Interested Article - Хеви-метал
- 2020-06-15
- 2
Хе́ви-ме́тал (иногда также хэви-ме́тал , англ. heavy metal — « тяжёлый металл ») — жанр рок-музыки , первое и изначальное направление метала . Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest .
Зачастую «хеви-метал» является гиперонимом и им обозначают весь метал . Раньше им обозначали даже хард-рок ( Led Zeppelin , Deep Purple , Black Sabbath , Uriah Heep , The Who ) (по крайней мере, до 1983 года ) , а «хард-рок» и «хеви-метал» долгое время были синонимами . В современности, чтобы отделить классический жанр, носящий это название, от его производных, его иногда называют классическим (classic), традиционным (trad) или истинным (true) хеви-металом.
От хеви-метала в той или иной степени произошли все прочие виды метала. Классический хеви-метал пережил расцвет в 1980-е годы благодаря таким группам как Iron Maiden , Judas Priest , Manowar , Motörhead , Accept и другим, после чего постепенно начал уступать в популярности новым жанрам. Однако и в XXI веке традиционный хеви продолжают исполнять многие группы, как старые, так и новые, нередко в смешении с близким ему пауэр-металом .
Название
Словосочетание heavy metal (хеви-метал) первоначально применялось в английском языке для обозначения «артиллерийской канонады» или «тяжелой артиллерии» . В 1959 году в романе Уильяма Берроуза «Naked Lunch» оно впервые было связано с дисгармоничной музыкой в видениях главного героя. В 1969 году музыкальный критик Лестер Бэнгз словом хэви-метал охарактеризовал выступление группы Led Zeppelin , однако хэви-метал как отдельный жанр оформился гораздо позже . Также термин «Heavy metal» был применён к альбому (1970) группы «Sir Lord Baltimore» критиком Майком Сандерсом
В 1977 году появляется посвященный фантастике журнал Heavy Metal , а в 1981 году выходит мультфильм со схожим названием .
Черты жанра
Музыкальные черты . Для хеви характерны: средний или ускоренный темп, энергичные риффы , центральная роль соло-гитариста , продолжительные и техничные гитарные соло . Вокал, как правило, высокий ( тенор , фальцет ) и экзальтированный.
Тематические черты . Тематика текстов разнообразна, но особенно часто встречаются песни о трагических страницах истории ( Run to the Hills — геноцид индейцев ), мистике ( The Number of the Beast — Число зверя ; Purgatory — Чистилище ), энергичном стиле жизни, а также песни, восхваляющие сам хэви-метал; частые герои металлических песен — исторические воины ( Crusader — Крестоносец), байкеры, металлисты. Нередки также песни на общественные и философские темы, песни про любовь.
Имиджевые черты
. Для музыкантов и поклонников стиля хеви-метал характерна особая эстетика (см.
Новая волна британского хеви-метала
и
Металлисты
): длинные волосы, черные кожаные брюки и
жилетки
, шипованные напульсники, клепанные ремни, цепи. В качестве элемента одежды широко использовались
джинсы
(см. название альбома группы
Saxon
Denim and Leather
: «Джинсы и кожа»). Визуальное искусство данного стиля представлено дискографией (особенно в исполнении
Дерека Риггса
) с особым
леттерингом
, использованием тем
хоррора
и эротики
.
Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с применением световых и пиротехнических эффектов.
История
Хард-н-хеви
Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США.
Уже в 1960-е в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции (например, « Helter Skelter » The Beatles ). Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс , выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Затем начали появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа « Iron Butterfly »).
Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как « Led Zeppelin », « Deep Purple », « Black Sabbath » и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист , вся музыка строится вокруг его риффов и соло . Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор , Тони Айомми и Джимми Пэйдж . Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как « Queen », « Uriah Heep », « Genesis » и « Blue Öyster Cult », с их продолжительными, сложными гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок-группы. До появления «новой волны» британского метала эти термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви-металу, например, «Led Zeppelin», позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Иногда сами музыканты некоторых хард-рок-групп, например, участники « Deep Purple » и « AC/DC », не любят, когда их называют «металлистами» или «хеви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал) для обозначения таких пограничных групп .
Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы « Aerosmith », « Kiss », « Bon Jovi », « Guns'n'Roses ». В Австралии сформировалась группа « AC/DC ». В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа « Scorpions » и « Bonfire », в Швеции — « Europe », Yngwie Malmsteen .
Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза , хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком , назвали глэм-метал , или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали « Kiss » и Элис Купер , а такие группы, как « Mötley Crüe », « Twisted Sister » и « Cinderella », подняли глэм на вершину мейнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж ( губная помада , макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдодокументальный фильм « Это — Spinal Tap », пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.
Новая волна британского хеви-метала
В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов . Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским « самиздатовским » подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты , издавать альбомы за свой счёт.
Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна Британского Хеви-Метала» ( англ. New wave of British Heavy metal , сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Iron Maiden и Motörhead . Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели « Saxon », « Raven », « Diamond Head » и др.
Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм , на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока .
Ещё одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в мелодике. Если у таких групп, как « Deep Purple » и « Led Zeppelin », мелодии , риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе , смерти и « ужастиках », устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди , зомби-талисман «Iron Maiden»), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи , характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки «косухи», цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд , вокалист «Judas Priest».
Распространение
В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как « Manowar », « Virgin Steele », « Savatage », предпочитали издаваться на английских лейблах и выступать в Британии .
Вслед за « Scorpions », в Германии появились свои группы, такие как « Accept », « Rage », « Running Wild », « Warlock », « Sinner », « Tyran' Pace », « Grave Digger », и др.
Хэви-метал в СССР
В СССР первые тяжёлые группы появились ещё в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений , введенных Брежневым , Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось только во второй половине 80-х, с началом перестройки .
Музыкальный критик
Артемий Троицкий
писал по поводу первых метал-групп СССР начала 1980-х годов:
Практикующим металлическим группам — « Круиз », « Группа Гуннара Грапса » и « Земляне » — удалось замечательно сплавить каноны хеви-метал и массовой эстрадной песни , что обеспечило им стабильное положение. Остальные существовали на грани (а иногда и за гранью) запрета… — (Из книги «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990)
Группы « Чёрный кофе », « Ария », « Легион », « Мастер », « Круиз » и « Чёрный Обелиск » стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы « Ария », хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия. В 1989—1990 годах в Советском Союзе проводился масштабный рок-фестиваль советских групп тяжёлой музыки под названием « Монстры рока СССР ».
В других странах
Во Франции хеви-метал был представлен группами « », « », « », « Shakin' Street », « Mystery Blue ». В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить «Muro» (представлявших спид-метал). А в Аргентине хэви-метал представляли группы « Rata Blanca », «Retrosatan», «Bloke», « », « » и « ». « » тоже являются важной частью аргентинской хэви-метал-сцены, хоть они и играют спид / трэш-метал .
Имидж
Метал породил субкультуру своих поклонников — так называемых металлистов . Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. « Коза », жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки.
Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю. Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио , одним из отцов-основателей хеви-метала, на своих концертах.
Хеви-метал в XXI веке
Хеви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хеви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал , ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала . Более радикальные создали трэш-метал , из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла . В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-рока и хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал .
С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хеви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хеви сохранились у некоторых пауэр-метал -групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как « HammerFall », « Edguy », и др., стиль которых можно теперь определить как мелодик-метал . Многие группы, начинавшие с трэш-метала , такие как « Metallica », « Megadeth » и « Iced Earth », позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хеви-метал и хард-рок финская группа « Lordi » в 2006 году выиграла конкурс песни « Евровидение ».
Примечания
- 1983 Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll
- . Дата обращения: 24 января 2022. 24 января 2022 года.
- Walser Robert от 24 сентября 2009 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica
- Гутов Е. В. от 24 января 2022 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 6 августа 2008. 12 октября 2007 года.
- ↑ . Дата обращения: 12 февраля 2013. 30 марта 2014 года.
- Q , March 2006. Rewind. The Story Behind the Song. The Beatles. Helter Skelter. Стр. 46-47.
- Erlewine, Stephen Thomas. . www.allmusic.com. Дата обращения: 2 марта 2010. Архивировано из 1 марта 2012 года.
- Gromko.ru. Елена Савицкая: от 7 ноября 2008 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 19 мая 2023. 2 сентября 2017 года.
- Дата обращения: 19 мая 2023. 16 октября 2021 года.
- . sovr.narod.ru . Дата обращения: 13 августа 2023. 2 апреля 2015 года.
- от 6 июля 2008 на Wayback Machine Подшивка Лэймара
- «Марсианский Словарь» — «Бумеранг», апрель 2006.
- 22 ноября 2007 года.
Литература
- Heavy Metal at the Movies : [ англ. ] / Edited by Gerd Bayer. — Routledge , 2019. — 214 p. — ISBN 978-1-138-57159-4 .
- Гутов Е. В. // Вестник НВГУ. 2014. № 1.
- Величко И. В. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 1-2 (5-6).
- 2020-06-15
- 2