Народный костюм Воронежской губернии
- 1 year ago
- 0
- 0
Эстонский народный костюм ( эст. eesti rahvarõivad ) является сложившимся на протяжении веков комплексом одежды, распространённой у эстонского народа и являющегося неотъемлемой частью эстонской культуры .
Самые ранние археологические находки предметов эстонской одежды датируются XI—XIII веками. Женская одежда, по-видимому, состояла из шерстяной или холщовой туникообразного покроя рубахи, глухого сарафана или несшитой поясной одежды, набедренника и наплечного тканого покрывала, замужние, вероятно, носили передник и убрус. Мужская одежда того времени известна меньше, вполне возможно, что эстонцы, как и многие финно-угорские племена и народны носили белые штаны, такую же белую длинную рубаху навыпуск, а по праздникам — кафтаны. Данный комплекс одежды с незначительными изменениями продержался ориентировочно до XVI века.
В XVII веке костюм претерпевает существенные изменения, несшитая одежда вытесняется сшитой, онучи сменяются носками и чулками.
В «классическом» виде эстонский народный костюм сформировался к XVIII веку, к рубежу XVIII—XIX веков появляется незначительное городское влияние: многие элементы женской одежды упрощаются либо адаптируются под городской костюм, в частности, появляется выделение талии, одноцветная узкая юбка сменяется, сначала на севере, а потом и в других частях Эстонии, более широкой разноцветной продольно-полосатой юбкой, появляются лиф у женщин и жилет у мужчин.
С середины XIX столетия народная одежда подвергается все более сильному городскому влиянию (особенно на севере страны, где на тот момент находилось большее количество городов и присутствовало большее этническое многообразие), а несколько позже и общеевропейской моды. На село проникают фабричные хлопок, шелк сукно. Мужчины перешли к городской одежде уже в середине XIX в., а к концу века в большей части материковой Эстонии вышла из обихода и традиционная женская одежда; она удержалась лишь на окраинах — у сету, на юго-западе Сааремаа, на Муху и Кихну. Дольше всего, до начала XX в., в Эстонии сохранялся головной убор замужних женщин. Несмотря на городские влияния, в одежде сельского населения и в годы буржуазной республики существовал ряд своеобразных черт. Традиционные головные уборы женщин сменялись платками, городские шляпы распространения не получили. Мужчины носили фуражки и кепки, зимой — ушанки. В 20—30-е годы распространились также финские зимние шапки. Сохранялись повсеместно и овчинные шубы, которые надевались при поездках на санях. До 30-х годов многие мужчины старшего поколения и в праздники не носили галстуков, а повязывали шейные платки, обычно белые. С приходом советской власти разница между городским и сельским костюмом окончательно стёрлась, и традиционный народный костюм бытовал лишь у пожилых женщин сету, на Кихну он сохранился в качестве свадебного наряда.
В настоящее время народный костюм, популярность которого возросла после Поющей революции и последующей независимости является праздничным костюм и неотъемлемым атрибутом ансамблей эстонской народной музыки.
Женская одежда украшалась вышивкой, на севере страны из белых нитей, а на юге — красных.
Мужчины носили меховые шапки, тюбетейки и валяные или фетровые шляпы с узкими полями. Замужние женщины оборачивали вокруг головы намётку -линик ( эст. linik ) или носили чепец ( эст. tanu ), девушки — очелье.
Обувью служили поршни ( эст. pastlad ), лапти , на острове Сааремаа пятид ( эст. pätid ) — тканые туфли с просмоленной подошвой, а позднее — башмаки общеевропейского фасона, надевавшиеся на вязаные чулки. Мужчины на праздник надевали сапоги.
Особенностью североэстонской женской одежды было наличие коротких у рубахи либо их отсутствие, на которую надевали кяйсед ( эст. käised ), пышную блузку с длинными рукавами, позаимствованную у костюма шведок . Вместо чепцов жительницы севера носили горшкообразные кокошники и венцы ( эст. kabimüts, pottimüts ). На северо-западе цветовая гамма верхней одежды была преимущественно тёмной: чёрного и тёмно-коричневого цветов , в расцветке полосатых юбок, появившихся раньше, чем на остальной территории Эстонии, благодаря близости Таллина, доминировали зелёный, синий и красный цвет. Важной особенностью североэстонской женской одежды был своеобразный растительный орнамент, которым вышивали нижний край блузки-кяйсед и головные уборы.
Характерной особенностью костюма этого острова были вязаные колпаки с кисточками ( эст. tutt-müts ), носившиеся женщинами: замужние. По праздникам женщины носили отделанные мехом шапки и харьютану ( эст. har-jutanu ), сороку на твёрдом каркасе, во второй половине XIX в. распространились «копытообразные» кокошники пинньмютс. Также женщины носили наплечный красный плат, складывавшийся треугольником и цеплявшийся булавкой или сыльгом. Мужчины оборачивали вокруг воротника клетчатый шейный платок .
В целом комплекс одежды был сход с сааремааским, но развивался своим путём с незначительным шведским влиянием. Кяйсед на этом острове продержалась до 1890-х годов, одноцветные юбки — до 1870-х, в целом народный костюм вышел из употребления к 1930-м годам.
Костюм этих областей сочетал в себе отдельные черты, характерные для южноэстонского, североэстонского и островного костюмов, наряду с некоторыми специфичными элементами. Комплекс женской одежды состоял здесь из рубахи, юбки, наплечного платка и кампсуна, молодые женщины носили часто лиф-лийстик. Верхняя одежда жителей Ляэнемаского уезда, как и на севере Эстонии, была но преимуществу синего цвета, в Пярнуском уезде темно-коричневого и отделана красным шнуром и нашивками из цветного сукна или позумента, как в южноэстонском типе. В XVI—XVII веках женщины в Ляэнемаа носили кожаный пояс с медными накладками и цепочками рыхуд.
Костюм волостей Лихула и Кирбла характерен преобладанием красного в цветовой гамме. С конца XIX века стали популярными красные юбки со цветастой вышивкой, в начале XX века цветовая гамма стала более сдержанной и однородной. Рубахи из Лихулы и Кирблы имели широкие рукава. Также в конце XIX века рубахи стали украшать красной вышивкой крестом, особенно богато украшались женские и мужские свадебные рубахи.
Головным убором женщин в Ярвамаа служил полотняный конусовидный чепец с вышивкой, подобной узору на кяйсед, или шёлковая шапочка на картонной основе. Полосатая юбка была пяти-семицветной. Одежда украшалась растительным орнаментом, выполненным чаще всего шёлком в технике «гладь» с применением золотой и серебряной нитей .
С середины XIX века жительницы этого острова носили ситцевую блузку, заменившую бытовавшую раннее традиционную кяйсед. Жители острова традиционно были моряками, и поэтому из плаваний привозили своим жёнам фабричные ткани и платки русского производства. Кихнуская блузка кроилась по подобию мужской тужурки , у неё нет вытачек на груди, а стоячий воротник, манжеты и планка для пуговиц выкраивались прямыми, по обеим сторонам пуговичной планки вшивались две складки. Вдовы носили блузки из синих тканей, а остальные — из ярких красно-розовых .
* Литографии , середина XIX века
Юг Эстонии традиционно был более консервативным, поэтому в костюмах сохранилось больше архаичных элементов, особенно в костюме невест. Тем не менее, к концу XIX века рубаху стали украшать вышивкой.
В одежде мульков — жителей Мульгимаа больше всего сохранились древние элементы, в частности удерживались вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с намиткой его торжественно надевали невесте во время свадьбы. После этого появиться без них было неприлично. В женской рубахе отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез.
Одежда сету заметно отличается от костюма других южных эстонцев. Она сохранила некоторые древние черты и вместе с тем восприняла много русских элементов. До начала XIX в. женщины сету одевались, в общем, как и в южной Эстонии: одноцветная черная юбка, набедренник, наплечное покрывало и полотенчатый головной убор. В первой половине XIX в. женщины сету поверх туникообразной рубахи с длинными рукавами стали надевать глухую наплечную одежду типа сарафана — рююд ( эст. rüüd ) с длинными ложными рукавами, как и у русских Псковщины , позднее он начал краситься в синий цвет. Выходной сарафан — китасник ( эст. kitasnik ) шили из покупной синей китайки. Праздничной наплечной одеждой служил синий, а позже черный «сукман», сходный по покрою с прежним рююд, однако без ложных рукавов. Линик сету был очень длинным и походил на линики ижорских женщин. По праздникам женщины сету носили сылъг и по нескольку ожерелий из крупных серебряных бус и цепочек с подвесками.
Во второй половине XIX века в мужской костюм проникает русская косоворотка.
Как и на севере Эстонии, женщины носили рубаху без рукавов и кяйсед поверх неё. С конца XVIII века вместо старинного геометрического орнамента кяйсед и чепцы стала украшать цветочная вышивка, которая стала характерной для этого региона .