Interested Article - Бюнад
- 2020-07-19
- 1
Бюнад (также бунад , норв. bunad , [ˇbʉːnɑd] , от др.-сканд. búnaðr – «одежда для дома» ) — норвежский народный костюм , бывший в употреблении до середины XIX века. Характеризуется прежде всего яркостью и существенным различием по регионам .
История изучения
Бюнад представляет собой эволюционировавшую традиционную скандинавскую одежду, изменявшуюся со временем под значительным влиянием общеевропейского костюма, проникшего в позднем средневековье .
К середине-концу XIX-го века, когда бюнад вышел из повседневного употребления, в Норвегию проник романтический национализм , увеличивший интерес к народной культуре . Подогревал этот интерес и тот факт, что к тому моменту страна находилась в унии со Швецией , страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждая обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. В результате среди женщин-представителей норвежской интеллигенции возникло движение популяризации бюнада, которое возглавили Хульда Гарборг (жена писателя Арне Гарборга ) и Клара Семб. Большая часть разновидностей бюнада сохранилась в первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована на основе сохранившихся исторических источников. В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии» ( норв. Bunad- og folkedraktrådet , первоначальное название — норв. Landsnemda for Bunadspørsmål ), занимающийся стандартизацией и принятием новых реконструкций бюнадов для дальнейшего запуска в производство. Также Совет выдаёт лицензии магазинам по продаже бюнадов.
На данный момент бюнад используется как праздничная одежда для особых случаев ( норв. festdrakt ) или как атрибут ансамблей народной музыки . Сейчас комплект бюнада стоит довольно дорого: от 2 до 10 тысяч долларов США, в зависимости от желаемого дизайна, материала, вышивки, золотых и/или серебряных аксессуаров, производителя или желания клиента доделать часть вышивки самому.
Предметы одежды и аксессуары
Мужчины в качестве головных уборов использовали тюбетейки, вязаные колпаки , валяные или фетровые шляпы с округлым верхом и широкими полями, а по праздникам — цилиндры . Женщины носили на голове косынки , чепцы и вязаные или тканые шапочки-повойники. На свадьбе невесты носили венцы ( норв. brudekronen ), изготавливавшиеся из золота, серебра, а у бедняков — из соломы. Он украшался цветами, лентами и подвесками, звон которых, издаваемый при движении, по поверьям, отгонял злых духов.
Зимой женщины носили длинные плащи-накидки и надевали на руки вязаные варежки.
Мужские жилеты, сюртуки и куртки украшались аппликацией и рядами оловянных пуговиц (сейчас вместо олова используется серебро или посеребрянные металлы). На воротнике женские рубахи украшались серебряными брошами и подвесками под названием сёлье. Уже в конце XX — начале XXI века появились зонты, украшенные традиционной вышивкой и с серебряной ручкой ручной работы.
Различия по регионам
Всего насчитывается несколько видов мужской народной одежды и до 150 вариантов женской одежды (по другим данным, всего около 400 видов), притом ареал распространения региональных вариантов охватывает юг и юго-запад Норвегии и в районах севернее Тронхейма они почти не встречаются. Практически каждое селение в Норвегии имеет собственный вариант костюма . Несмотря на обилие различных областных декоративных особенностей среди многочисленных форм женской народной одежды можно выделить два основных типа: костюм с сарафаном и костюм с юбкой .
Хордаланн
Костюм селений, расположенных на Хардангерфьорде , является одним из самых узнаваемых. Женский бюнад Восса состоит из белой вышитой рубахи со стоячим воротником, чёрной юбки, белого вышитого фартука, красного, зелёного или чёрного лифа . На голову женщины надевали красную вышитую шапочку или белый накрахмаленный чепец сзади. Мужчины носили чёрные бриджи или длинные штаны, чёрный или красный сюртук и жилет ярких цветов (красный, зелёный, синий). Из тканей использовались шерсть, лён и хлопок.
Для Хардангерфьорда характерен особый вид вышивки и кружева , который так и называется — ( норв. hardangersøm ). Он появился ориентировочно в XVII веке, будучи заимствованным норвежскими купцами из стран Ближнего Востока. Для него характерна двусторонняя счетная гладь, строгие геометрические формы, ажурные разделки. Изначально в отсутствие красителей вышивка выполнялась хлопчатобумажными или льняными нитками природного цвета — белыми или экрю — по груботканному полотну аналогичного цвета. Сейчас же выбор цветовых сочетаний ограничивается лишь вкусом мастера. В хардангенском бюнаде вышивка используется при украшении передника и рубахи. В 1900 году данная техника была представлена на Всемирной выставке в Париже 1900 года , фартук с хардангером получил медаль. Особый интерес к хардангеру возник в 1970-х годах.
Эуст-Агдер
В горных районах области Сетесдаль в юго-западной Норвегии мужчины надевали поверх рубахи с широкими рукавами и узкими манжетами и нижнего белья длинную суконную одежду, отдалённо напоминавшую полукомбинезон , доходящий вверху до груди и удерживаемый сверху плечиками-лямками. Поверх рубашки и комбинезона носили цветной (обычно красный с черной окантовкой по краям) жилет с отложным воротником, а уже на него — светлую, чаще всего белую, суконную и очень короткую куртку со стоячим воротником, расшитым красно-зеленым растительным орнаментом. Так же расшито плечо вдоль проймы. Вся куртка по краям подрублена красной суконной полоской . Такие же куртки носили и женщины. Помимо них, женский костюм включал в себя укороченную (до колен или икр) юбку. Гамма сетесдальского костюма была преимущественно серой и зелёной. Кроме того, Сетесдаль славится своими ( норв. setesdalsgenser, lusekofte ), первоначально серо-чёрного цвета, позднее в цветовую гамму добавились красный и синий цвета. Свитера в Сетесдале начали вязать как минимум в 1940-х годах. Изначально подол свитера не украшался орнаментом, так как заправлялся в штаны, а не носился навыпуск. Характерной особенностью сетесдальских свитеров является прямой вырезной ворот. Самыми популярными орнаментами были с крестиками, розочками и с точками, а в 1930-е годы в Сетесдале появился узор свитера с оленями, бывший популярным на Западе и отчасти в СССР в 1950—1970-е годы .
Работа по собиранию костюма коммуны Омли ( норв. åmlibunad ) начала осуществляться примерно в 1940 году и была завершена после войны. В его состав входили белая блуза со стоячим воротником, чёрная клёшевая юбка, плотно присборенная сзади, имеющая две-три складки по бокам, подпоясанная тканым поясом с двухсторонней застёжкой и украшенная тесьмой по подолу, корсаж-безрукавка с большим декольте, наплечник из дамаста красного или зеленого цвета, передник с вышитыми цветочными мотивами и укороченный, с отложным закругленным воротником и контрастной вставкой посередине жакет чёрного или тёмно-фиолетового цвета. Костюм украшался тремя парами серебряных петель, с продетой сквозь них крест-накрест серебряной цепочкой .
Телемарк
Вариант, используемый сейчас, был в употреблении в 1830-х—1870-х годах преимущественно на востоке Телемарка. Большая часть предметов изготавливалась из шерсти. Женщины носили рубаху с контрастной вышивкой, чёрную или коричневую юбку- клёш ( норв. stakk ) с красной и золотой вышивкой на подоле и подпоясанную тканым кушаком с геометрическими узорами, втачной лиф (так и такого же цвета, как и юбка, так и контрастного с ней яркого), а на голову навязывали повязку-очелье, похожую на кушак. Обувью служили туфли с вышитым верхом ( норв. dufsesko ), а в дождливую погоду — ботинки с каблуком-рюмочкой ( норв. snøresko ) . Мужчины восточного Телемарка в качестве верхней одежды носили короткий (до пояса) пиджак белого, зелёного или светло-жёлтого цвета с большими лацканами, серебряными пуговицами и чёрной или зелёной аппликацией, обувью служили кожаные башмаки или сапоги. Чулки в мужском костюме вязались в клетку, но также могли быть однотонными, например чёрными.
Оппланн
В долинных районах Гудбраннсдалена в летнее время в качестве праздничной мужской одежды служили короткие (до колен) штаны- бриджи , красные свитеры, шерстяные чулки и толстые кожаные башмаки с пряжками . Женщины из хутора Граффер в коммуне Лом носили чёрные, зелёные или тёмно-синие лиф и плиссированную юбку, опоясанную кожаным поясом с многочисленными серебряными украшениями и такого же цвета чепцы. И лиф, и юбка, и чепец были украшены цветочными мотивами.
Трёнделаг
Оппдальский бунад, реконструированный в 1963 году при помощи фрагментов старинных костюмов состоит из островерхого конусовидного чепца, разноцветной шерстяной юбки и корсажем зеленого, красного или синего цвета для женщин и полосатого жилета и черных бриджей из домотканого сукна или кожи для мужчин .
Деревня Сельбу, входящая в состав одноимённой коммуны , славится своими чёрно-белыми варежками. Для неё характерным является орнамент под названием «роза Сельбу» ( норв. selburose ), придуманный в середине XIX века крестьянкой Марит Гульдсет Эмстад ( норв. Marith Guldsetbrua Emstad , 1841-1929). В начале XX века вязаные изделия из Сельбу (в том числе и с «розой») стали очень популярными, а к середине того же века «роза» начала появляться не только на варежках, но и на других вязаных изделиях: шапках, свитерах и носках. C 1991 года роза Сельбу располагается на гербе коммуны, а также на гербе коммуны Ульвик .
Вестфолл
Работа по собиранию вестфоллского бюнада была завершена к 1956 году. В Халлингдале в традиционный бунад входят: многослойная юбка, фартук с цветочными узорами и черным суконным корсажем, расшитым шерстью. Костюм состоит из белой рубашки с белыми вышивками на манжетах и воротнике — такими же, как и в изысканном свадебном бунаде, который можно увидеть в музее Халлингдаля в .
Тромс
Самыми известными бюнадами из этой губернии являются бюнады из коммуны Бьяркёй и острова Сенья , которые и стали образцами для единого костюма Тромса . Женский костюм состоит из шейного платка, красного или жёлтого корсажа, тёмно-коричневой юбки с полосами вдоль на всей поверхности юбки и поперёк на подоле и чёрного фартука с белыми полосами по бокам и низу. На голову надевали косынку. В непогоду надевали плащ-накидку . Мужской костюм состоит из тёмных сюртука, бридж и чулок и парчового жилета яркого цвета, чаще всего жёлтого или красного .
Нурланн
Норланнский бунад, работа по собирании которого завершилась в 1928 г. на основе костюмов из Вефсна начала XIX века, обычно имеет цветовую гамму синего цвета, но есть и зеленый вариант. Женский костюм состоит из чепца, корсажа и юбки, украшенных цветочными мотивами, шали, заправляющейся в корсаж и полосатого передника. Ридикюль или сумочка изготавливаются того же цвета и с таким же цветочным орнаментом, как и юбка и корсаж. Мужской костюм идентичен костюму Тромса .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 50.
- ↑ , с. 50, 51.
- , с. 51.
- Thorbjørg Hjelmen. Eit knippe av Noregs bunader. — Heimen husflid, 1996. — 36 с. — ISBN 8276830870 .
- ↑ . Дата обращения: 4 февраля 2020. 4 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2020. 3 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2020. 3 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2020. 3 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2020. 3 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2020. 4 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2020. 4 февраля 2020 года.
Литература
- Норвежцы. Одежда // Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. / Под редакцией С. А. Токарева, В. И. Козлова, О. А. Ганцкой. — М. : Наука , 1965. — Т. 2. — С. 50, 51. — 999 с.
- Андреева Р. П. Бунад // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 122. — ISBN 5-86617-030-2 .
Ссылки
- 2020-07-19
- 1