Свете тихий
- 1 year ago
- 0
- 0
Лефкаритика или Лефкарское кружево — кружево ручной работы из деревни Пано Лефкара ( Кипр ).
«Лефкаритику» можно узнать по мережкам — кружевным строчкам, атласному наполнению, вышитым кантам, геометрическим сложным узорам и белой, бежевой или кремовой расцветке .
В 2009 году это традиционное кружевоплетение было внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия .
Техника плетения кружев досталась Лефкаре от Ассирии . Местные мастерицы обогатили её традиционными народными мотивами. Затем, она была позаимствована Венецией . Считается, что лефкаритика имеет венецианское происхождение. Доказательством этому служит наличие в лефкаритике не только элементов, характерных для ранних кипрских вышивок (те же геометрические формы), но и отличающихся от всего предыдущего ажурных сплетений. К тому же, как выяснила Ангелики Пьериду, занимавшаяся данным вопросом, вышивка Лефкары имеет очевидное сходство со старыми итальянскими вышивками. Подтверждает эту мысль и другой исследователь — Ольга Полемиду, пришедшая к выводу, что средневековые итальянские вышивки удивительно похожи на лефкаритику XIX-го века. Таким образом, история о том, что когда-то в XVI веке знатные венецианки поделились секретами своего мастерства с лефкарийскими женщинами, приезжая в деревню на отдых, действительно имела место .
Лефкаритика — характерный вид искусства вышивки на Кипре , восходящий как минимум к XIV веку. Он подпадает под категорию белой вышивки Кипра. Это эволюция более старого типа, называемого « аспроплоумия ».
Основные стежки «аспропломии» сохранились в новейшем типе Лефкаритики. Новые стежки и мотивы добавляются в зависимости от мастерства и творчества вышивальщицы.
Лефкаритика вскоре достигла более высокого уровня качества из-за конкуренции между женщинами, поскольку они считались центральной частью приданого. Каждая девушка должна была иметь расширенную коллекцию, готовую к выставке в день свадьбы. Таким образом, многие традиционные элементы передавались от матери к дочери. Многие женщины также занимались вышивкой как профессией.
Женщины-вышивальщицы в Пано Лефкаре, называемые «плумариссами», организовывали свое производство из дома. Мужчины из Лефкары, называемые «кентитаридами», были купцами и путешествовали по Европе и Скандинавии. Согласно легенде, в XV веке Леонардо да Винчи посетил Кипр, останавливался в Лефкаре и увез с собой в Италию кружево Лефкары ( скатерть «потамос» (украшенную кружевом), которое сегодня украшает алтарь собора Дуомо в Милане . . Судя по всему, именно скатерть изображена на его картине « Тайная вечеря ». С тех пор этот узор получил название «узор Леонардо да Винчи».
В память о великом художнике правительство Кипра в 1981 году выпустила коллекцию марок с изображением алтарного покрова с «зигзагом» и Миланского собора. В день, когда Миланскому собору исполнилось 600 лет, 19 октября 1986, Христакис Константину – тогдашний кинотархис деревни и Михалис Рувис – дизайнер по вышивкам поехали в Италию и в торжественной обстановке вручили собору новый алтарный покров, еще роскошнее прежнего . Покров вышивали самые лучшие рукодельницы в течение семи месяцев.
Крупнейшими центрами производства были деревни Пано Лефкара и Като Лефкара . Сегодня эти вышивки производятся по всему Кипру, особенно в деревнях Като Дрис, Вавла, Вавациния, Ора, Хирокития, Скариноу, Дали и Атиеноу .
Первое кружево было изготовлено из местной белой хлопчатобумажной ткани, произведенной на Кипре. Используется комбинация стежков и разрезов. К узорам «dantela venis» («Венецианское кружево»), «pittota», «gyroulota», «liminota» добавлены крупные вышивки, называемые «tagiades». Их название происходит от итальянского « ришелье », популярного в Италии в XVI веке. По данным Кипрской службы ремесел, различных мотивов для кружева Лефкара насчитывается более 650.
Наиболее характерный узор в кружевах — «потамой» («реки»). Они сделаны из треугольных зигзагов, называемых «камарес» («дуги»).
Лефкаритика на льне традиционно изготавливается вручную из четырех основных элементов: полой вышивки, выреза горловины, атласного стежка и тканой каймы. Эта традиция, сочетающая искусство и общение, до сих пор является основным занятием сельских женщин, которые создают узнаваемые скатерти , кружевные салфетки , носовые платки и выставочные экспонаты во время совместной работы и общения на узких деревенских улочках и крытых дворах. .
В Лефкаре действует районный Музей вышивки и ювелирного дела. Музей располагается в особняке XIX века, принадлежащем семье Патсалос. В музее представлена яркая коллекция вышивок и ювелирных изделий .