось прорваться на переднее место, потом меня оттеснили, потом я, кажется, сильно стукнув по голове ручкой от штатива американского адмирала, снова оказался в переднем ряду, одна мысль, одно чувство — снимать, снимать, чего бы это ни стоило, любой ценой, но только снимать!..

В общей сложности советскими кинооператорами было отснято около 30 000 метров киноплёнки. В распоряжение документалистов также поступило около 20 000 метров немецкой трофейной кинохроники .

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Юлий Райзман (автор фильма и руководитель фронтовых съёмок)
  • Операторы:

Критика

27 июня 1945 года газета « Правда » писала, что за время войны советские кинодокументалисты выпустили целый ряд выдающихся документальных фильмов, а фильм «Берлин» является достойным итогом этой работы:

Нет нужды определять историческую ценность замечательного фильма, она ясна каждому. Но нельзя не отметить мастерскую творческую работу его создателей, режиссёра и операторов. Повествование о великих исторических событиях получило своё завершение в ясной композиции фильма, в остром красноречивом монтаже и в ярких кадрах важнейших исторических событий. Лаконичный, живой текст хорошо слушается в отличном чтении Л. Хмары .

По мнению И. Г. Большакова, картина представляет собой выдающееся произведение советского кино: «В нём сконцентрирован весь опыт, накопленный за годы войны нашей военной документальной кинематографией. Этот фильм встретил самую высокую оценку советской общественности» .

По мнению Н. М. Зоркой , историка советского и российского кино, картине «Берлин» подошёл бы подзаголовок «Сюита Победы», что «соответствует монтажу, музыке, ритму этого произведения, одновременно уникальному историческому свидетельству и подлинному шедевру кино» .

Премии и награды

Комментарии

  1. Погиб в апреле 1945 года. Награждён посмертно, в титрах фильма не указан .

Примечания

  1. Большаков И. Документальные фильмы о войне // Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — М. : Госкиноиздат, 1950. — С. 142—167. — 216 с.
  2. . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 16 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  3. Зоркая, Нея. . old.kinoart.ru . Искусство кино. Дата обращения: 16 августа 2019. 21 февраля 2022 года.
  4. Садуль, Жорж. Всеобщая история кино. Кино в период войны 1939—1945 / Перевод с французского Л. Ю. Флоровской. — М. : Искусство, 1963. — Т. 6. — С. 197. — 467 с.
  5. , с. 261.
  6. Томберг В. Э. . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 17 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  7. Райзман Ю. // Искусство кино. — 1968. — № 5 . 16 августа 2019 года.
  8. Кармен Р. Л. Но пасаран!. — М. : Советская Россия, 1972. — С. 198. — 384 с.
  9. . old.rgakfd.ru. Дата обращения: 16 августа 2019. 26 августа 2019 года.
  10. . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 16 августа 2019. 16 августа 2019 года.
  11. . warheroes.ru . Герои страны. Дата обращения: 16 августа 2019. 2 января 2019 года.

Литература

  • Большаков И . Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 216 с.
  • Зак М. Е . Юлий Райзман. — М.: Искусство, 1962. — 230 с.
  • Зоркая, Нея . Сгустки истории. Портрет режиссёра Юлия Райзмана. Искусство кино №2 (февраль 2004).
  • Их оружие кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров // Составители А. А. Лебедев, Д. Г. Рымарев. — М. : Искусство, 1984. — 277 с.
  • Райзман Ю. Я . Вчера и сегодня. — М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1969. — 80 с. (Рассказы о творческом пути).
  • Томберг В. Э . В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора. — М., Эйзенштейн-центр, 2003.
  • Цена кадра. Каждый второй — ранен, каждый четвёртый — убит // Советская фронтовая кинохроника, 1941—1945 гг. / документы и свидетельства / Авт.-сост. В. П. Михайлов, В. И. Фомин. — М. : Канон+, 2010. — 1047 с. — ISBN 978-5-88373-252-6 .
  • Фомин В. И. . — М. : Киновек, 2018. — С. 791. — 960 с. — ISBN 5-905352-20-1 .

Ссылки

  • . csdfmuseum.ru . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 20 марта 2021. 21 апреля 2021 года.
  • от 25 января 2021 на Wayback Machine // net-film
Источник —

Same as Берлин (фильм)