Рафили, Микаэль Гасан оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Микаэ́ль Алеске́рович (Микаи́л Алеске́р оглы) Усе́йнов ( азерб. Mikayıl Ələsgər oğlu Useynov ; 6 [19] апреля 1905 , Баку — 7 октября 1992 , Баку ) — советский и азербайджанский архитектор , историк архитектуры, педагог .
Академик Академии архитектуры СССР ( 1957 ; член-корреспондент 1941 ). Герой Социалистического Труда ( 1985 ). Народный архитектор СССР ( 1970 ). Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1941 ) и премии Совета министров СССР ( 1978 ). Член Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии .
Микаэль Усейнов родился 6 (19) апреля 1905 года в Баку в семье состоятельных родителей. Происходил из первого в Российской империи азербайджанского рода, которому было пожаловано дворянство . Его отец был беком и владел 72 объектами недвижимости, среди которых были казино, гостиницы, жилые дома, фабрики. Также семье Усейновых принадлежало 111 кораблей на Каспийском море , крупнейший из которых именовался «Хан» и в советские годы был переименован в «Сталин» .
Родители, в особенности мать, поощряли тягу Микаэля к изобразительному искусству. В детстве он часто болел и много времени проводил, рисуя фантастические здания или создавая из пластилина и кубиков игрушечные домики. Тогда же у него возникла мечта стать архитектором . Ещё учась в средней школе, говорил, что станет архитектором . В 1911 году поступил в Бакинское реальное училище. В 1921 году завершил учёбу в 5-й советской школе II-й ступени. Здесь он познакомился с Садыхом Дадашевым . Позднее поступил в Азербайджанский политехнический институт , в новооткрытый факультет архитектуры .
Из-за своего происхождения в период сталинских репрессий в любое время мог быть арестован. Летом 1937 года многие его родственники в количестве 25 человек — братья, сёстры, кузены — были расстреляны. Из взрослых в живых осталось всего четыре человека. От репрессий его спасли большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ .
Учась в Азербайджанском политехническом институте, стал автором ряда проектов в обостренно-конструктивистском духе. Часть из них была реализована. У всех его построек были эксплуатируемые крыши, лёгкие перголы, галереи, навесы и козырьки. В студенческие годы увлекался европейской классикой, изучал наследие русского классицизма в архитектуре. Одновременно его интересовал и традиционный азербайджанский стиль .
С 1924 года проводил обмеры комплекса сооружений дворца ширваншахов в Баку . В этом ему помогал его школьный друг Садых Дадашев . Результаты этих работ были опубликованы по рекомендации архитектора Алексея Щусева . Одним из его показательных проектов в традиционном стиле (совместно с С. Дадашевым) стал конкурсный проект памятника 1926 года на могиле поэта и мыслителя XII века, классика азербайджанский поэзии Низами Гянджеви в городе Гянджа . За этот проект Усейнов и Дадашев были удостоены награды .
См. также Постройки Микаэля Усейнова
В 1929 году с отличием окончил Азербайджанский политехнический институт. Первый период творчества молодого архитектора совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Однако, его новаторская линия была далека от теоретических догм конструктивизма. Это было нечто новое, художнический поиск стилистики. Идеологи конструктивизма в своё время пытались бороться с этим, но безуспешно. В этот период, приняв во внимание социальные аспекты архитектуры, разработал коммунальные дома, среди которых можно назвать жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.
Значительной его работой в эти годы считается фабрика-кухня в поселке Баилово (1930, ныне родильный дом, известный в советский период как родильный дом имени Н. К. Крупской). Это трёхэтажное здание является классическим примером конструктивизма, что особо заметно в плоскаой крыше-террасе с панорамным видом на море. В этот же период по его проекту(совместно с С. А. Дадашевым ) были построены ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома напротив. По словам архитектора Лейлы Мирза, эти симметрично расположенные здания образуют «как бы пропилеи , акцентирующие начало улицы 28 Мая » .
До 1946 года архитектор работал в творческом и научном содружестве с С. А. Дадашевым . В 1944 году он совместно с ним создал архитектурную часть памятника Низами Гянджеви перед зданием музея в Баку, и памятника Низами в Кировабаде .
В зрелый период творчества он понимает роль и место национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Восточные формы и мотивы, а также национальная азербайджанская архитектура применены им в здании музыкального училища в Баку (ныне — Бакинская музыкальная академия ), павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве (за этот проект Усейнов и Дадашев были награждены Сталинской премией ), станции метро «Низами» и музея имени Низами в Баку. Архитектор утверждал: «национальная архитектура — это в первую очередь национальная форма, традиция». Полным же переходом на позиции освоения наследия прошлого стало здание общежития Медицинского института 1934 года .
Однако, малейшее обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, в те годы сталкивалось с сильной критикой не только в 1934 году, но и позднее. Однако, он продолжал творить в духе национальной традиции. Так, в конкурсном проекте Дома Советов Азербайджанской ССР в Баку 1934 года наглядно сочетаются композиционные приёмы классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры. В 1940-е годы его критиковали за формализм, в 1960-е за излишние украшения, а в 1970-х снова за приверженность к национальной архитектуре .
Работы
1960-х годов
: памятник Самеду Вургуну в Баку и старое здание гостиницы «
Апшерон
»
|
4 ноября 1955 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР издало постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В постановлении отмечалось, что многие жилые дома и здания в Баку по проектам архитектора Усейнова построены «с большими излишествами», что Усейнов некритически переносил в архитектуру современных зданий «формы средневековой восточной архитектуры». В частности указывалось, что фасады жилых дома треста «Бузовнынефть» , объединения «Азнефть» и Академии наук Азербайджанской ССР «перенасыщены сложными аркерами, лоджиями и башенными надстройками» .
Сам архитектор на критику и замечания не обращал внимания и продолжал проектировать. Последним его творением до критики стало здание библиотеки имени М. Ф. Ахундова ( 1960 ). В результате критики со здания Академии наук были убраны башни, карнизы, декоративные элементы . После очередной же критики он 7 лет не проектировал здания, а создавал только памятники. Среди его работ в этой области можно отметить памятники Самеду Вургуну, Рудаки, Карлу Марксу и др. Позднее же он стал проектировать здания гостиниц: в 1963 году — «Азербайджан», в 1965 году — « Апшерон », в 1967 году — « Москва » и др. .
По его проектам в Баку были построены некоторые станции метрополитена (« Нариман Нариманов » ( 1967 ), « Низами Гянджеви » (1976), « Элмляр Академиясы » (1985).
Был одним из первых двенадцати академиков Академии наук Азербайджана . Был депутатом Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов (1954—1962).
В 1985 году был избран почётным членом Королевского азиатского общества Англии и Ирландии . Был директором Института архитектуры и искусства (профессор), а также руководителем Союза архитекторов Азербайджана . В 1992 году стал почётным членом Международной академии архитекторов .
Из около 250 его проектов более 200 было реализовано . Усейнову также принадлежат труды по вопросам архитектуры и градостроительства.
Микаэль Усейнов скончался 7 октября 1992 года . Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения .
Микаэль Усейнов ещё со времён репрессий 1930-х годов боялся, что и его постигнет та же участь. Он так и не женился, опасаясь того, что жена может потерять его в результате очередной репрессии. На вопрос своей племянницы Саиды Усейновой, почему дядя не женился, отвечал: «Я не был столь смелым как ваш папа» .
Сестра Лейла была замужем за его другом, школьным товарищем и коллегой Садыхом Дадашевым, рано, ещё в 1946 году, скончавшимся .
Ему хотелось, чтобы племянница также стала архитектором — однако Саида Усейнова стала доцентом физико-математических наук, хотя и увлекалась архитектурой. Так, при ремонте своей квартиры она вместе с дядей работала над дизайном гостиной комнаты. Это было одной из последних работ Микаэля Усейнова .
Баку, проспект Нефтяников , 67 ( Жилой дом учёных )
Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви
в Баку
(совместно с С. А. Дадашевым ) |
Здание Национальной академии наук Азербайджана в Баку с вновь воссозданными декоративными элементами | Азербайджанская национальная библиотека имени М. Ф. Ахундова в Баку |
Здание
Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова
(совместно с С. А. Дадашевым ) |
Жилой дом учёных
в Баку
(совместно с С. А. Дадашевым ) |
Станция метро « Низами Гянджеви » в Баку | Станция метро « Элмляр Академиясы » в Баку |
Памятник «Освобождённая азербайджанка»
в Баку
(скульптор Ф. Абдурахманов , арх. М. Усейнов) |