Бендер: Золото империи
- 1 year ago
- 0
- 0
Оста́п Ибраги́мович Бе́ндер — главный персонаж и антигерой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова « Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок ». Мошенник и авантюрист , «великий », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в русской литературе.
Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера также именуют Остап Ибрагимович .
Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:
Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, — говорил он, — был турецко-подданный»
Известно, что авторы романа «Двенадцать стульев» посвятили его Валентину Катаеву , положили в основу сюжета успешную тогда его повесть « », но ввели туда молодого героя, главным прототипом которого (или одним из двух главных прототипов наряду с Осипом Шором ) был сам Валентин Катаев, хотя он в своих воспоминаниях это не упомянул и решил поддержать легенду читателей романа « 12 стульев » о босяцком одесском происхождении Остапа Бендера. Многое, приписываемое Осипу Шору, реальный Осип Шор не совершал (например, никогда не был турецкоподданным и был российским подданным и военнообязанным), но зато это было в духе искрящегося юмором Валентина Катаева, в то же время считавшего себя оставшимся в тылу противника бойцом ушедшей в Турцию Русской армии .
По одной из версий, во время командировки в Саратов Ильф и Петров узнали о местном миллионщике Андрее Ивановиче Бендере, разбогатевшем после того, как он перевозил очень большую сумму чужих денег и его якобы ограбили. Ильфу и Петрову понравилось название фирмы «Андрей Иванович Бендер и сыновья», и они решили написать об одном из сыновей.
По другой версии [ источник не указан 1149 дней ] , Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско - ( Остап ) - немецко - еврейско - ( Бендер ) - турецкое ( Ибрагимович , -Сулейман , - бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка».
Что же касается так называемых «турецкоподданных», то так до Революции в Одессе называли евреев-сионистов, которые собирались переехать на Землю Обетованную . До 1918 года Израиль (тогда Палестина ) находился в составе Османской империи , поэтому все желающие туда переехать были обязаны принять турецкое подданство. Кроме того, во время Первой мировой войны желающие уклониться от призыва на военную службу приобретали себе сертификаты о подданстве страны-противника , а в Одессе чаще всего приобретали подданство Османской Турции (реже — Болгарии ). Помимо евреев были также турецкоподданные греки и армяне .
Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется — Бендер ( рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских — а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность — турецкая крепость .
Финал романа «Золотой телёнок» тоже подтверждает версию В. Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя — а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны — как раз Бендеры.
Почти всё, что мы знаем о жизни Остапа помимо непосредственно описанных в романах событий, известно лишь с его слов. А судя по характеру персонажа, многое он мог и выдумать, то ли для сиюминутной выгоды, то ли для красного словца, а то ли ещё зачем-либо. Потому относиться к этим «фактам биографии» следует с осторожностью.
По его словам, Остап родился то ли в 1899 — 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1896 — 1897 (в «Золотом телёнке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).
Упоминается, что Бендер учился в «частной гимназии Илиади» (роман « Золотой телёнок », гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII) Остап Бендер, реагируя на упоминание Васисуалием Лоханкиным о «сермяжной правде жизни», со знанием дела замечает:
— Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?
В ранней молодости Бендер «кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой — необъяснимый феномен природы» («Золотой телёнок», гл. XVI ). В этом эпизоде прослеживается связь с образом известного американского авантюриста Финеаса Тейлора Барнума .
Из истории, рассказанной Бендером инженеру Щукину («Двенадцать стульев», гл. XXV ), следует, что Остап зимой 1919 года жил в Миргороде , в охваченной Гражданской войной Украине. И, судя по подробностям рассказа о Вечном жиде («Золотой телёнок», гл. XXVII ), Остап Бендер в этот период занимался контрабандой.
Известно, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме — там его видел Яков Менелаевич (администратор театра Колумба), сидевший там же по «пустяковому делу» . Бендер по выходе из тюрьмы чтит Уголовный кодекс ( первый советский уголовный кодекс был принят как раз в 1922 году) и зарабатывает на жизнь способами, по возможности не подпадающими под его статьи.
Кроме того, Остап, по крайней мере, один раз был в Средней Азии до 1930 года .
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».
Так в романе впервые появляется великий комбинатор.
По мнению писателя Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив , элементы которого пародируются .
Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном .
Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.
В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.
По свидетельству брата Е. Петрова — Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа Артура Конан Дойла « Шесть Наполеонов », в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, причём один из них в конце концов перерезал горло своему сообщнику . Кроме того, Катаев упоминает и об «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку».
В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что бывший студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».
В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.
В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществлённым. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений».
Судя по всем описаниям, Остап — довольно привлекательный молодой мужчина с интересной внешностью. Он высокий, атлетического телосложения, кожа смугловатого оттенка, глаза голубые (реже — карие или серые), волосы иссиня-чёрные. Несмотря на бедность и незнатное происхождение, Остап весьма умён, сообразителен, смекалист. Обаятелен, нравится женщинам разных возрастов. Обладает прекрасными актёрскими способностями, отменно врёт. Неприхотлив в еде и в жилье — скорее всего, из-за молодости. Напивается редко, но «метко» — так, в «12 стульях» он напивается «на ресторанной горе до столбняка». Вообще, Остап — человек, который очень хочет жить, попробовать в этой жизни всё, но на его пути слишком много препятствий. Именно поэтому он — язвительный, саркастичный циник, который во всём ищет выгоду для себя. Остап весьма дальновиден и проницателен, ему не откажешь в интуиции. Возможно, при других жизненных обстоятельствах, он сделал бы отличную карьеру, зарабатывал бы хорошие деньги («Если бы он направлял свои силы на действительную заготовку рогов или же копыт, то надо полагать, что мундштучное и гребёночное дело было бы обеспечено сырьём по крайней мере до конца текущего бюджетного столетия» — «Золотой телёнок», глава XVII), но он предпочитает скитаться по городам, перебиваясь аферами и случайными заработками, в ожидании «блюдечка с голубой каёмочкой», на котором случай преподнесёт ему большой куш. В этом и есть его трагедия — человек с недюжинными мозгами, сообразительный, современный, влачит такое, в общем-то, жалкое существование. Он не может долго сидеть на одном месте — слишком много у него планов и надежд. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия и в то же время чувство юмора, человечность (по крайней мере по отношению к своим компаньонам — об этом упоминается в «Золотом телёнке») — именно за это Остап так полюбился читателям [ источник не указан 2111 дней ] .
Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.
Образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему даётся удивительно легко, он оптимистичен и жизнерадостен. В «Золотом телёнке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.
Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор , бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова) . Он родился 30 мая 1899 в Никополе . В 1917 — 1919 пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .
В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»
После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать « авторские », за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном — воскресить героя .
По мнению исследователя Сергея Белякова , прототипом Бендера в значительной степени является сам Валентин Катаев .
В 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова « Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера . Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве — но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны (« - Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках! » .
В пятой главе «Золотого теленка» Остап Бендер рассказывает компаньонам об опыте работы на клубных сценах в качестве факира, прорицателя и фокусника Иоканаана Марусидзе. Прототипом для эстрадного амплуа Великого комбинатора стал ленинградский артист (1883—1941), выступавший во второй половине 1920-х годов под псевдонимом Сен-Вербуд. Доказательства приведены в исследовании Андрея Федорова «Кто он, факир из „Золотого теленка“?».
Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше , Германии , на Кубе . В первых зарубежных экранизациях были значительно изменены сюжет и имя главного героя. Ниже приведён список актёров, которые играли роль именно Остапа Бендера.
Название | Исполнитель роли | Режиссёр фильма | Дата выхода на экран |
---|---|---|---|
12 стульев | Игорь Горбачёв | Александр Белинский | 1966 |
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения « 12 стульев » . | |||
Золотой телёнок | Сергей Юрский | Михаил Швейцер | 1968 |
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации « Золотой телёнок » 1968 года . Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского ( 1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: « Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа . А что я сделал до сих пор?.. » | |||
12 стульев | Фрэнк Ланджелла | Мел Брукс | 1970 |
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации « 12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой». | |||
12 стульев | Арчил Гомиашвили | Леонид Гайдай | 1971 |
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая « 12 стульев » и в фильме « Комедия давно минувших дней » Юрия Кушнерёва , вышедшем в 1980 году . Также в 1977 году вышел музыкальный фильм « Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика », где прозвучали композиции из 12 стульев, а актёры 12 стульев исполнили камео. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили. Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера (актёру было уже 45 лет, когда он снимался), многие зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев». Впоследствии Гомиашвили появился в образе «товарища Бендера» в домашнем задании команды КВН «Новые армяне» (игра была посвящена романам Ильфа и Петрова). |
|||
Золотой телёнок | Иван Дарваш | 1974 | |
Иван Дарваш сыграл Бендера в постановке « Золотой телёнок » 1974 года , снятой для венгерского телевидения Миклошем Синетаром. | |||
12 стульев | Андрей Миронов | Марк Захаров | 1976 |
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном телевизионном фильме «12 стульев» . | |||
Комедия давно минувших дней | Арчил Гомиашвили | Юрий Кушнерёв | 1980 |
Фильм « Комедия давно минувших дней », не является экранизацией романа Ильфа и Петрова. В нём Остап Бендер и Киса совместно с героями комедий Гайдая — Трусом и Бывалым разыскивают спрятанные сокровища. | |||
Мечты идиота | Сергей Крылов | Василий Пичул | 1993 |
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула « Мечты идиота » ( 1993 ). Бендеру около 40 лет. | |||
12 стульев | Георгий Делиев | 2003 | |
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер « Двенадцать стульев » главную роль сыграл одесский комик и участник « Маски-шоу » Георгий Делиев . | |||
12 стульев | Николай Фоменко | Максим Паперник | 2005 |
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке « Двенадцати стульев » 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года . | |||
Золотой телёнок | Олег Меньшиков | Ульяна Шилкина | 2006 |
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. | |||
Три фильма | Игорь Зайцев | 2021 | |
В 2021 году вышли 3 фильма о юном Остапе Бендере — « Бендер: Начало », « Бендер: Золото империи » и « Бендер: Последняя афера ». В дальнейшем эти фильмы с дополнениями будут объединены в телесериал «Бендер». Однако, данные релизы не являются экранизациями работ Ильфа и Петрова. |
Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов :
У самого выхода Полыхаев схватил Остапа за рукав и пролепетал:
— Я ничего не утаил. Честное слово! Я могу быть спокоен? Правда?
— Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис, — ответил Остап, не замедляя хода. — Так вам скажет любой агент по страхованию жизни. Лично мне вы больше не нужны. Вот государство, оно, вероятно, скоро вами заинтересуется
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|