Interested Article - Венера перед зеркалом (картина Тициана)

«Венера перед зеркалом» , или «Венера с зеркалом» ( итал. Venere allo specchio , англ. Venus with a Mirror ), — картина, написанная около 1555 года художником итальянского Возрождения венецианской школы Тицианом Вечеллио ( Tiziano Vecellio , 1488/1490—1576). Хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне . Размер картины — 124,5 × 105,5 см . Также употребляется название «Туалет Венеры» .

История

Тициан. Венера перед зеркалом. Ок. 1550. Холст, масло. Ка-д’Оро , Венеция

Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более шестидесяти лет. Тициан высоко ценил эту картину и не хотел никому её продавать, так что она оставалась в его доме до конца его жизни. После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио ( Pomponio Vecellio ). В 1581 году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго ( Cristoforo Barbarigo ) из Венеции , от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго ( Andrea Barbarigo ). В течение почти трёх веков картина оставалась в собственности семьи Барбариго в их дворце на Гранд-канале палаццо Барбариго .

В 1850 году при содействии русского генерального консула в Венеции большая часть коллекции Барбариго была приобретена императором Николаем I за 525 тысяч франков для Картинной галереи Императорского Эрмитажа (оставшиеся предметы были проданы в 1854 году с аукциона). Это приобретение вызвало критику, так как не все картины коллекции представляли несомненную ценность, зато «из её состава происходят все находящиеся в Эрмитаже картины Тициана, за исключением „Данаи“ и „Бегства в Египет“» . Впоследствии «Венера перед зеркалом» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа , где она находилась вместе с другой известной картиной Тициана « Кающаяся Мария Магдалина », также из собрания Барбариго .

В 1929—1934 годах правительством СССР была санкционирована продажа картин из коллекции Эрмитажа , значительная часть которых была продана через посредников (среди которых была фирма Knoedler ) американскому коллекционеру Эндрю Меллону (1855—1937), который в то время был министром финансов США .

В 1931 году «Венера перед зеркалом» была привезена в США вместе с двумя другими картинами — « » Перуджино и « Мадонной Альбой » Рафаэля . Эти картины прибыли в США в сопровождении (руководителя « Антиквариата » — подразделения Наркомвнешторга СССР , отвечавшего за экспорт культурных ценностей) и (члена коллегии Наркомвнешторга СССР), которые вели переговоры с представителями фирмы Knoedler — встретиться напрямую с Меллоном им не удалось .

После смерти Эндрю Меллона в 1937 году его коллекция перешла к государству и составила основу собрания живописи создаваемой Национальной галереи искусства , в составе которой картина «Венера перед зеркалом» и находится до сих пор .

Композиция, иконография и символика

Идея и иконография картины восходят к типу изображения «Венер», которым Тициан был увлечён всю жизнь, начиная с первой картины « Спящая Венера », созданной им в содружестве с Джорджоне в 1508—1510 годах. Картина «Венера перед зеркалом» является «одним из самых ярких воплощений гедонистического отношения венецианцев на закате эпохи Возрождения к искусству и жизни, красоте живописи, вкуса к фактуре дорогих материалов, изысканно оттеняющих наготу» . В западноевропейской иконографии подобные изображения относят к жанру Locus amoenus лат. «прекрасное, прелестное место») .

Полуобнажённая Венера, прикрывая грудь левой рукой, смотрится в зеркало. Румянец на её лице подчёркивает её молодость и красоту. Её лицо повёрнуто к зрителю почти в профиль, а её отражение в зеркале фактически является «картиной в картине» . Считается, что положение рук Венеры на картине Тициана изображено в соответствии с традиционным типом « Венеры Стыдливой », или Целомудренной ( лат. Venus Pudica ), который восходит к прославленному древнегреческому оригиналу « Афродиты Книдской » (350—330 гг. до н. э.), произведению скульптора Праксителя .

Тициан создал несколько вариантов картины «Венера перед зеркалом». Один из них, возможно, подготовительный этюд, хранится в Галерее Франкетти в венецианском дворце Ка-д’Оро . Ещё один вариант с 1968 года находится в Музее Вальрафа-Рихарца ( Кёльн ). Известны и другие реплики и копии, по-видимому учеников Тициана .

Мотив зеркала как приём живописной метафоры типичен для многих произведений художников венецианской школы. Этот мотив, как и излюбленный Тицианом тип женской красоты, повторяется и в других его картинах и произведениях его последователей, например в знаменитой картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» (Венера и купидон; Ок. 1647—1651. Национальная галерея, Лондон), «безусловно восходящий к итальянской школе Джорджоне и Тициана» . Историки искусства полагают, что картина Тициана послужила отправной точкой для работы Нормана Роквелла над полотном « Девочка у зеркала » (1954) .

Отзывы

В «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа» (1910) художник и критик Александр Бенуа , назвав картину «драгоценным перлом» Эрмитажа, дал ей следующую характеристику: «Слишком много в её красках силы и яркости, чего уже нет в более поздних произведениях Тициана. Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Ему важно было выразить своё личное поклонение перед роскошью тела, перед его белизной, теплотой, нежностью, перед всей этой цветущей прелестью, обещающей радость любви и бесконечные поколения человеческих существований, нескончаемость земной жизни» .

Художник Василий Суриков так отзывался об этой картине в письме к Павлу Чистякову от 17 (29) мая 1884 года: «Наша эрмитажная „Венера с зеркалом“ чуть ли не лучшее произведение Тициана. Вообще к нам в Эрмитаж самые лучшие образчики старых мастеров попали» .

Картина Тициана породила и необычные литературные реминисценции: «Величественная богиня укутала своё мраморное тело в широкие меха… С холодным достоинством исследует она свои величественные прелести в зеркале… Эта картина — сплошная лесть в красках… символ тирании и жестокости, таящихся в женщине и её красоте, в который превратилась натурщица Тициана» .

См. также

Примечания

  1. (HTML). National Gallery of Art. Дата обращения: 18 апреля 2022. 2 апреля 2022 года.
  2. (HTML). National Gallery of Art. Дата обращения: 30 декабря 2013. Архивировано из 22 марта 2014 года.
  3. , с. 467.
  4. (HTML). National Gallery of Art. Дата обращения: 3 января 2014. Архивировано из 25 сентября 2012 года.
  5. , с. 184.
  6. , с. 293 (прим. № 219 ).
  7. (HTML). Государственный Эрмитаж — www.hermitagemuseum.org. Дата обращения: 30 декабря 2013. Архивировано из 5 октября 2013 года.
  8. Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928—1929 годов. Архивные документы. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. — С. 112—151
  9. Е. А. Осокина . (HTML). Forbes — www.forbes.ru (23 апреля 2010). Дата обращения: 18 апреля 2022. 5 мая 2022 года.
  10. Е. А. Осокина . (HTML). Forbes — www.forbes.ru (23 апреля 2010). Дата обращения: 18 апреля 2022. 5 мая 2022 года.
  11. R. Bergerhoff. Die Toilette der Venus // Tizian. Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1970. S. 21
  12. .
  13. Gisela M. A. Richter. L’arte greca. — Torino: Einaudi, 1969
  14. от 14 апреля 2021 на Wayback Machine | Die Götter. Abgerufen am 26. Februar 2020
  15. от 17 апреля 2022 на Wayback Machine . In: Bildindex der Kunst & Architektur. Bildarchiv Foto Marburg, abgerufen am 26. Februar 2020
  16. L’opera completa di Tiziano. — Milano: Rizzoli, 1969
  17. Eckardt G. Diego Velazquez. Venus und Cupido. — Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1981. — № 18
  18. Richard Halpern. . — University of Chicago Press, 2006. — P. —119. — 201 p. — ISBN 9-780-2263-1440-2.
  19. , с. 30.
  20. (HTML). artsurikov.ru. Дата обращения: 31 декабря 2013. 3 января 2014 года.
  21. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. — М.: Культура, 1992. — С. 16, 23

Литература

Ссылки

  • , Google Cultural Institute
Источник —

Same as Венера перед зеркалом (картина Тициана)