Способ построения сюжетной композиции
фольклорных
произведений
, который заключается в присоединении однородных
мотивов
в определённом порядке до обозначенного предела.
Говоря о кумуляции в фольклоре, имеется в виду традиционный фольклор, а не
постфольклор
, где архаичный принцип построения сюжета стал непопулярным. Кумулятивный принцип применяется в обрядовом фольклоре (
заговоры
), в сказочном фольклоре (
сказка
), в детском фольклоре (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, считалки, детский юмористический фольклор).
Адлейба Дж. Я.
Повтор как элемент и фактор внутренних повествовательных связей // Труды Абхазского гос. ун-та. — Т. 7. — Сухуми, 1989.
Адлейба Дж. Я.
Гл. II. Пространство повторов и связок // Поэтико-композиционная и стилевая система сказки в комплексном освещении. —
М.
: МАКС Пресс, 2000. — С. 75—193.
Амроян И. Ф.
. — Тольятти, 2000.
Кретов А. А.
(недоступная ссылка)
.
Лозовская Н. В.
Психолингвистическая модель текста (на материале кумулятивных сказок) // Мат. XXVIII межвуз. научно-метод. конф. (15—22 марта 1999 г.). — Вып. 16. Секция общего языкознания. — Ч. 2. —
СПб.
: Изд-во СПбГУ, 1999. — С. 15—19.
Лотман Ю. М.
Избранные статьи : в 3 томах. — Таллин, 1992. — Т. 1. — С. 224—226, 230—242. (Происхождение сюжета в типологическом освещении.)
Пропп В. Я.
Фольклор и действительность. —
М.
, 1976. — С. 242—249. (Кумулятивная сказка.)
Рафаева А. В.
Изучение кумулятивных сказок: формальный и типологический аспекты //
Живая старина
. — 2002. — № 1. — С. 50—52.
Тамарченко Н. Д.
Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. — Кемерово, 1986. — С. 47—53. (Принцип кумуляции в истории сюжета: к постановке проблемы.)
Топоров В. Н.
Ранние формы искусства. —
М.
, 1972. — С. 80—84. (К происхождению некоторых поэтических символов [Палеолитическая эпоха].)
Хализев В. Е.
Теория литературы. —
М.
, 1999. — С. 215. (Сюжет и его функции.)
Шкловский В. Б.
О теории прозы. —
М.
, 1983. — С. 34—62. (Ступенчатое строение и задержание.)