Кон-Винер, Эрнст
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрнст Ни́киш ( нем. Ernst Niekisch ; 23 мая 1889 , Требниц — 27 мая 1967 , Западный Берлин ) — немецкий политик и идеолог национал-большевизма , противник гитлеризма .
Родился 27 мая 1889 в Требнице ( Силезия ), юность прошла в баварском городке Нёрдлинген . Работал школьным учителем.
В 1917 году Никиш вступил в Социал-демократическую партию Германии . В ноябре 1918 года становится председателем Советов рабочих и солдат города Аугсбурга . В 1919 г. участвовал в установлении советской власти в Баварии . Как председатель Центрального исполкома Советов исполнял обязанности главы правительства Баварии в период между убийством Эйснера и провозглашением Баварской Советской Республики. В этот период Никиш на время выходит из СДПГ и вступает в образовавшуюся на базе левого крыла германской социал-демократии Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ) . В 1919 г. он избирается от НСДПГ в баварский парламент, однако вскоре возвращается в СДПГ.
В 1920-е годы взгляды Никиша претерпевают эволюцию, он находится под влиянием националистических идей. Оставаясь членом СДПГ, Никиш критикует пацифистскую позицию партийного руководства и политику, проводившуюся властями Веймарской республики . В частности, он выступает против согласия Германии на условия « Плана Дауэса » и подписания Локарнских договоров 1925 года . Никиш организует платформу в СДПГ, прямо противоположную позиции идеолога социал-демократии Эдуарда Бернштейна , что приводит к его изоляции.
В 1926 г. Никиш исключен из СДПГ. В том же году переходит в небольшую и становится главным редактором партийного журнала «Der Volksstaat» (с нем. — «Народное государство»). Партия переходит под контроль Никиша и воспринимает в качестве идеологии исповедуемый им националистический вариант социализма .
1 июля 1926 г. Никиш основывает собственный журнал «Widerstand» (с нем. — «Сопротивление»). Эпиграфом журнала стали слова Клаузевица : «Сопротивление — это такая деятельность, вследствие которой силы врага должны постоянно разрушаться в таких масштабах, что враг должен отказаться от своих целей».
Начиная с 1927 год Никиш сближается с Августом Виннигом , а через него со всеми основными фигурами « Консервативной революции », младоконсерваторами , неонационалистами и представителями движения «бюндиш». Встреча с Эрнстом Юнгером становится решающим событием для идеологической эволюции Никиша. В интеллектуальных кругах, близких к журналу «Widerstand», постепенно разрабатывается идеология национал-большевизма .
Никиш и его последователи называют себя «национал-большевиками», подчеркивая как национальный, так и социальный характер своей борьбы. В национал-большевистской идеологии ортодоксально- марксистская идея о «пролетарской организации класса» уступает место идее о «пролетарской организации всего народа», что должно было привести к освобождению «всего народа», «национального целого».
Анализируя события, последовавшие за Ноябрьской революцией 1918 года , Никиш писал:
«Безнадежность положения Германии заключается в том, что в качестве элементарного события не произошло объединения классовой борьбы пролетариата с национальным пафосом. Воля к классовой борьбе, которая сосредоточена на своей чистоте и неопределенности, не освобождает даже тот социальный слой, который её ведет. Воля к классовой борьбе как политический инструмент и вместилище национальной воли к жизни освобождает народы.» .
Национал-большевики настаивали на социальной революции, призванной освободить немецкий рабочий класс от господства эксплуататоров, но при этом подчеркивали, что социальная революция может осуществиться только в контексте национальной революции и лишь в том случае, если она поставит своей политической задачей создание принципиально нового типа государства .
В 1930 год Никиш опубликовал свою программу, в которой было перечислено «6 пунктов немецкого протеста»: против « идей 1789 года », против индивидуализма , капитализма , марксизма , парламентаризма , против Запада как родины этих идей, против варварского азиатского большевизма. Политическая часть программы состояла из следующих тезисов: «обратиться лицом к Востоку и его позитивным ценностям, осуществить необходимый выход из мирового капиталистического хозяйства, организовать принудительное переселение из городов в деревню, создать предпосылки для крестьянской жизни, осуществить отказ от идеи гуманизма , отказаться от частной собственности , вместо неё воспитывать чувство долга и служения народу и государству» .
Определяющим признаком, отличающим германских национал-большевиков от других представителей консервативно-революционного движения, был повышенный интерес к опыту русского большевизма . Советский Союз рассматривался национал-большевиками в качестве главного союзника Германии в борьбе с «буржуазным Западом». По словам Никиша, «революционная и социалистическая Германия в союзе с революционной Россией может победить буржуазный Запад, а затем национальное освобождение Германии от Версальского диктата послужит импульсом к мировой социалистической революции» . В своей книге «Третья имперская фигура» ( нем. "Die dritte imperiale Figur" ) Никиш писал об «общности судеб» ( нем. "Schicksalgemeinschaft" ) немцев и русских и о необходимости «Восточной ориентации» ( нем. "Ostorientirung" ). «Мы должны, — писал он, — провести полное отделение от Запада. Мы объявляем себя сторонниками законов и ценностей стран восточней Эльбы. В странах Запада к немцам относятся как к неполноценным, на Востоке же они — ведущая сила. Тем, чем был Рим для Запада, должен стать Потсдам для востока. Мировое господство всего римского прошло, на очереди — Восток» .
Изучая советский опыт, Никиш становится членом организации ARPLAN — «Ассоциации исследования русской плановой экономики» под началом Арвида Харнака , в которой также участвовали Эрнст Юнгер , Дьердь Лукач , Карл Виттфогель и Фридрих Хильшер . Под влиянием последнего в 1932 году Никиш посещает СССР. Будучи в 1932 г. в Москве, Никиш был поражен в разговоре с Карлом Радеком уверенностью последнего в том, что как только Гитлер придет к власти, он заключит соглашение со Сталиным .
Движение Никиша объединяет людей, пришедших как слева, так и из правого национализма. После 1933 года Никиш входит в оппозицию против пришедшей к власти НСДАП . Смысл этой оппозиции сформулирован в книге Никиша « Гитлер — злой рок для Германии» ( нем. "Hitler Ein deutsches Verhängnis" ), опубликованной незадолго до прихода нацистов к власти, в 1932 году. Никиш был одним из первых представителей консервативно-революционного движения, распознавших опасность гитлеризма . Он подчеркивал, что национал-большевизм категорически несовместим с антикоммунистической истерией.
После некоторого времени пребывания в подполье, в 1937 году Никиш был арестован гестапо и депортирован в концентрационный лагерь , где находился в 1937 — 1945 годах . 10 января 1939 года Народная судебная палата приговорила его к пожизненному заключению за государственную измену. Он был заключён в Бранденбургскую тюрьму, где получил серьезные телесные повреждения и почти ослеп.
После освобождения Красной Армией в 1945 году Никиш предпочёл советскую зону оккупации и впоследствии стал гражданином ГДР . Он вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ), а в 1946 году стал членом СЕПГ . Принимал участие в создании Культурного союза демократического обновления Германии . С 1948 до 1953 года преподавал социологию в Берлинском университете им. Гумбольдта , где его ассистентами, среди прочих, были Хайнц Маус и Вернер Мазер . Затем в знак протеста против подавления рабочего восстания в ГДР 17 июня 1953 г. отказался от всех постов, покинул СЕПГ в 1955 году и эмигрировал на Запад .