Дом культуры «Компрессор»
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом (дворец) культуры (сокращённо ДК ) — клубное учреждение , центр культурно-массовой и просветительской работы в (бывших) социалистических странах, а также в некоторых испано- и франкоязычных государствах.
Массовое развитие клубных учреждений началось в СССР с ноября 1920 года , когда декретом Совнаркома в системе Наркомпроса РСФСР был образован Главполитпросвет . Народные дома , строившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры .
Первым «дворцом культуры ВЦСПС » стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде , возведённый на средства профсоюзов к юбилейной дате 8 ноября 1927 года. Первые дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923—1924 годах в Москве . Многие первые дома культуры строились в стиле конструктивизма и принадлежат к лучшим образцам данного стиля .
Клубные учреждения того же типа распространились в послевоенный период по всем странам социалистического лагеря. В большинстве случаев они носили и аналогичные названия (в переводах на местные языки), хотя есть исключения: например, в Болгарии сохранилось также прежнее наименование — читалиште — для общественных клубных учреждений, которые, подобно российским народным домам , строились с конца XIX века.
После падения коммунистических правительств в ряде стран (Германия, Чехия) стали отказываться от термина, ассоциируемого с предыдущей эпохой. Дома культуры переименовывали в культурные центры , концерт-холлы, дворцы конгрессов и т. п. В других странах (например, Польше и Латвии) сочетание «дом культуры» остаётся частью нейтральной в идеологическом отношении лексики, своего рода национальным синонимом для принятых во всём мире понятий .
В СССР была разработана следующая классификация домов культуры :
Общественно-культурные центры, тоже традиционно называемые домами культуры, известны и за пределами социалистического лагеря — в частности, в испаноязычном мире (см. исп. — и статью ). Прежде всего — в Латинской Америке , а также и в самой Испании .
С другой стороны, во
франкофонных
странах (во
Франции
и позднее
Канаде
) сходный (
и аналогично называющийся
) тип учреждений широко и массово развивается с 1960-х годов (вероятно, не без влияния и «советского опыта»: см.
фр.
—
), благодаря первоначальной инициативе
Андре Мальро
на посту министра по делам культуры в правительстве
де Голля
. Несмотря на то, что в отдельные периоды этот проект подвергался критике и частичным перепрофилированиям и переименованиям, а после 1991 года «дома культуры» были объединены с клубными учреждениями иных типов в рамках «театральных» задач, но и в XXI веке учреждения под типовым названием «
дом культуры
» (
фр.
Maison de la Culture
) функционируют во множестве французских городов, в зданиях, специально для них спроектированных выдающимися архитекторами
. Что касается
франкоговорящей Канады
, то в одном лишь Монреале сегодня работает 12 «Домов культуры» французского типа (см.
фр.
—
).
Во
Франции
,
Бельгии
и канадском
Квебеке
— также широко распространены учреждения, подобные советским «
дворцам и домам пионеров и школьников
» (теперь — «
центрам детского и юношеского творчества
»): в Канаде они носят название «домов молодёжи» (см.
фр.
—
), а в самой Франции — «домов молодёжи и культуры», входящих в государственную систему, подчинённую Министерству молодёжи и спорта (см.
фр.
—
).
( фин. Kulttuuritalo ) называется также один из шедевров финского зодчего Алвара Аалто в Хельсинки . С момента постройки в 1958 году и до 1992 года это здание принадлежало Коммунистической партии Финляндии , после банкротства и распада партии в начале 1990-х — находится в государственной собственности (и под государственной охраной в качестве памятника архитектуры) .