Interested Article - Малока

Традиционные малока южноамериканских индейцев группы народа . Фотография 1931 года
Малока индейцев северо-западной Амазонии ( Ваупес , Колумбия )

Малока ( англ. malocas , исп. Maloca ; məˈləʊkə ) — тип хижины , большое общинное жилище у индейцев тропических лесов Южной Америки ; сама деревня , состоящая из одной-двух таких хижин. Распространено в Колумбии и Бразилии . У каждого племени свой вид малоки с уникальными характеристиками, которые помогают отличать один народ от другого. Например, народность энавене-наве в Мату-Гросу в Бразилии, или чибча в Колумбии.

Этимология

Происхождение слова «малока» неизвестно, возможно, это слово происходит от языка тупи mar’oca («дом войны», «военный корпус», «индейская ферма») . Вероятно, «малока» происходит от языка мапуче malocan (чит. «малокан», пер. — «враждовать») . Ранее на бразильском португальском , аргентинском испанском, уругвайском испанском языках слово малока употреблялось в значении «неожиданная атака индейцев» мапуче на малоки других племён (XVII — начало XIX веков) . Изменение смысла от «нападения» к «жилью», вероятно, последовал за умиротворением коренного населения аргентинских пампасов и распространился на север .

Другое использование

В Риу-Гранди-ду-Сул термин «малока» широко использовался до конца 1990-х годов для обозначения жилищ, построенных из подручных материалов, необычных по конструкции, от дерева до картона и холста.

Смещение значения maloca

Малока представляет собой священное пространство, задуманное как «Пояс формирования существа», «Женщина Мудрости» или «дом Вселенной», также называемое Канса Мария, Унгума, Чумсуа, Богио, Тамбо и т. д., в зависимости от наименования, данного каждому ритуальному пространству, этнической принадлежности, культуры или коренным народам. Вся малока построена для общины и представляет собой «саму жизнь». Там, в предельной простоте, в совершенной кардинальной ориентации, через мужские и женские ритуальные элементы (огонь, природную эссенцию табака и растительной соли), мамба-листами молотой коки, кагуанны и маниока , — крахмал сладкой юкки с фруктами, касаби — сладкая тортилья из юки, тикупи и капарама — традиционные чили и мани), порядок космоса воссоздаётся ежедневно. В малоке вожди , старейшины , шаманы , встречаются каждую ночь; женщины, дети, молодёжь и взрослые — всё сообщество в целом. Малока воссоздаёт слово жизни и единства, духовный совет, слово Отца-Матери (космос-земля). Этот жизненный акт, или мамбео, является пространством-временем, в котором сообщество выражает себя среди всей зависти, зла, обмана, ревности, плохих мыслей, плохого слова, всего, что вызывает дискомфорт и дисгармонию в сосуществовании и окружающей среде.

В малоке сердце очищается коллективно, а дух освобождается; рассказы, мифы, обряды, обычаи и традиции передаются в устной форме, даются советы детям, молодёжи и взрослым; учат работе с чагрой (фруктовым садом), родному языку, охоте, ремёслам; положительные и отрицательные стороны ежедневной работы анализируются и обсуждаются; мудрость спланирована, организована и распространена; тело, разум и дух людей и окружающая среда исцеляются; законодательство и восстановительное правосудие хорошо поставлены.

История и география

Малоки были обнаружены в середине XIX века в Гвиане , северо-западной Амазонии и в некоторых регионах южнее в районе рек Пурус и Гуапоре . Первое упоминание найдено у Альфреда Уоллеса (1823—1913), натуралиста, теоретика эволюции и социального критика . В его тексте упоминались: бразильская португальская малока или боливийская испанская, аргентинская испанская, колумбийская испанская, венесуэльская испанская малоки, а также индейские поселения, где жители проживают в одном или нескольких зданиях .

В течение многих лет эти длинные дома были объектами нападения [ источник не указан 435 дней ] миссионеров - иезуитов .

Архитектура и конструкции

Структура дома

Малока — традиционная хижина коренных народов лесов Амазонии , индейское коммунальное высокое строение ( длинный дом ) с большим открытым пространством внутри, поддерживаемое четырьмя стойками . Дома, например, народа тупи достигают длины 20-30 м , высотой до 25 м . Малока изготавливается только из биоразлагаемых материалов, в основном из грубой древесины , прямоугольной, овальной или круглой формы в плане с двускатной или конусной крышей , покрытой пальмовыми листьями или травой . С южной и восточной стороны крыши, как правило, доходят до земли . Единственным входом является дверь, обращённая к стороне восхода солнца.

Возведение малоки — долгое, тяжёлое и трудоёмкое занятие. Они возводятся на земле, которая подготавливается к строительству каждым членом группы, живущей внутри . В малоке проживает несколько поколений, здесь протекает вся жизнь группы.

У народа яномамо малока представляет собой сплошное кольцо из навесов ( шабоно ) вокруг центральной площади . В районе Бразильского нагорья и в Южной Амазонии малока — огромные круглые или подковообразные в плане строения с центральной площадью, внутри которой иногда сооружают мужской дом . У народа группы уитото прямоугольные малоки символизируют мужское начало, круглые и овальные — женское .

В болотистых местах дома строят на сваях, например, народ варао ( варрау ) и другие индейцы Венесуэлы , иногда сваи встречаются и среди племён в засушливых землях и саваннах .

Организация жизни

Ритуал-танец карису в Дессана ( Манаус , Бразилия)
Малока коренных жителей племени Митусеньо ( исп. Mituseño )

Дома отражают экономическую организацию и социальную структуру; строения варьируются от простых укрытий от дождя гауяки (guayakí) и ветра намбикуара (nambicuara) до больших коммунальных домов малока (malocas) . В XIX веке в общинной хижине малока проживало до 200 и более человек (всё племя) . Современное семейное сообщество некоторых коренных народов составляет от 10 до 100 человек, проживающих вместе в одной малоке. Деревня состоит из одной или более малок, рядом с ними иногда строят небольшие укрытия (лачуги) .

Индейцы народа живут на реках Мадейра , Пурус и (в верховьях реки Парагвай ), они проводят большую часть года на реках и в лагунах , ловят рыбу и охотятся на водных обитателей, превратив свои каноэ в жилища. В другое время они живут в маленьких хижинах у кромки воды .

Малока в мировоззрении индейцев Амазонии — это изображение вселенной, отдельные части здания соответствуют отдельной части пространства. Строительство здания ритуализировано и вовлекает всё сообщество. Несколько семей с патрилинеальными отношениями живут вместе в малоке, расположенной по периметру длинного дома в разных отсеках. В малоках нет стен, внутреннее пространство делится в соответствии с социальными различиями, каждой семье предоставляется определённое место, иногда и каждому из её членов . Предводитель местной группы ( вождь ) живёт со всеми, ближе к задней стене длинного дома. Определённые места строения используются для шаманских заклинаний .

Мебель очень простая; индейцы спят на вертикальных нарах, также используют гамаки . У каждой семьи есть своя печь. Малока иногда служит солнечными часами: сквозь специальные щели в крыше по положениям солнечных лучей на стене определяют время дня . В малоках справа от входа устанавливаются барабаны кууму — два полых бревна, подвешенных на лианах между вкопанными в землю столбами .

Во время фестивалей и формальных церемоний с участием в танцах мужчин пространство длинного дома перестраивается; центр длинного дома — самая важная область, где происходит танец .

Женатые мужчины и женщины спят вместе, неженатые подростки спят отдельно, как и юные девочки и незамужние женщины.

Жители малоки воспринимают себя как часть природы. Они не ставят себя выше других живых существ. Малока представляет их связь с природой и считается священной для всех её обитателей. Четыре столпа, которые поддерживают малоку, определяют место, где будут похоронены члены семьи после переезда в другую местность, где заново будет отстраиваться малока.

Кочевые амазонские племена разрушают малоки при переезде, чтобы не осквернять природу брошенным зданием. Когда деревянные конструкции сооружения начинают гнить , община меняет регион и начинает строить новую малоку, оставляя данный район для восстановления ресурсов, по крайней мере, на десять лет.

Современное использование

Мабала в малоке: приготовление в джунглях под Летисией

В настоящее время среди коренных народов Южной Америки развит религиозный культ общинного большого дома (малоки, , и других), строения используются как места встреч, собраний и религиозных обрядов местного сообщества , а также как жильё вождей . Во время ритуальных обрядов (юрупари) мужчины играют на священных флейтах и горнах, в это время женщинам в малоки вход закрыт . В малоках проводятся инициации мальчиков и девочек, различные праздники (например, праздник плодородия персиковой пальмы , постройки новой малоки и т. д.) . Шаманы разных степеней (высшая — куму) во время ритуалов употребляют наркотические и галлюциногенные вещества , такие как кока , табак , аяуаска , ( Anadenanthera peregrina ) , чичу из маниока , ( курительная смесь , собирательное название ) и другие.

Галерея

Традиционные строения
Современные строения

См. также

  • Яномамо — группа родственных индейских племён.

Примечания

Сноски
  1. [[#CITEREFМатусовский_А._А.2019| Матусовский А. А. , 2019]], с. 18.
  2. , с. 19.
  3. , с. 16.
  4. На языке одного из двадцати родов индейцев , рода пальмы агуахе ( лат. mauritia flexuosa ), малока называется .
Источники
  1. МАЛОКА / 36211 // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия , 1991. — ISBN 5-85270-160-2 .
  2. (англ.) . — Оксфордский словарь .
  3. от 25 сентября 2018 на Wayback Machine (порт.) — значение слова.
  4. Ferreira, A. B. H. «Новый словарь португальского языка» // « ». — Segunda edição. — Rio de Janeiro : , 1986.
  5. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 19 мая 2019.
  6. / Берёзкин Ю. Е., Борисов Г. Б. и др. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения [Электронный ресурс]. — 2008. — С. 203. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2 .
  7. / А. А. Матусовский // Телевизионная башня — Улан-Батор [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 724. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
  8. «Малока». Универсальная литовская энциклопедия , т. XIV (Магдалена — Мексика). — Вильнюс : Институт научных и энциклопедических изданий, 2008.
  9. Fontaine Laurent. «Ночь, чтобы учиться. Ночной шаманизм юкуны колумбийской Амазонии» = фр. La nuit pour apprendre. Le chamanisme nocturne des Yucuna d'Amazonie colombienne / Société d'ethnologie. — Paris, 2014. — С. 84—95. — 144 с. — ISBN 978-2-36519-005-3 .
  10. от 1 июня 2019 на Wayback Machine (фр.) .
  11. / А. А. Матусовский // Телевизионная башня — Улан-Батор [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 478. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
  12. Olivia Solon. = «Study finds mushrooms are the safest recreational drug». — The Guardian , 2017. — 23 мая. 18 мая 2019 года.

Литература

На русском языке
На других языках

Ссылки

Статьи
  • (фр.) («Малока, жизнь, земля») — на сайте www.amazonie.arte.tv.
  • Оскар Фрейре. (исп.) . www.mapahumano.fiestras.com (20 декабря 2011). Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано из 12 марта 2012 года.
  • Kaj Árhem (Кай Архем). (исп.) = «Los Macuna en la historia cultural del Amazonas» : Boletín Museo del Oro . — 1991. — 1 julio ( n o 30 ). — P. 86 .
Видеоматериалы
Источник —

Same as Малока