Interested Article - Буало, Никола

Никола́ Буало́-Депрео́ ( фр. Nicolas Boileau-Despréaux ; 1 ноября 1636 , Париж 13 марта 1711 , там же) — французский поэт и литературный критик , теоретик классицизма . В поэме «Поэтическое искусство» сформулировал ряд догм и законов поэзии . Член Французской академии (с 1684; на кресле № 1 ).

Биография и творчество

Les Satires

Никола Буало родился в семье секретаря парижского парламента . Получил основательное классическое образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом посвятил себя изящной словесности. На этом поприще он рано приобрёл известность благодаря своим «Сатирам» ( 1660 ).

В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином , сохранив своё расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир .

Лучшими сатирами Буало считаются восьмая («Sur l’homme») и девятая («À mon esprit»). Кроме того, он написал множество посланий, од и эпиграмм .

Умер в Париже 13 марта 1711 года .

«Поэтическое искусство»

Самое знаменитое сочинение Буало — поэма - трактат в четырёх песнях «Поэтическое искусство» ( фр. «L’art poétique» ) — представляет собой подведение итогов эстетики классицизма . Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум или здравый смысл, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но лёгкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.

Влияние Буало

Как критик Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал огромное влияние на всю поэзию XVIII века , пока на смену ей не явился романтизм . Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера ), и в своем «Art poétique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным во французской литературе («Законодатель Парнаса»).

Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе XVIII века. Российские представители псевдоклассицизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (так, сатира Кантемира «К уму моему» есть вольный перевод «À mon esprit» Буало).

«Налой»

Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674 г.

Своей комической поэмой « » («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.

Буало и «спор о древних и новых»

В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов: одни доказывали превосходство новых французских поэтов, сумевших соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания, над древними греческими и римскими; другие же были убеждены, что никогда французские писатели не превзойдут своих великих учителей. Выпустив в свет комментарии к сочинениям Лонгина , Буало выступил как горячий поклонник древних классиков. Однако защита его не имела ожидаемого результата, и французское общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию .

Буало и другие классицисты

Имя Буало обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера , с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Буало, который никогда не испытывал зависти к своим знаменитым современникам. Наоборот, Буало первый защищал Расина от нападок на него после публикации « Федры »; такую же поддержку он оказал Мольеру, понимая литературное превосходство этих двух крупных писателей над популярными в то время, теперь забытыми писателями вроде Шаплена и др.

И. Риго . Портрет Н. Буало

Буало и женщины

В двенадцатилетнем возрасте Буало был прооперирован в связи с мочекаменной болезнью. Последствием операции стала импотенция . Увечьем объясняется ставившаяся ему часто в упрёк сухость, отсутствие тёплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин, а также общий сдержанный, холодный характер стиля.

Сочинения

  • «Сатиры» ( Satires , 1660—1668) (недоступная ссылка)
  • «Послания» ( Épîtres , 1669—1695)
  • «Поэтическое искусство» ( Art poétique , 1674)
  • «Трактат о возвышенном» (перевод сочинения Лонгина ; Traité du sublime , 1674)
  • «Налой» ( Le Lutrin , 1674—1683)
  • «Диалог о героях романа» ( Dialogue sur les héros de roman , 1688)
  • «Критические размышления о Лонгине» ( Réflexions critiques sur Longin , 1694—1710)
  • «Письма Шарлю Перро » ( Lettres à Charles Perrault , 1700)

См. также

Примечания

  1. Nicolas Boileau-Despréaux // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Michel C. Nicolas Boileau [Boileau-Despréaux] // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. Буало Никола // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.

Литература

Источник —

Same as Буало, Никола