«Блиста́тельные любо́вники»
, также
«Великоле́пные любо́вники»
(
фр.
Les Amants magnifiques
) — смешанная с музыкой и балетом комедия
Мольера
в пяти актах, написанная в
1670 году
. Впервые представлена
7
и
14 февраля
1670 года
в
Сен-Жермен-ан-Ле
в рамках «Королевского дивертисмента» (
фр.
Le Divertissement royal
по случаю карнавала; комедия была повторно сыграна в
Париже
15 октября
1688 года.
Содержание
История создания
Одна из наименее известных и наименее играемых пьес Мольера, и, вместе с тем это одно из наиболее значимых произведений в истории французского
барочного
театра. Она написана в стиле
прециозной литературы
, в ней присутствуют мотивы из пьес «Дон Санчо Арагонский»
Корнеля
(
1650
), «Верный пастух»
Гуарини
(
1602
), пасторального романа «Астрея»
Оноре д’Юрфе
, а также из «
Принцессы Элидской
», более ранней пьесы самого Мольера.
Мольер включил в комедию (скорее всего, не без ведома соавтора представления, короля
Людовика XIV
), несколько занимательных эпизодов, ярко характеризующих «барочную» природу дивертисмента:
Так, например, уже в первой сцене, после яркого балета с участием короля, подвергается критике сам характер подобных празднеств:
—
<…> великолепное празднество <…> Что за музыка! что за танцы!…
—
Я, и не видя, достаточно ясно представляю себе это великолепие <…> обычная в подобных случаях толчея…
После второго акта, во время третьей интермедии, создается троичная система «театра в театре»: Людовик XIV устраивает празднества и приглашает придворных на спектакль, где влюблённые принцы приглашают возлюбленную смотреть ещё один спектакль, в котором отражается интрига первого спектакля, отражающего, соответственно, замысел самого короля.
Моральный итог представлению подвёл Жорж Кутон, известный французский специалист по театру эпохи Мольера: «
Этот спектакль дал урок разума двору и цивилизации, которые в этом так нуждались
»
Однако комедия не лишена и реалистических черт — среди действующих лиц пьесы на сцену выведен шарлатан-астролог Анаксарк, прототипом которого послужил
Жан-Батист Морен
(1583—1656), знаменитый в Париже математик и астролог. Мольер так опишет его в своей комедии:
…я не могу не отметить одной удивительной черты в астрологе: пристойно ли человеку, постигшему все тайны богов и способному по своим знаниям вознестись над всеми смертными, заботиться об устроении своей судьбы и постоянно что-нибудь выпрашивать?…
Идеи представления и сюжета принадлежали королю Людовику XIV, о чём пишет сам Мольер в предисловии к пьесе:
Король, не допускающий в своих затеях ничего заурядного, вздумал устроить при дворе такой дивертисмент, в состав которого входило бы всё, что может дать театр
; и вот для того, чтобы связать в одно целое столько разнообразных вещей, он выбрал сюжетом похождения двух принцев-союзников, которые, ведя сельский образ жизни в
Темпейской долине
, где готовится празднество пифийских игр, наперерыв осыпают некую юную принцессу и её мать всеми любезностями, какие они только в состоянии придумать.
Автором музыки стал
Ж. Б.Люлли
, машинерию подготовил Карло Вигарани. Людовик XIV сам следит за подготовкой представлений, а также танцует две роли — Нептуна и Аполлона, но только 7 февраля, в спектакле, который станет последним в карьере Людовика-артиста. 14 февраля Людовика заменяют маркиз де Виллеруа и граф д’Арманьяк. Конец публичных выступлений короля означал конец придворного балета. Следующим спектаклем Мольера и Люлли станет комедия-балет «
Мещанин во дворянстве
», а затем большая, но незаконченная работа над «
Психеей
», произведением, открывшим дорогу для рождения французской оперы.
Действие происходит в
Фессалии
, в прелестной Темпейской долине.
В
первой интермедии
Тритоны. Амуры, реки и бог Эол славят величие Нептуна.
Акт первый
. Придворный шут Клитидис пытается узнать причину тоски Сострата. Тот пытается её скрыть, но понять его не трудно, — Сострат влюблён в Эрифилу, дочь принцессы Аристионы, но ничтожеством своим не желает тревожить её покой. Два принца, Ификрат и Тимокл, всеми силами пытаются завоевать руку Эрифилы, но ни одному из них она не отдает предпочтения. Аристиона поручает Сострату узнать у Эрифилы её решение.
Во
второй интермедии
Клеониса представляет Эрифиле трех танцоров-
пантомимов
, которых она принимает к себе в услужение.
Второй акт
. Клитидас, как бы невзначай, выдаёт Эрифиле тайну Сострата. По поручению Аристионы Сострат хочет узнать решение Эрифилы. Эрифила не дает ответа, но пытается узнать мнение самого Сострата.
В
третьей интермедии
два сатира и пастушок жалуются на холодность нимфы. Каждый пытается добиться её любви, нимфа выбирает пастушка. Дриады и фавны радуются за влюблённых, но двое пастушков затевают любовную размолвку, впрочем, они быстро мирятся. Пастухи и пастушки предаются забавам и любви.
Третий акт
. Тимокл и Ификрат недовольны новой отсрочкой решения Эрифилы. Эрифила поручает выбор Сострату, но он отказывается. Свою помощь предлагает астролог Анаксарк. Он приглашает Аристиону и Эрифилу к гроту.
В
четвёртой интермедии
в нишах грота оживают танцующие с факелами статуи.
Четвертый акт
. Эрифила признаётся матери, что не готова отдать сердце ни одному из двух принцев. В гроте появляется Венера, опускаемая на невидимых верёвках помощниками Анаксарка. Венера требует немедленного ответа. Эрифила открывает Сострату, что знает о его страсти, и отвечает, что неравнодушна к ней, но она не способна перешагнуть через разницу в происхождении.
В
пятой интермедии
четыре пантомима изображают тревожное настроение юной принцессы.
Акт пятый
. Клитидас приносит Эрифиле весть от матери. В лесу на Аристиону напал дикий кабан, но Сострат успел прийти на помощь и спасти принцессу. В этом Аристиона видит выбор богов, и Эрифила отдает свою руку и сердце достойнейшему Сострату. Тимокл и Ификрат грозат принцессе, но она прощает их.
Шестая интермедия
изображает пифийские игры во главе с солнечным Аполлоном.
Интересные факты
Традиционно либретто для придворных балетов готовил
Исаак де Бенсерад
, но для своего последнего выступления на сцене Людовик XIV предпочёл пригласить Мольера.
Последний танец Людовика XIV стал одним из эпизодов фильма
«Король танцует»
. В этом фильме (снятом по роману французского музыковеда и одного из создателей Версальского центра барочной музыки Филиппа Боссана) используется версия, согласно которой Людовик упал во время спектакля, не справившись со сложным рисунком хореографа, после чего и принял решение оставить публичные выступления.
В конце первой сцены третьего акта Сострат произносит иронический монолог об истинности высших знаний. Спустя три года этот монолог почти слово в слово повторит другой герой Мольера, Беральд из «Мнимого больного»
Примечания
↑
Цит. по изд. «Мольер. Сочинения», Москва, 2000, стр. 857—885
Цит. по изд. „Molière, Œuvres complètes“, Bibl. de la Pléiade, t. II, p. 644.
В XX в. режиссёр и теоретик театра
Антонен Арто
введёт термин «
тотальный театр
», представления которого должны быть направлены на использование всех имеющихся доступных художественных средств, и обращённое сразу ко всем чувствам.
Цит. по изд. «Мольер. Сочинения», Москва, 2000, стр. 857
Ссылки
Источники
Филипп Боссан. «Людовик XIV, король-артист». М. 2002. Стр. 140—146.