Interested Article - Гартман, Виктор Александрович
- 2020-02-07
- 1
Ви́ктор Алекса́ндрович Га́ртман ( 23 апреля [ 5 мая ] 1834 , Санкт-Петербург — 23 июля [ 4 августа ] 1873 , с. Киреево , Московская губерния ) — русский архитектор и художник - сценограф , один из основоположников русского стиля в архитектуре.
После его посмертной выставки в 1874 году М. П. Мусоргский написал сюиту « Картинки с выставки ».
Биография
Родился Виктор Гартман (имя, данное при рождении, — Виктор-Эдуард, позднее к имени прибавил отчество «Александрович») в Петербурге 23 апреля ( 5 мая ) 1834 года в семье чиновника-француза, штаб-лекаря при Калинкинской больнице . Трёхлетним остался без отца, через год умерла и мать. Осиротевшего племянника взяла в свою семью сестра матери Л. И. Гемилиан, жена архитектора А. П. Гемилиана . Тетка была любимой камер-фрау (придворная дама, заведовавшая женским гардеробом высочайших особ во дворце ) при императрице Александре Фёдоровне . Благодаря этому удалось поместить мальчика в Горный корпус , хотя он не имел права на поступление в это учебное заведение, куда принимались исключительно дети тех, кто служил в горном ведомстве. Поступил он туда двенадцатилетним в 1846 г.; но в 1852-м руководство корпуса попросило родственников воспитанника забрать его оттуда, так как живой характер юноши не вполне соответствовал военному режиму корпуса.
Замеченные у племянника художественные способности побудили Л. И. Гемилиан определить его теперь в Академию художеств , куда Виктора тянуло уже давно. Здесь занятия Гартмана в качестве «вольноприходящего» ученика пошли успешно. Некоторое время он колебался в выборе между жанровой живописью и архитектурой, но остановился на последней. В 1856 г. за проект «биржи» получил малую серебряную медаль, в 1858 г. за «проект памятника архитектору» — большую серебряную медаль; в 1860 г. за проект «биржи, с пакгаузами , таможнею и проч., на Гутуевском острове , в Петербурге» — малую золотую медаль, а в 1861 г., за проект «публичной библиотеки», — большую золотую медаль с правом на «заграничную поездку на казённый счет». И тогда он уже отличался как прекрасный рисовальщик и акварелист.
Так как незадолго до того было заведено оставлять на некоторое время окончивших курс обучения молодых архитекторов в России «для практических занятий при известных архитекторах», Гартман два года провел в Петербурге, преимущественно при своём дяде А. П. Гемилиане, который был если и не выдающимся архитектором, то хорошим практиком, и как таковой принёс племяннику немало пользы.
За это время Гартман обработал архитектурную часть памятника « Тысячелетие России » скульптора М. О. Микешина в Новгороде , составил проект сельской церкви близ Луги , иконостас для создаваемого в Киеве Владимирского собора , надзор над строительством которого был поручен архитектору А. В. Беретти , и трудился в качестве старшего помощника при дяде в доме Мясниковых на ул. Знаменской в Санкт-Петербурге, где даже собственноручно оформил комнату в помпейском стиле. Работать собственноручно было вообще его манерой и впоследствии. Например, когда строилась типография А. И. Мамонтова в Москве, он не составлял даже предварительных проектов всех характерных украшений здания, а сам, забираясь на леса, выкладывал их своими руками. Кроме упомянутых работ, он в это же время много рисовал на дереве виньеток и иллюстраций для изданий Гогенфельдена.
Наконец, в январе 1864 г. он выехал за границу, уже женатым, и пробыл там до осени 1868 г., причём ненадолго посетил Италию, Швейцарию и Германию, а большую часть времени провёл во Франции. Во время путешествия он изучал не только художественную сторону архитектурных памятников, но и техническую часть; и совершил всю свою поездку не так, как его товарищи « пенсионеры », а как это делают уже сложившиеся иностранные архитекторы: он зарисовывал бегло всё обращавшее на себя его внимание, не исключая и жанровых сцен; всё же, что могла передать фотография, фотографировал небольшим имевшимся всегда при нём аппаратом. Так же он поступил и решив, по образцу других пенсионеров, исполнить реставрацию римского амфитеатра около Перигё . Результатом всего этого получилось огромное количество привезённых им в Россию талантливых рисунков и фотографий, но требуемых Академией тщательно отделанных рисунков и чертежей он так и не представил.
Вскоре по возвращении в Петербург Гартман в июле 1869 г. был приглашён в Комиссию для устройства Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. Перестройка по этому поводу Соляного городка дала возможность Гартману выказать во всем блеске его талант, — им сделано до шестисот рисунков, отличающихся изяществом и оригинальностью. За эти работы Академия возвела его в 1870 г. в звание академика. К этому же времени относится его проект городских ворот для Киева в память «события 4 апреля 1866 г.» (как тогда называли покушение на Александра II ), проект здания для народных лекций в Соляном городке в Петербурге и рисунки декораций и костюмов для балета «Трильби» Ю. Г. Гербера в постановке Петипа ( Большой театр , 1870) и опер « Руслан и Людмила » М. И. Глинки и «Вражья сила» А. Н. Серова (обе — в Мариинском театре , 1871), составленные по поручению дирекции Императорских театров.
Для Политехнической выставки в Москве 1872 г. Гартману было поручено устройство военного отдела — лучшего отдела этой выставки. Из-за этого он переселился в Москву, где и провёл остальную свою деятельность. В Москве Гартман активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874—1880), которые ознаменовали выход «русского стиля» на новый, более «демократический» или, по декоративно-пластическому характеру, фольклорно-«крестьянский» этап. Стал (наряду с И. П. Ропетом ) одним из самых ярких и авторитетных представителей «неорусской» стилистики. Здесь он составил проект деревянного народного театра, построенного на Лубянской площади с большими отступлениями от первоначального проекта (Народный театр, возможно, стал первым в России зданием сборно-разборного типа), составил проекты построек Зоологического сада и музея и нескольких частных домов и дач (известнейшей его работой является «Студия» (мастерская) в Абрамцеве, 1872) и построил типографию А. И. Мамонтова и дачный дом для него же, в селе Киреево , где в возрасте 39 лет он скоропостижно скончался 23 июля ( 4 августа ) 1873 года.
В том же году за театр на Лубянской площади, вместе с некоторыми другими работами, на Венской всемирной выставке 1873 г. ему присудили почётную золотую медаль.
Редкому архитектору так не везло в строительном деле, как Гартману. Из всех перечисленных его работ в настоящее время существует только типография Мамонтова (ныне № 5 по Леонтьевскому переулку в Москве), все же остальные или вовсе не были исполнены, или носили лишь временный характер, как выставочные павильоны (наиболее живописные его произведения), и по окончании их уничтожались. Органичней всего его идеи, развивающие характерные мотивы народных вышивок и резьбы по дереву, воплощались именно в таких временных деревянных постройках. Так что знакомиться с его талантом можно лишь по изданиям, таким как «Мотивы русской архитектуры» Рейнбота или изданный В. В. Стасовым альбом «Образцы русского орнамента» (1872).
В истории русской архитектуры Гартман является одним из главных представителей направления, стремившегося возродить допетровский русский стиль применением орнаментации, взятой с предметов прикладного искусства, к украшению архитектурных памятников.
Галерея
-
Морской отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Вене. 1873 г. Проект входной части. Картон, тушь, акварель. 29 x 22 см
-
Эскиз городских ворот в Киеве. Карандаш, акварель, 42,9 x 60,8 см. Пушкинский дом , С.-Петербург
-
Эскиз костюмов для балета «Трильби». Акварель, 17.6 x 25.3 см. Пушкинский дом, С.-Петербург
-
Парижские катакомбы. Акварель, 12,9 x 17 см. Государственный Русский музей , С.-Петербург
-
Часы «Избушка на курьих ножках». Литография по эскизу Гартмана
-
Здание бывшей типографии Мамонтова. Москва, Леонтьевский переулок , 5
Проекты
Санкт-Петербург
- Улица Восстания , д. № 45 / Гродненский переулок , д. № 9, правая часть — участие в отделке интерьеров особняка И. К. Мясникова . Строительство 1857 — 1859 по проекту А. П. Гемилиана .
- Английская набережная , д. № 42 — отделка интерьеров особняка Полежаева, 1870 год .
- Музей прикладных знаний с павильонами Русского технического общества , 1871 год .
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- // — 1929. — Т. 14.
- Гартман Виктор Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- . ru.wiktionary.org. Дата обращения: 5 июля 2018. 22 июня 2017 года.
- . НПП "Фотограмметрия". Высокоточные обмеры архитектурных объектов . из оригинала 7 июля 2018 . Дата обращения: 6 июля 2018 .
- . citywalls. Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- / Казусь И. А. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Новицкий А. П. История русского искусства. — М. : Эксмо, 2007. — 699 с. — ISBN 978-5-699-23911-5 .
- Собко Н. П. . — СПб. : тип. Имп. Акад. наук, 1874. — 32 с.
- Творчество Виктора Александровича Гартмана, 1834-1873: диссертация Мутья Н. Н. — СПб. , 1999. — 248 с.
- Борисова Е. А. Стилевые поиски в творчестве архитектора В. А. Гартмана // Архитектурное наследство. — 1995. — Вып. 38 .
- С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 312. — 454 с.
Ссылки
- (недоступная ссылка) (рус.) , (яп.)
- 2020-02-07
- 1