Искандер, Марьяна
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Алекса́ндр Никола́евич Исканде́р ( 3 [15] ноября 1887 , Ташкент — 26 января 1957 , Грас , Франция ) — младший сын от морганатического брака великого князя Николая Константиновича и Надежды Александровны Дрейер ( 1861 — 1929 ; дочери оренбургского полицмейстера Александра Густавовича Дрейера и Софьи Ивановны Огановской).
Александр Николаевич родился в Ташкенте 3 (15) ноября 1887 . Окончил Императорский Александровский лицей (1911).
Произведён в офицеры из вольноопределяющихся в 1915 году . Служил в чине поручика , затем ротмистра Лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка . Участник Первой мировой войны .
В апреле 1918 года вернулся в Ташкент, пробравшись из Крыма (где в городе Евпатория , в госпитале Красного Креста, долечивался после тяжелой контузии с переломом обеих костей на правой ноге и где был застигнут большевиками). В сопровождении четырех офицеров князь на костылях пересёк Крым то пешком, то на телеге. Прибыв на Днепр, он сел на пароход, а затем от станции Николаев поездом добрался до Киева. Через несколько месяцев князь Искандер приехал в Москву , а затем в Петроград, где смог забрать деньги и личные вещи. После чего направился в Туркестан (через Оренбург ).
Незадолго до его возвращения 14 (27) января 1918 года скончался его отец великий князь Николай Константинович Романов .
По возвращении он поселился в доме покойного отца . Мать помогла ему устроиться на службу в суд, он был прикомандирован помощником к судье четырнадцатого участка И. Н. Яскловскому, где проработал до января 1919 года .
19 января 1919 года вспыхнуло восстание в Ташкенте . Князь Александр Искандер в январе 1919 года участвовал в вооруженном восстании против большевиков в качестве командира роты. После провала Ташкентского восстания был организатором формирования Ташкентского офицерского партизанского отряда численностью 101 человек.
Отряд, в котором находился А. Н. Искандер, совершил в январе 1919 года тяжёлый переход из Ташкента через горы в Ферганскую долину . С марта 1919 года отряд сражался вместе с местными антибольшевистскими формированиями против красных частей, а затем с остатками отряда ушёл в Бухару , Бухарский эмират на тот момент ещё сохранял независимость. Осенью 1919 года с группой офицеров своего отряда совершил конный переход из Бухары в Иран через пустыню Каракумы для соединения с частями Туркестанской армии . После поражения частей Туркестанской армии от большевиков вместе с остатками Туркестанской армии ушёл через Красноводск на кораблях Каспийской флотилии Вооружённых сил Юга России в Дагестан .
С марта 1920 года — в Крыму , был командиром взвода в эскадроне своего полка, был удостоен награды за отвагу.
После эвакуации Русской Армии генерала барона П. Н. Врангеля из Крыма уплыл с остатками армии в Галлиполи .
В эмиграции сначала находился в Греции по приглашению своей тёти и крёстной матери — вдовствующей королевы Греции Ольги Константиновны . Отказавшись от её помощи, работал в Афинах таксистом. Позже переехал во Францию, где также был таксистом, а также поваром, ночным сторожем, рассыльным.
Провозгласивший себя императором Кирилл Владимирович пожаловал Александру Николаевичу и его потомкам титул светлейших князей Романовских-Искандер .
Умер Александр Николаевич Искандер 26 января 1957 года в городе Грас (департамент Приморские Альпы ).
Первый брак: в 1912 году с Ольгой Иосифовной Роговской (1893—1962). Осталась в России, затем СССР. Дети носили фамилию и отчество её второго мужа Н. Н. Андросова:
В 1930 году в Париже Александр Николаевич женился вторично — на Наталье Константиновне Ханыковой (30.12.1893 — 20.4.1982).
Александром Николаевичем было написано ряд произведений мемуарного характера, опубликованных в периодической печати:
В доме, находившемся направо от дворца , жил дворецкий с большой семьёй, дом был поместительный из 7—8 комнат.
Когда я в 1918 году приехал в Ташкент, то мой дом, приготовленный к моему приезду отцом перед его смертью (отец скончался 2-го февраля 1918 года, а я приехал в конце марта) был по мандату занят архиереем, приехавшим из города Верного. Дворецкий тогда же умер, и его семья любезно уделила мне три комнаты, где я и жил до ухода из Ташкента.— Александр Искандер. Из мемуаров князя Искандера «Видения прошлого»