Фламель, Николя
- 1 year ago
- 0
- 0
Николя́ ( Ни́колас ) Фламе́ль ( фр. Nicolas Flamel , лат. Nicolaus Flamellus ; 1330 — 22 марта 1418 ) — французский книготорговец и меценат , которому приписываются занятия алхимией , а также исследования возможности получения философского камня и эликсира жизни .
Николя Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в небогатой семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, и после их смерти Николя переехал в Париж , где завершил своё начальное образование, став общественным писарем . Много лет спустя он писал о своих родных: «Они были достойными и честными людьми, и дали мне образование, в том числе весьма скромные познания по латыни» .
В 1356-м, по другим данным, в 1370 году он вступил в брак с зажиточной горожанкой Пернель , или Перенеллой Фламель, женщиной зрелых лет и дважды вдовой, после чего арендовал две мастерские, одну для себя, другую — для своих подмастерьев и копировальщиков. Всё имущество супругов перешло в совместное владение; сверх того, согласно легенде, Перенелла помогала мужу в его занятиях алхимией .
В 1361 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобрёл для неё на небольшую цену в два флорина папирус , известный как «Священная книга еврея Авраама» . В течение 20 лет он пытался разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке . В 1378 году для перевода этой части книги он под видом паломничества в Сантьяго-де-Компостела посетил еврейские общины Испании (иудеям в то время запрещалось жить во Франции ), где познакомился с мараном Канчесом, оказавшим ему помощь в переводе книги . По возвращении Фламеля в Париж возник миф о том, что ему якобы удалось раскрыть секрет философского камня , укрепившийся позднее в связи с долгой жизнью Фламеля.
В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли в Париже и его окрестностях, что также способствовало распространению слухов об его удачных алхимических опытах . В старости Фламель занимался меценатством , учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства , профинансировав, в частности, постройку 14 больниц , семи церквей и трёх часовен во французской столице, не считая примерно такого же количества в Булони .
В 1397 году умерла Пернель, жена Николя . Сам он скончался предположительно в 1418 году , предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери . Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви. Он имел младшего брата Жана Фламеля, писателя, с которым, однако, не поддерживал никаких отношений . При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя, который до 1789 года ежегодно проводил процессию в Сен-Жак-ля-Бушери , чтобы помолиться о душе Николя Фламеля .
Останки Фламеля и его жены Пернель после вскрытия могилы были перенесены в катакомбы .
Сохранился дом Фламеля, построенный в 1407 году , который считается старейшим в Париже ( 3-й округ , улица Монморанси, 51).
Биография Фламеля, личности, по-видимому, действительно неординарной, после смерти обросла различными мифами. С конца XV по XVII век ему, в частности, приписывали несколько алхимических трактатов, наиболее известным из которых является «Книга иероглифических фигур» ( фр. Livre des figures hiéroglyphiques ), написанная в 1409 году , а в 1612-м опубликованная в Париже. В 1624 году вышел в свет её английский перевод под заглавием «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским». Научно-критическое издание трактата подготовлено было в 1970 году французским историком тайных обществ Рене Алло . Известно, что английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон живо интересовался трудами Фламеля, переведя один из них на английский язык.
Между тем, реальный исторический Фламель, будучи довольно грамотным и работая в молодости писцом и копиистом, вряд ли свободно владел при этом древнееврейским, арамейским и пр. языками, пользуясь трудом наёмных переводчиков и переписчиков рукописей. Начиная с эпохи Просвещения алхимические занятия Фламеля признавали легендарными.
Тем не менее в XX столетии, на фоне возросшего интереса к истории тайных орденов и средневекового оккультизма , Николя Фламеля стали считать не только «одним из самых известных алхимиков Средневековья», но и одним из первых великих магистров Приората Сиона , якобы занимавшим эту должность под именем Иоанна VI с 1398 по 1418 год .
После смерти Фламеля и его супруги возникла легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Появились сообщения о его появлении в общественных местах после смерти.
Путешественник XVII века рассказывал о странном случае, произошедшем с ним. Однажды он гулял по саду возле мечети в городе Брусса (территория нынешней Турции ). Во время своей прогулки он познакомился с человеком, который утверждал, что он является одним из лучших друзей Николя Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии не более 3 месяцев назад. По словам этого человека, Фламель с женой инсценировали смерть и бежали в Швейцарию . Если бы его слова были правдой, то возраст Фламеля на тот момент составлял бы около 300 лет .
В XVIII веке старый священнослужитель утверждал, что видел Николя Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа . По его словам, лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями.
В 1761 году Фламеля с женой «заметили» в парижской опере . На этот раз их сопровождал сын, который, по слухам, был ими рождён в Индии .
В 1818 году по Парижу бродил человек, называвший себя Николя Фламелем, который за 300 000 франков предлагал продать философский камень и эликсир жизни .
Примечательно, что в середине XIX века у одного бакалейщика нашли надгробную плиту Николя Фламеля. Бакалейщик использовал её в качестве доски для резки. Сейчас плита находится в музее Клюни . В верхней части плиты изображены Пётр с ключом , Павел с мечом и Христос . Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны . Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний, на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, Прощающий грехи».
Завещание написано предположительно во второй половине XVIII века тайным последователем Николя Фламеля. Согласно легенде первая версия завещания была записана Фламелем в виде шифра на полях карманной псалтыри . Ключ от шифра Николя передал своему племяннику . У каждой буквы шифра было четыре варианта написания, а общее количество знаков в коде составляло 96. В 1758 году обладатели копий текста Антуан Жозеф Пернети и Сен-Марк вместе расшифровали завещание, потратив на это много времени. В 1762 году Пернети в «Литературном ежегоднике» сообщил о существовании неизвестного произведения Фламеля. Но оригиналы текста завещания были утрачены. В 1806 году появляется английский перевод завещания, значительно сокращённый и содержащий некоторые неточности. Однако в 1958 году Эженом Канселье в Национальной библиотеке в Париже была обнаружена рукопись завещания, составленная .
В завещании Фламель описывает этапы приготовления философского камня . Данное завещание с рецептом можно найти в открытом доступе в интернете. Само завещание обращено к племяннику Николя. Фламель говорит, что он унесёт рецепт приготовления камня в могилу и просит так же поступить своего племянника.
Легенды об изобретении Фламелем философского камня и его долгой жизни получили своё второе рождение в фантастической литературе . В частности, Фламель упоминается в следующих книгах: