Иванов-Вано, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Петро́вич Ивано́в-Вано́ (настоящая фамилия — Ивано́в ; 27 января [ 8 февраля ] 1900 , Москва , Российская империя — 25 марта 1987 , Москва , СССР ) — советский режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино . Один из основателей советской мультипликации, педагог . Народный артист СССР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Родился в Москве в крестьянской семье, приехавшей на приработки из Калужской губернии и поселившейся на Манежной площади , в те годы заселённой бедным людом. Иван Петрович был младшим из четырёх выживших детей. Тогда же получил от родителей прозвище Вано .
Его отец работал сапожником и вскоре покинул семью. Мать Елизавета Митрофановна была неграмотной, работала белошвейкой — стирала и чинила бельё в купеческих семьях, таская сына с собой. В конце концов мальчика взяли на воспитание старшая сестра Евдокия и её муж, художник Константин Спасский, оказавший на него большое влияние. С дошкольных лет Иванов увлёкся кукольным театром, для которого рисовал декорации .
Окончив два класса церковно-приходской школы, в 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с 1918 года — Вторые государственные свободные художественные мастерские, с 1920 года — ВХУТЕМАС ), где преподавал муж его сестры. Вначале обучался у В. А. Фаворского , затем перешёл на курс И. И. Машкова . В 1923 году окончил училище и через год начал работать художником-мультипликатором, а затем и режиссёром в Государственной школе кинематографии . Вместе с сокурсниками по ВХУТЕМАСу участвовал в создании первых советских мультфильмов. Снимали на голом энтузиазме, при помощи самодельных станков. Эти мультфильмы отличал особый авангардистский стиль тех лет, основанный на школе конструктивизма .
Параллельно Иванов иллюстрировал книги и обложки спортивных журналов, изготавливал эскизы костюмов для театра. В 1927 году примкнул к коллективу студии « Межрабпомфильм », где профессионально занялся мультипликацией и в начале 1930 годов возглавил студийный мультцех . В качестве художника участвовал в создании одного из самых известных раннесоветских фильмов в технике рисованной мультипликации « Каток » (1927). Вместе с художником Вадимом Лазурским изготовил мультипликационную заставку для популярной кинокомедии « Весёлые ребята » .
С 1936 года на « Союзмультфильме » , где поступил на трёхмесячные курсы повышения квалификации и вскоре стал одним из ведущих режиссёров студии. Кроме того, рисовал диафильмы. В 1939 был уволен за опоздание. По пути домой в трамвае встретил режиссёра, профессора ВГИКа Льва Кулешова , который предложил ему организовать отделение по подготовке художников мультипликационного фильма при художественном факультете института. В том же году был набран первый курс, состоявший из четырёх человек . Вскоре Иванов-Вано был восстановлен на студии.
В 1941 с началом войны вместе с «Союзмультфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату , где продолжил режиссёрскую и преподавательскую деятельность. В 1943 студия вернулась в Москву. В 1944 году начался новый набор на кафедру ВГИК под его руководством . В 1952 году Иванов-Вано получил звание профессора . Всего за почти полвека он обучил множество мультипликаторов, среди которых Лев Мильчин , Евгений Мигунов , Анатолий Сазонов , Александр Петров , Марина Соколова, Алина Спешнева , Франческа Ярбусова , Сергей Алимов , Станислав Соколов , Аркадий Тюрин , а также Тодор Динов .
Как режиссёр поставил рекордное для СССР количество полнометражных мультфильмов. Большинство его работ было выполнено по мотивам русских народных или литературных сказок. Первый же его полнометражный фильм « Конёк-горбунок » (1947) был выдвинут на соискание Сталинской премии третьей степени, но не понравился членам комиссии . Мультфильм был высоко оценён Уолтом Диснеем , который разослал его по своим студиям в качестве учебного пособия . Сам режиссёр не жаловал диснеевский тип мультипликации и, начиная с « Мойдодыра » (1939), старался всячески дистанцироваться от него в сторону классического и народного стиля .
В 1960 году он перешёл в кукольное объединение киностудии, где осуществил постановку целого ряда фильмов с применением различных техник и стилей ( лубок , иконопись, фресковая живопись, дымковская игрушка , кружева, русский авангард, стереоскопия ). В то же время, резкую смену традиционной мультипликации экспериментами с куклами и техникой перекладки режиссёр мультипликационного кино Станислав Соколов объясняет тем, что в определённый момент И. Иванов-Вано серьёзно поругался с администрацией, перенёс инфаркт и был «сослан» на студию кукольной мультипликации в качестве художественного руководителя .
Многие фильмы режиссёра были удостоены высоких международных премий. Вместе с Фёдором Хитруком он часто представлял Советский Союз на международных собраниях, в частности, в Международной ассоциации мультипликационного кино (АСИФА), которая была создана в том числе и по его инициативе, занимал в ней пост вице-президента .
В 1950 году издал книгу о мультипликации «Рисованный фильм» , в 1980 году — книгу-мемуары «Кадр за кадром» .
Член ВКП(б) с 1951 года , член Союза кинематографистов СССР (Москва) , председатель секции мультипликации в СК СССР .
Скончался 25 марта 1987 года в Москве после непродолжительной болезни на почве нервного заболевания (поражение нервных окончаний и отказ один за другим органов) . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
С 1928 года был женат на Татьяне Борисовне Беккер, по матери Анне Андреевне принадлежавшей к дворянскому роду Юрковских, двоюродной племяннице актрисы и революционерки Марии Фёдоровны Андреевой . Её отец Борис Валентинович Беккер был крупным русским и советским инженером-железнодорожником, одним из руководителей партии кадетов в Вологде . По словам дочери Ивана Петровича и Татьяны Борисовны, архивистки Галины Ивановой-Вано, Борис Беккер был «человеком высокой культуры», приобщившим её отца к древнерусскому искусству, иконописи, к культуре « Серебряного века » .
По воспоминаниям родных и коллег, Иван был физически развит, профессионально увлекался баскетболом (в 1924 году выступал за сборную РСФСР), боксом, футболом, хоккеем с мячом и теннисом. Хорошо знал русскую природу — как называются разные породы трав и деревьев, где произрастают и так далее. Был заядлым грибником, увлекался зимней ловлей. Любил готовить .
Иванов-Вано вырос в религиозной семье и мог цитировать наизусть церковные службы. По словам дочери, во взрослом возрасте он не ходил в церковь, но в семье было принято отмечать православные праздники .