Interested Article - Лицемерие

Лицеме́рие моральное качество , состоящее в том, что заведомо неправильным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписывается псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели .

Лицеме́р ( м. ), Лицеме́рка ( ж. ) — ханжа , притворно набожный или добродетельный, а также корыстный льстец, личинник, притворщик, облыжный и скрытный самотник, лукавый смиренник — Ипокри́т (м., др.-греч. ὑποκρίτής ) .

Этимология

Слово «лицемер» буквально означает человека, меняющего лица , то есть актёра , от древнегреческого слова гипокрити́с ( ὑποκριτής ). В «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля» слово «лицемерие» определено как «Лицемерие — свойство, качество, состоянье лицемерного» .

Лицемерие в этике

По мнению Игоря Кона , лицемерие — это «отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий» .

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду , культурное лицемерие — особое состояние , поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесённую жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт .

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса . Одноимённая книга принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс . Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» .

В своих настоящих работах западные исследователи часто акцентируют внимание конкретно на феномене морального лицемерия, под которым в широком смысле подразумевается любое отступление от моральных стандартов, в частности, вне зависимости от того, были они публично выражены или нет. При этом западные учёные выделяют три формы морального лицемерия: моральное двуличие , моральную слабость и двойные стандарты .

Моральное двуличие

Моральное двуличие также называют моральным обманом (moral deception), который заключается в «мотивации производить моральное впечатление, по возможности избегая затрат на то, чтобы быть действительно моральным» . Лицемерие в данном случае носит исключительно межличностный характер, поскольку обманчивые моральные утверждения или действия публичны и направлены на конкретного человека или аудиторию , которую он представляет. Исследователи из Стэнфордского университета Бенуа Монин и Анна Мерритт, таким образом, определяют моральное двуличие как форму межличностного обмана, которая предполагает публичную трансляцию некоторой морали по основаниям, не связанным с самой моралью. Учёные также выяснили, что поведенческое несоответствие моральным стандартам (behavioral inconsistency) не всегда связано со — иногда люди просто не способны следовать тем моральным нормам, которые они озвучили публично . Так, примером морального двуличия может служить благотворительная политика американской табачной компании Philip Morris International в 1999 году , когда она пожертвовала на собственно благотворительность свыше 60 миллионов долларов , в то время как затраты на рекламу морального облика компании составили 108 миллионов долларов . [ источник не указан 589 дней ]

Моральная слабость

Моральная слабость — это простая форма морального лицемерия, связанная с неспособностью человека жить в соответствии с моральными ценностями . Любопытно, что существуют исследования, опровергающие наличие какой-либо корреляции между конкретными моральными ценностями и уровнем проявления моральной слабости . Зачастую люди объясняют собственное отступление от некоторых моральных ценностей через большую актуальность и значимость других моральных ценностей в конкретный момент времени. Так, например, несправедливое поведение по отношению к близким может объясняться заботой о них . Также данная форма морального лицемерия, в отличие от морального двуличия или двойных стандартов, носит по большей мере не межличностный, а внутриличностный характер .

Двойные стандарты

Исследователи из Северо-Восточного университета Пьеркарло Вальдесоло и Дэвид ДеСтено определяют двойные стандарты как такую форму морального лицемерия, при которой собственные моральные проступки или моральные проступки группы , с которой человек себя идентифицирует, оцениваются в меньшей степени негативно, чем чужие . Учёные выяснили, что эмоции тесно связаны с уровнем проявления двойных стандартов: вина снижает его, а гнев , напротив, повышает . Однако, причинным основанием для включения механизмов работы двойных стандартов, скорее всего, будет фундаментальная ошибка атрибуции : оценивая моральные проступки других, люди склонны приписывать им соответствующие личностные черты ( аморальность , безнравственность и т. д.); когда же речь заходит об оценке собственных моральных проступков, люди исходят в своих суждениях из внешней, а не внутренней атрибуции , объясняя своё поведение уже не наличием диспозиций, но ситуацией, внешними обстоятельствами.

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие ( греч. ὑποκριτής гипокрити́с — «актёр; притворщик» , от ὑπό гюпó — «под» и κρίνω кри́но — «судить») — есть грех двоедушия, духовный недуг души человеческой, подлежащий исповеданию в таинстве исповеди, помогающем душе человека получить исцеление от Господа. «В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи — дьявол. Жизнь лицемера не может быть жизнью в Боге, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя». Лицемерный, двоедушный человек живёт двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая — внутренняя, сокровенная.

В Новом завете лицемером считается:

  1. Человек, делающий что-либо с тем намерением, чтоб видели люди (см. Мф. ).

Лицемерие стало главной темой английской политической истории в начале XVII века. Акт о веротерпимости 1689 года допускал определённые права, но лишал протестантских нонконформистов (таких как конгрегационалисты и баптисты ) важных прав, в том числе права занимать должности. Нонконформисты, которые хотели получить должность, демонстративно принимали англиканское таинство раз в год, чтобы избежать ограничений. Англиканцы высокой церкви были возмущены и объявили вне закона то, что они называли «случайным соответствием» в 1711 году .

Ислам

В исламе лицемеров обозначают термином мунафик , а лицемерие — нифак . Мунафик внешне себя показывает набожным мусульманином , но не является верующим. Первое же упоминание о лицемерах было ниспослано пророку Мухаммеду в самом конце мекканского периода его жизни. Признаки лицемеров проявляются либо в убеждениях, либо в поступках.

Ислам считает лицемерие худшим грехом , чем неверие . Согласно Корану , после смерти лицемеры будут вечно пребывать в нижнем (самом мучительном) уровне ада . Блуждая между верой и неверием, лицемеры занимаются интригами и создают вокруг себя смуту . Они могут совершать действия, соответствующие шариату , но делают они это напоказ . Лицемеры с трудом поднимаются на молитвы , дают ложные клятвы, пытаясь отвратить окружающих от религии . Они распространяют среди верующих ложные слухи ; посмеиваются над знамениями Аллаха ; поступают только в соответствии со своими личными интересами ; в бою они убегают от врагов, а в случае победы пытаются заполучить свою долю от военных трофеев .

Лицемерие в поступках имеет место в случае некоторой схожести поступков людей с поступками лицемеров. При этом, нельзя утверждать, что лицемерие проникло в убеждения таких людей . Согласно преданию, пророк Мухаммад сказал: «Имеется три признака лицемерия человека: разговаривая с кем-то, он лжёт, не сдерживает своих обещаний, не сохраняет в неприкосновенности то, что ему доверили другие люди» . Вероятность того, что лицемерие в некоторых поступках может стать убеждением людей их совершающих, велика. Мусульманину, ощущающему в себе признаки этого вида лицемерия, необходимо раскаяться и срочно принять меры для своего исправления . В Коране сказано: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят» (107:4-6).

Иудаизм

Лицемерие в иудаизме — отрицательный и непристойный поступок. Примеры можно найти в Торе , Талмуде и Галахе : «וַיִּשְׂנְאוּ אֹתוֹ וְלֹא יָכְלוּ דַּבְּרוֹ לְשָׁלֹם»[1 ,о братьях Иосифа сказано «и будут ненавидеть его и не могли смириться с ним». Раши объясняет: «уста и сердце в рознь». Гемара в Брахот запрещает лицемеру учиться в Бейт Мидраше. Молитвенник, согласно Псалму Авот: «Богобоязненный человек открыто признаёт правду и говорит правду в своём сердце».

Примечания

  1. Первый толковый Большой энциклопедический словарь. — СПб. , М. : Рипол-Норинт, 2006. — С. 967. — 4000 экз. ISBN 5-7711-0207-5 .
  2. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  4. Этимологический словарь Макса Фасмера «Лицеме́р — меняющий лица, двуличный»
  5. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля «Лицедействовать, -деить — действовать под личиною, принимая на себя чужой вид, образ; представлять какое лицо, на игрищах или быть самозванцем; ханжить, вообще притворяться. Лицедействие, -действо ср. — поступки лицедея м. -дейки ж. актёра, актрисы; ханжи, притворного, двуличного человека. Лицедейный, к нему относящ. Лицемерить, -мерствовать — принимать на себя личину, быть двуличным, облыжным, действовать притворно, обманывать внешностью; прикидываться смиренным, ханжить; льстить кому из своих видов. Лицемерный поступок — притворный, облыжный, где зло скрывается под личиною добра, порок под видом добродетели; — человек, лицемер м. -мерка ж. ханжа, притворно набожный или добродетельный; корыстный льстец. Лицемерие, лицемерство ср. лицемерность ж. — свойство, качество, состоянье лицемерного. Лицемерность этого поступка очевидна, лицемерная цель. Лицемерие этого ханжи известно, качество действий его. Лицемерство — гнусный порок, отвлечённое понятие о свойстве. Лицемероватый, -меристый, лицемерный, в меньшей степени с наклонностью к сему»
  6. Кон И. . «Национальная философская энциклопедия» (1981). 17 апреля 2013 года.
  7. Головин С. Ю. . «Национальная психологическая энциклопедия» (1998). Дата обращения: 21 октября 2007. 11 октября 2012 года.
  8. . Дата обращения: 21 октября 2007. 20 февраля 2008 года.
  9. .
  10. .
  11. . Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано из 27 сентября 2018 года.
  12. . Дата обращения: 16 марта 2019. 16 мая 2018 года.
  13. . Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано из 27 июня 2017 года.
  14. . Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано из 27 июня 2017 года.
  15. . Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано из 27 июня 2017 года.
  16. . Дата обращения: 16 марта 2019. 21 декабря 2018 года.
  17. . Дата обращения: 5 декабря 2021. 7 октября 2021 года.
  18. . Дата обращения: 5 декабря 2021. 5 декабря 2021 года.
  19. Jones Clyve (2011). " 'Too Wild to Succeed': The Occasional Conformity Bills and the Attempts by the House of Lords to Outlaw the Tack in the Reign of Anne". Parliamentary History . 30 (3): 414—27. doi : .
  20. .
  21. ан-Ниса
  22. ан-Ниса
  23. аль-Муджадиля
  24. Аль-Ахзаб
  25. ан-Ниса
  26. аль-‘Анкабут
  27. ан-Ниса
  28. ат-Тирмизи . Иман, хадис № 14 // Джами ат-Тирмизи .

Литература

Источник —

Same as Лицемерие