Universal Republic
- 1 year ago
- 0
- 0
Бура́тто — итальянское кружево , вышиваемое иглами путем штопки на сетке.
Разновидность кружева филе, выполненной по грубой сетке крупного переплетения.
По внешнему виду буратто очень похоже на филейное кружево, но с одним важным отличием — оно штопается на тканой сетке, а не на сетке с узлами, используемой для филе.
Буратто также имеет тенденцию быть более тяжелым по внешнему виду из-за тканого характера используемой сетки .
Зачастую в несложных переплетениях этого типа кружева используются нити разных цветов, что повышает его декоративность .
Изначально буратто – специально вытканная ткань, где при скрещении двух основных нитей укрепляется сеть одинаковых петель и таким образом образуется канва .
Исторически эта ткань производилась для практического применения – отжимки сыра . Это была грубая ткань, сотканная из толстых нитей льна или конопли . Название ткани возникло от латинского слова bura, что означает «грубая ткань». Для вышивки из более тонкой нити льна ткали полосы определенной ширины с петлями разного размера. Используя нити льна или цветного шелка, вышивку производили посредством стежков или мережки. В качестве редкого образца канвы кружев буратто в исторических источниках упоминается головной убор правителя Священной Римской империи Карла V .
Сведения об этом раннем виде кружев можно обнаружить в книге образцов орнаментов „ Il Buratto ”, изданной Алессандро Паганино ( Alessandro Paganino ) в 1527 году в Венеции . Книга знакомит не только с процессом вышивки, но и с производством канвы в технике буратто. Отдельные страницы книги содержат фон сети с петлями разного размера, для того, чтобы можно было нанести на них конкретный рисунок вышивки. В первой части издания обобщены несложные мотивы флоры и птиц, а далее представлены более сложные композиции с изображением фантастических животных, птиц и мифологических персонажей. Первое издание этой книги вышло в 1518 году.
Техника буратто формировалась в Италии в XVI веке, главным образом на Сицилии и Сардинии . Кружева буратто копировались в XIX веке, а в начале XX века в Италии в тосканском городке Антелла производство ткани в технике буратто восстановили Вирджиния Натан и Клара Онори. До сих пор действует Фонд Лисио ( Fondazione Arte della Seta Lisio ), который финансировал изготовление специального станка, при помощи которого возможно нетрадиционное скрещение основных нитей, характерных для буратто.
В 1906 году во Флоренции Джузеппе Лисио создал фонд для восстановления ручных станков по производству исторической парчи и бархата .
Обычно подобная вышивка использовалась для скатертей, алтарных покрывал и постельного белья – простыней и наволочек. Традиция украшения постельного белья деталями из кружев была распространена до 60-х годов XX века .
Кружева находятся в коллекции кружев XVIII века в Рундальском дворце-музее .