Дочь Сатаны
- 1 year ago
- 0
- 0
Дочь Сиона (בַּת צִיוֹן, бат Цийон ; в Септуагинте др.-греч. θυγάτηρ Σιων ; в Вульгате лат. filia Sion ; в славянском переводе церк.-слав. дщерь Сиона ) — библейская метафора, чаще всего относящаяся к Иерусалиму как культовому центру иудаизма , или к еврейскому народу , например: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе» ( Зах. ) . Для иудейских пророков дочь Сиона олицетворяла население Иерусалима или всей Иудеи .
Первоначально метафора имела положительное значение дочери, находящейся под особым вниманием отеческой фигуры, Бога ( 4Цар. , Ис. ). После разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 году до н. э. персонификация приобретает тёмные коннотации; дочь Сиона навлекла на себя это опустошение, играя в блудницу ( Ис. , ). В Плаче Иеремии ей даётся голос, и она протестует против чрезмерного наказания за её грехи. В пророчествах утешения, относящихся к периоду возвращения в Сион (VI—V века до н. э.), дочь Сиона больше не оставлена и возвращается домой — счастливой матерью ( Ис. ) .
В качестве концептуальной метафоры термин порождает целый ряд значений отношений Бога с народом, землёй и Храмом . Данный термин означает не «дочь Сиона», а скорее Сион как дочь. Аналогично встречаются выражения: «дочь Вавилона/Халдеи» в Пс. , Ис. , , Иер. , и Зах. ; «дочь Эдома» в Плач. , ; «дочь Египта» в Иер. , , . Женская идентификация городов или земель в Библии может происходить из ассоциации городов-государств в древнем мире с богиней-покровительницей, как Афина , дочь Зевса , связана с древнегреческим городом Афинами . Древняя ближневосточная литература включает жанр городского плача, в котором богиня оплакивает разрушение своего города и гибель его жителей. В книге Плач Иеремии дочь Сион, олицетворение самого города, произносит панихиду и стоит на стороне своего разорённого и изгнанного народа (1:9b, 11b-15a, 16, 18-22; 2:11-12) .
Находящаяся под защитой отца незамужняя дочь в библейском патриархальном обществе является самой ценной фигурой и, следовательно, потенциально самой уязвимой в семье. Она остаётся под защитой в доме своего отца, пока не переедет в дом своего мужа. Она рассматривается как продолжение чести своего отца. Выкуп за невесту определяется её статусом девственницы, и отец несёт ответственность за последствия, если она была изнасилована или унижена ( Исх. , , Втор. ). Точно так же Бог в качестве отца несёт ответственность за честь дочери Сиона. Бог упоминается в связи с этим в Плаче Иеремии и пророчествах плача и утешения .
Первоначально Иерусалим, город Давида (Сион), в положительном смысле уподобляется дочери, находящейся под особым покровительством отца — Бога, что отсылает к сакральным отношениям между людьми и божественным присутствием в Храме. Иерусалим впервые представлен как дочь Сиона в пророчестве Исаии против Синаххериба ( 4Цар. , Ис. ) после вторжения ассирийского полководца в Иудею (около 701 года до н. э.). Дочь Сиона бросает вызов ассирийскому захватчику, который проникает сквозь её стены, разграбляет её имущество и убивает или увозит в рабство её детей. Под руководством царя Езекии Иерусалим успешно отражает это вторжение, поскольку Бог, отец, защищает его, посылая Ангела Господня , чтобы поразить ассирийский лагерь, после чего враг отступает ( 4Цар. , Ис. , 2Пар. ). В Псалмах персонификация города и его жителей в образе «дщери Царя», защищённой Царëм, закрытой за стенами города или дворца, скромной и весьма почитаемой, добродетельной и желанной, подчеркивает непобедимость Сиона, находящегося под божественной защитой ( Пс. , ) .
Но метафора обращается сама на себя в поэзии и пророчествах плача, когда она (Иерусалим) разорена, даже опустошена ( Ис. , Плач. , , , , , , ). Амос , пророк середины VIII века до н. э., впервые использует мотив падшей девушки в отношении «девственного Израиля» ( бетулат Исраэль ) в своём плаче о Северном царстве : «Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее». ( Амос. ; ср. Иер. , ). Точно так же, согласно пророчеству Исайи о гибели Иерусалима, дочь Сион будет оставлена, как сукка в поле ( Ис. , ср. Плач. ), временное жилище, открытое для ветра и дождя, её стены рушатся, её внутренняя сущность обнажена, беззащитна и осаждена; «сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы» ( Ис. ). Её уязвимость и насилие над ней контрастируют с её гордостью, даже надменностью в уверенности в собственной непобедимости, которую она открыто демонстрировала, когда чудесным образом спаслась от ассирийского вторжения. В порицании Исаии надменная «дочь Царя» превращается в нищую, одетую в лохмотья .
В Плаче Иеремии многие голоса осуждают разрушение Храма и Вавилонское пленение; «одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова» ( Плач. ); «И отошло от дщери Сиона все ее великолепие» ( Плач. ). Всеведущий рассказчик порицает её; она навлекла на себя разорение своими грехами ( Плач. ). Точно так же пророки осуждают Израиль, народ, олицетворяемый женщиной, которая предала своего мужа (Бога) в «блудодеянии», следуя за ложными богами ( Ос. , Иез. , , Иер. ). Её раздевают, оставляют обнажённой, выставляя напоказ её «распутство»; осквернившие её начинают её презирать ( Иез. , , Плач. , , ) .
Тон меняется, когда дочери Сиона даётся голос. Она просит стороннего наблюдателя быть свидетелем её страданий и не презирать её ( Плач. ). Она не принимает образы, данные Осией, Иеремией и Иезекиилем. На протяжении второй главы в голосе рассказчика усиливается симпатия к ней. Она именуется дочерью Сиона ( Плач. ; , , , , , , , , , , ), дочерью Иуды ( Плач. ; , , ) и дочерью народа моего ( Плач. ; ; , , ). Описаны разрушения города, страдания и гибель жителей ( Плач. , ). Хотя она остаётся презираемой ( Плач. ), рассказчик, наконец, признает, что наказание от Бога исполнено: «Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя» ( Плач. ) .
В более поздних пророчествах об утешении и возвращении дочери Сиона или Иерусалима обещано полное восстановление, возвращение к её прежней радости; «уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» ( Ис. ); Бог избавит её ( Ис. , ; ) и поселится среди неё ( Ис. , Мих. , , ; Зах. , как в первоначальной Скинии : Исх. ). Её призывают ликовать и радоваться ( Соф. , Зах. , ). Эти пророчества предвосхищают период «возвращения в Сион» после указа персидского царя Кира о том, что евреи могут вернуться на свою родину и восстановить Храм (539 год до н. э.), или синхронны этим событиям .