Роа Бастос, Аугусто
- 1 year ago
- 0
- 0
Дабендорфская школа РОА (официальное название: Отдел восточной пропаганды особого назначения , нем. Ostpropagandaabteilung zur besonderer Verwendung ) — единственный кадровый учебный центр Русской освободительной армии , созданный в 1943 году в 40 км к югу от Берлина близ деревни на месте бывшего лагеря для французских военнопленных для подготовки офицерских кадров РОА.
Инициатива по созданию школы принадлежала немецким офицерам-участникам антигитлеровского заговора в вермахте (в частности, полковнику Р. Гелену и подполковнику графу К. фон Штауффенбергу ) .
Основной официальной задачей школы являлась подготовка групп пропагандистов при 100 дивизиях вермахта, на Восточном фронте и в лагерях военнопленных, находившихся в ведении ОКВ - ОКХ . Фактически, школа готовила офицерские кадры для Русской освободительной армии (РОА) . Главной идеологической задачей курсов было перевоспитание пленных бойцов и командиров РККА в убеждённых противников сталинского общественно-политического строя .
С 1943 по 1945 год через Дабендорф прошло до 5000 человек, состоялось 12 выпусков. Первые слушатели прибыли на курсы 28 февраля 1943 года из лагеря . Три роты школы привели к присяге и с 1 марта начали готовить по специально разработанной программе. В конце марта из лагеря по подготовке кадров для восточных оккупированных территорий в Вустрау прибыла группа преподавателей — членов НТС во главе с генералом Ф. И. Трухиным .
Впоследствии Дабендорфская школа включала 5 курсантских рот, взвод резерва, хозвзвод, санчасть и клуб. Постоянный персонал школы — 54 офицера, 11 унтер-офицеров и 44 рядовых. Все они были одеты в обмундирование вермахта с русскими полевыми погонами, кокардой и эмблемой РОА на левом рукаве .
Дабендорфская школа находилась под контролем четырёх различных ведомств, что позволяло школе пользоваться определённой автономией . Учебная программа школы включала :
Курс лекций сводился к критике существовавшей в СССР системы и к убеждению слушателей в перспективности власовского движения. Критика сталинизма лекторами велась с позиций законности и желательности февральской революции 1917 года , а некоторыми даже — октябрьской , без сталинских «извращений» . На территории лагеря размещались редакции двух газет «Заря» и «Доброволец».
Генерал А. А. Власов регулярно приезжал в Дабендорф в конце каждого выпуска, произносил речи и принимал специально устраиваемый парад.
12 апреля 1943 года по инициативе майора М. А. Зыкова в школе состоялась Первая антибольшевистская конференция бывших бойцов и командиров РККА, в которой приняли участие более 600 человек. В президиум входили редактор газеты «Доброволец» генерал-лейтенант РОА Г. Н. Жиленков, В. В. Поздняков, Г. А. Пшеничный, лейтенант К. А. Крылов и другие. Основной доклад на конференции сделал генерал В. Ф. Малышкин .
28 февраля 1945 года школа была эвакуирована в село в 12 км южнее Карлсбада , где прекратила своё существование 22 апреля 1945 года .
Немецкий начальник школы — капитан вермахта В. К. Штрик-Штрикфельд .
По оценке историка К. М. Александрова , дабендорфские курсы пропагандистов РОА с марта 1943 по ноябрь 1944 года были основой Власовского движения, «кузницей» власовских военных кадров, без которых развёртывание Вооружённых Сил КОНР в 1944—1945 годах было бы невозможным. Вместе с тем, антисталинское движение, возникшее в столь неблагоприятных обстоятельствах, было в значительной степени разнородным, неорганизованным, с ярко выраженной леводемократической ориентацией .
В истории Дабендорфской школы как в зеркале отразилась гамма специфических цветов и настроений части бывших «подсоветских» людей, объединённых лишь общим неприятием режима на родине.
— К. М. Александров. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели. 2005
Критика преподавателями Дабендорфа советской действительности и сталинского общества, по оценке К. М. Александрова, носила обоснованный характер. В частности, тезисы учебных пособий подчёркивали «идеократический характер» государства, смысл существования которого, с точки зрения власовцев, заключался «в проведении в жизнь односторонней партийной идеи», основанной на «узко-материалистическом мировоззрении». При этом аналогичные оценки подразумевались и по отношению к нацистскому рейху. В школе власовцами предпринимались попытки анализировать причины и механизм формирования « культа Сталина », в результате которого ВКП(б) превратился из «партии идей в партию вождя», а также результаты массовой идеологической обработки советской молодёжи .