Версальский договор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Верса́льский экспро́мт» — одноактная комедия Мольера , впервые представленная 14 октября 1663 г. в саду версальского дворца ; 4 ноября комедию играли в парижском театре Пале-Рояль . Впервые опубликована уже после смерти Мольера, в 1682 г., в собрании сочинений Мольера, изданном Лагранжем и Вино.
В комедии звучат стихи из трагедий Корнеля «Никомед», «Гораций», «Серторий» и «Эдип».
В этой комедии актёры труппы Мольера играют самих себя.
Труппа Мольера репетирует для королевского представления новую комедию. Актёры не успевают выучить и подготовить роли, их репетиция постоянно прерывается праздным любопытством маркизов. Слуги короля торопят Мольера, — король уже в зале и ждёт представления, но Мольер всё оттягивает начало. В конце концов король великодушно разрешает сыграть любую другую пьесу, а новую оставить до другого раза.
Эта довольно примитивная сюжетная схема служит лишь общим фоном, на котором ясно вырисовываются театральные принципы Мольера, актёра, директора труппы и драматурга, и его эстетические взгляды.
В «Версальском экспромте» Мольер подвергает жёсткой и часто весьма некорректной критике театр Бургундский отель , — стиль игры, актёров (в частности, Монфлёри́, Бошато́, Виллье́, Отро́ша и госпожу Бошато́), репертуар.
В ответ на «Версальский экспромт» Бургундский отель в том же году поставил пьесу «Экспромт отеля Конде», написанную Монфлёри. В ней открыто высмеивается Мольер,— его пристрастие к фарсу («низкому» жанру театра, место которому не на театральных подмостках, а на ярмарках на мосту Пон-Нёф ) и неумение играть трагедии (Мольер был приверженцем естественной игры, тогда как актёры Бургундского отеля играли трагедии пафосно ); также объектом насмешек становится его личная жизнь, в частности, в пьесе недвусмысленно намекают на его несчастливый брак и неверность жены (Арманды Бежар).
Собственно, конфронтация между труппой Мольера и Бургундским отелем началась ещё в 1658 г., как только Мольер получил от Людовика XIV сцену Пти-Бурбон и покровительство Месье , брата короля , и продолжалась вплоть до 1680 г., когда указом того же Людовика XIV труппы были объединены в единый театр, получивший название Комеди Франсез . Парижская публика внимательно следила за «дуэлью» театров и с нетерпением ждала каждого нового выпада.
Несколько самых острых моментов соперничества Мольера и Бургундского отеля.
Постановки труппы Мольера | Постановки Бургундского отеля | |
---|---|---|
1663 | «Критика Школы жён» Мольера | «Портрет художника, или Против критики Школы жён» Бурсо |
«Версальский экспромт» Мольера | «Экспромт Отеля Конде» Монфлёри | |
1665 | «Мать-кокетка» Донно де Визе | «Мать-кокетка» Кино |
«Александр Великий» Расина | Возобновление «Поруса, или Благородства Александра» Буайе | |
1667 | Тереза Дюпарк покидает труппу Мольера | и вступает в труппу Бургундского отеля |
«Андромаха» Расина (Дюпарк в заглавной роли) | ||
1668 | «Критика Андромахи» Сюблиньи | |
1670 | «Тит и Береника» Корнеля | «Береника» Расина |