Interested Article - Поэтические воззрения славян на природу

« Поэтические воззрения славян на природу » (полное название «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» ) — фундаментальное исследование А. Н. Афанасьева (1826—1871) по славянской мифологии , впервые изданное в 1865—1869 годах. Главный труд автора, над которым он работал 17 лет, и, возможно, всей мифологической школы в русских этнографии и фольклористике XIX века. Книга оказала большое влияние на современников и имеет большое историческое значение. Книга не переиздавалась полностью в течение более 130 лет, только в 1980-е вышли сокращённые издания отдельных частей. Многократно переиздавалась в постсоветские годы. Также к ней были изданы справочные материалы и комментарии :6-14 :8-9 .

К этой книге не раз обращались за вдохновением русские поэты и писатели: А. А. Блок , С. А. Есенин , П. И. Мельников-Печерский , А. Н. Островский , А. М. Ремизов , А. К. Толстой , В. Хлебников и др.

Критика

Для своего времени А. Н. Афанасьев был выдающимся собирателем фольклора. Исследователи отмечали важные достоинства «Поэтических воззрений славян на природу»: объём эмпирического материала и его систематизацию :6 .

Однако, как отмечал В. Я. Пропп , уровень его как исследователя фольклора и мифологии был невысоким . Исходя из своей общей теории происхождения народной поэзии из мифа, Афанасьев объявляет и некоторые славянские народные праздники остатками религии поклонения солнцу . Эта так называемая «мифологическая» теория , как показали позднейшие исследования, ошибочна, но она имела многих сторонников как в Западной Европе, так и в России . В исследовательских трудах Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная солнечная мифология древних славян . Как замечает А. Л. Топорков , Афанасьев

не столько реконструировал древнюю мифологию, сколько завершал её строительство, прерванное введением христианства. Создавая величественную картину славянских языческих верований, Афанасьев выступает не столько как исследователь, но и как сотворец, продолжатель мифологического процесса :232 .

Направление, взятое А. Н. Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым , резкой критике подвергли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов . Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов . А. Н. Афанасьев отвечал на критику Н. Г. Чернышевского .

Ошибочность методологических посылок Афанасьева стала очевидна уже к концу XIX века. Крупнейший русский и советский этнограф Д. К. Зеленин писал по этому поводу:

Старая работа А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» в своё время имела большое значение, однако давно уже утратила всякую научную ценность. А. Н. Афанасьев был наиболее последовательным сторонником мифологической школы , возводившей всё земное к небесному началу. Теории Гримма , Шварца и Макса Мюллера доведены им до крайности. В своих работах Афанасьев использовал статьи из малодоступных русских провинциальных изданий, однако даже пользоваться его трудами только как собранием материалов не рекомендуется, так как он не всегда разграничивает объективное изложение фактов и собственные выводы .

М. К. Азадовский замечал, что Афанасьев подгонял различные явления народной жизни и поэзии к заранее данным схемам мифических представлений :6 .

Со временем стала очевидна ошибочность и многих лингвистических выводов и сопоставлений Афанасьева .

В книге обильно цитируются известные подделки и мистификации: Краледворская рукопись , глоссы Вацерада :9 , « Белорусские народные предания » П. Древлянского .

Все вышеперечисленные недостатки не помешали тому, что труды Афанасьева в области славянской мифологии остаются весьма популярными и в наши дни — как среди исследователей, так и среди массового читателя. Академик В. В. Иванов считал, что Афанасьев прозорливо предугадал, не имея в наличии доказательств, многие научные выводы, которые будут сделаны впоследствии :6-7 . Теория Афанасьева оказала значительное влияние на формирование влиятельной в наши дни теории «основного мифа» . В то же время работы Афанасьева пользуются большой популярностью и у представителей псевдонауки в исследованиях славянской мифологии :8 .

Издания

  • Поэтические воззрения славян на природу. — 1-е изд. — М. : Изд. К. Солдатенкова.
    • . — 1865. — 800, [4] с.
    • . — 1868. — 784, IV с.
    • . — 1869. — VII, 842 с.
  • Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Индрик, 1994 [репринт].
  • Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Современный писатель, 1995. — (Славянский мир). — 10 000 экз. ISBN 5-265-03309-2 , ISBN 5-265-03305-X .
  • Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2002.
  • Славянская мифология (Поэтические воззрения славян на природу; Происхождение мифа). — М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — 4100 экз. ISBN 978-5-699-27982-1 , ISBN 5-91016-014-3 .
  • Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Академический проект, 2013. — 1520 с. — (Технологии культуры). — 4100 экз. ISBN 978-5-8291-1460-2 , ISBN 978-5-8291-1763-4 .

Сокращённые и отдельные части

  • Древо жизни. — М.: Современник, 1983. — 427 с.
  • Живая вода и вещее слово. — М.: Советская Россия, 1988. — 446 с.

См. также

Примечания

  1. Журавлев А. Ф. / Отв. ред. С. М. Толстая . — М. : Индрик, 2005. — 1004 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-318-2 . 24 сентября 2015 года.
  2. Башкатов И. Слово и миф: славянская мифология, или Духовный подвиг Александра Афанасьева // Афанасьев А. Н. Славянская мифология (Поэтические воззрения славян на природу; Происхождение мифа). — М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2008. — С. 5—11. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — 4100 экз. ISBN 978-5-699-27982-1 , ISBN 5-91016-014-3 .
  3. Евдокимова Л. В. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // Вестник Волгоградского государственного университета . Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — № 3 / 2003.
  4. Пропп В. Я. . — М. : Лабиринт, 2000. — С. 11. 23 марта 2019 года.
  5. Топорков А. Л. Миф и славянская мифология в творческом наследии А. Н. Афанасьева // Теория мифа в русской филологической науке XIX века. — М. : Индрик, 1997. — С. 151—235. — 456 с. — (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования). — ISBN 5-85759-052-3 .
  6. Гусев В. Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. М., 1955. С. 94-143.
  7. Топорков А. Л. А. Н. Афанасьев в полемике с Н. Г. Чернышевским? (Эпизод из журнальной полемики 1850-х гг.) // Из истории русской фольклористики. СПб., 2013. Вып.8. С.369-418.
  8. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1991. С. 13-14.
  9. Топорков А. Л. // Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. — М. : Ладомир, 2002. — С. 249. — 970 с. — (Русская потаенная литература). — 2000 экз. ISBN 5-86218-381-7 .
  10. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 58.

Литература

Источник —

Same as Поэтические воззрения славян на природу