Александр Белинский родился в
Ленинграде
; учился сначала в 155 средней школе Смольнинского района (сейчас 155 гимназия
Центрального района
Санкт-Петербурга
)
. Затем переехал в Москву, где окончил школу в 1944 году. Сам Белинский рассказывал: «В шесть лет я посмотрел в ТЮЗе (в том великом ТЮЗе на Моховой) „Зеленую птичку“
Гоцци
, и никаких других мыслей, кроме театра, у меня уже не возникало. 1 сентября 1945 года я пришёл на режиссёрский факультет
Зона
. После гениального спектакля
Рубена Симонова
в
Театре им. Вахтангова
„Мадемуазель Нитуш“, который решил мою судьбу окончательно и бесповоротно, я понял, что надо работать именно в этом жанре»
.
В
1949 году
Белинский начал работу в Театре миниатюр под руководством
Аркадия Райкина
как сорежиссёр спектакля «Любовь и коварство»; самостоятельно поставил в Театре миниатюр два спектакля — в 1956 и 1970 годах.
В 1962—1985 годах — режиссёр-постановщик ленинградского телевидения (среди работ — телеспектакли «Девочки» по пьесе Веры Пановой о ленинградской блокаде, «Кюхля», «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Понедельник начинается в субботу», «12 стульев» и другие).
С 1968 года — на студии «Лентелефильм», один из создателей этого творческого объединения.
С 1988 года — режиссёр Большого театра кукол. Сотрудничал с несколькими театрами
Литвы
.
В 1997 году в Санкт-Петербурге были изданы его художественные произведения: «Красотки кабаре (полудетективная повесть)», «Осеннее танго (повесть)» и «„Шарик, здравствуй!“ (басня в прозе)».
Белинский был автором цикла телепрограмм на телеканале «Культура» о театре и театральных деятелях «Рассказы старого сплетника», составивших впоследствии книгу с тем же названием. Был также режиссёром ряда выпусков популярных телепередач «Голубой огонёк» и «Кабачок 13 стульев». Всего им поставлено около 200 спектаклей на телевидении, в театрах Москвы и Ленинграда-Петербурга, из них 112 телеспектаклей и телефильмов. Написал либретто к балетам «Накануне», «Три карты», «Барышня и хулиган».
Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, А. Белинский за годы преподавания в институте театра, музыки и кинематографии им. Н. А. Черкасова выпустил таких учеников, как Е. Сафонова, Т. Кузнецова, К. Воробьев и другие.
1978
— «Ограбление в полночь»
(Детективно-эротическая история — Комедия по водевилю югославского драматурга
Мирослава Митровича
«Вор в положении, или ограбление в полночь»)
А. А. Белинский вёл авторские передачи на телевидении
и цикл программ «Звёзды не гаснут»
на «
Радио России
— Санкт-Петербург», где рассказывал
о выдающихся деятелях отечественной культуры, с которыми сводила его судьба как в постановках, так и в неформальной обстановке, например, — их творческие вечера в ленинградском Доме актёра (Доме работников искусств имени К. С. Станиславского), ведущим которых ему приходилось быть, и с многими из которых его связывала личная дружба.
(неопр.)
. Официальный сайт телевизионной премии
ТЭФИ
. Дата обращения: 4 апреля 2010.
25 ноября 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 июля 2012. Архивировано из
23 апреля 2007 года.
↑
(неопр.)
.
20 января 2018 года.
↑
(неопр.)
.
25 мая 2012 года.
↑
Балет на телевидении // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, «Согласие», 1997.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 ноября 2012.
17 декабря 2013 года.
(неопр.)
. Городовой: новости театра. Дата обращения: 4 апреля 2010.
21 июля 2015 года.
// art.niv.ru
↑
. — Телеканал Культура.
23 апреля 2007 года.
(неопр.)
. Телеканал Культура (5 апреля 2008). Дата обращения: 6 апреля 2010. Архивировано из
22 апреля 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
4 декабря 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 июля 2012. Архивировано из
23 апреля 2007 года.
27 февраля 2009 года.
//
- Старое танго, 1979. Жанр: Фильм-балет. Хронометраж: 63:53. Цветной. Производство: Лентелефильм. Режиссёр: Белинский А. А.
Телевизионные спектакли: Аннотир. кат. / Сост.: Е. И. Олейник, А. Ю. Соколова. — М.: Гостелерадиофонд, 2000. — 448 с.: ил.
//-
В эфире: 26 марта 2012 года
//-
В эфире: 25 мая 2009 года, 12 апреля 2010 года
(неопр.)
. Дата обращения: 29 июля 2012. Архивировано из
23 апреля 2007 года.
А. А. Белинский «Старое танго. Заметки телевизионного практика». Москва. Издательство «Искусство», 1988.
А. А. Белинский «Один такой танцовщик». Москва. Журнал «Советский балет», 1983, № 5.
Б. А. Львов-Анохин.
«Анюта» на экране и на сцене
// Владимир Васильев. —
М.
: Центрполиграф, 1998. — С. 271—284. — 430 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-218-00373-5
.
Е. С. Максимова.
«Анюта»
//
. —
М.
: АСТ-Пресс, 2004. — С. 239—242. — 344 с. — (
Звезды балета
). —
5000 экз.
—
ISBN 5-462-00061-8
.
8 января 2015 года.
В. А. Гаврилин «Дом у дороги», по мотивам А. Т. Твардовского
от 25 декабря 2021 на
Wayback Machine
//
- А. А. Белинский. Композитор —
. Производство-студия «Лентелефильм», 1976
// РИА Новости. — 02 февраля 2010.
3 сентября 2010 года.
от 31 января 2009 на
Wayback Machine
//
- Горький Максим на сайте lit-info
(неопр.)
.
100ТВ
. Дата обращения: 13 января 2011. Архивировано из
25 мая 2012 года.
(неопр.)
.
Вести.ru
(17 июля 2008). Дата обращения: 4 июля 2015.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Михайловский театр (2 декабря 2008). Дата обращения: 4 июля 2015.
6 июля 2015 года.
(неопр.)
.
Радио России — Санкт-Петербург
(6 марта 2014). Дата обращения: 4 июля 2015.
13 июля 2015 года.
(неопр.)
. Официальный сайт Михайловского театра (2 декабря 2008). Дата обращения: 4 апреля 2010.
1 января 2011 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 июня 2022.
15 сентября 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 декабря 2022.
29 декабря 2022 года.
Литература
Белинский А.
Старое танго: Заметки телевизионного практика. —
М.
:
Искусство
,
1988
. — 175 с. —
25 000 экз.
Белинский А.
На одном дыхании… [:
Алиса Фрейндлих
] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост.
. М.:
Искусство
,
1988
. С.51—62.
Белинский А.
Записки старого сплетника. —
СПб.
: Библиополис,
1996
. — 386 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-7435-0138-6
.
Белинский А.
Шарик, здравствуй!: басня в прозе
Белинский А.
Красотки кабаре. —
СПб.
: Библиополис, 1997. — 156 с. —
25 000 экз.
—
ISBN 5-7435-0192-0
.