1777
Шведский химик
Карл Вильгельм Шееле
(
швед.
Carl Wilhelm Scheele
) провёл опыты с хлористым серебром и открыл, что с помощью
аммиака
готовые снимки можно делать устойчивыми к свету
;
1799
Томас Веджвуд (
англ.
Thomas Wedgwood
) начинает опыты по фиксации силуэтных изображений на бумаге, пропитанной светочувствительной смесью. Однако готовые изображения быстро исчезают при продолжении воздействия света, а способ их фиксирования Веджвуду неизвестен;
1802
и
Хамфри Дэви
(
англ.
Humphry Davy
) опубликовали в
Лондоне
«
Доклад о методе копирования изображений на стекло и создания копий с помощью воздействия света на нитрат серебра
»;
1816
Жозеф Нисефор Ньепс
(
фр.
Joseph Nicéphore Niépce
) получил с помощью камеры-обскуры изображение своего двора на бумаге, пропитанной хлористым серебром
. Изображение было
негативным
, а Ньепс так и не нашёл способа его обращения в
позитив
. В результате он отказывается от солей серебра в дальнейших изысканиях
;
1824
Жозеф Нисефор Ньепс
получил первый светостойкий фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом
гелиографии
. Однако из-за хрупкости
литографского камня
, послужившего подложкой для светочувствительного асфальтового слоя, снимок был уничтожен при попытке печати на бумаге;
1829
Ньепс и
Луи Дагер
(
фр.
Louis Jacques Mandé Daguerre
) заключили нотариальное соглашение о совместных работах по усовершенствованию технологии гелиографии
;
1833
Негативные фотографические изображения удаётся получить на бумаге, пропитанной нитратом серебра, художнику из
Бразилии
Эркюлю Флорансу
;
1835
Уильям Генри Фокс Тальбот
(
англ.
William Henry Fox Talbot
) создал первый бумажный негатив снимка «Окно аббатства Лекок» с помощью миниатюрной камеры-обскуры
. В качестве фотоматериала использована бумага, пропитанная
нитратом серебра
и раствором соли
;
1840
Чиновник министерства финансов Франции
Ипполит Байар
(
фр.
Hippolyte Bayard
) передал
Французской академии наук
разработанную годом раньше прямопозитивную технологию получения фотографических изображений на бумаге
;
Карл Фридрих Гаусс
(
нем.
Johann Carl Friedrich Gauß
) разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах;
Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли в
Нью-Йорке
первое в мире портретное фотоателье
;
1841
Тальбот
значительно усовершенствовал свою технологию, резко увеличив светочувствительность фотобумаги за счёт
проявления
невидимого
скрытого изображения
. В этом же году зарегистрирован патент на окончательный вариант калотипии
;
23 марта
Ричард Берд открывает первое европейское портретное ателье в
Лондоне
;
1868
Французский типограф
Луи Дюко дю Орон
(
фр.
Louis Arthur Ducos du Hauron
) опубликовал свои исследования о
пигментной печати
, пригодной для получения цветных фотоснимков на бумажной подложке
;
1875
Прообраз фотоплёнки на бумажной подложке и фотоаппарат для неё созданы польским инженером
Леоном Варнерке
(
польск.
Leon Warnerke
)
;
1878
Чарльз Беннет (
англ.
Charles Harper Bennett
) обнаружил способ резкого повышения светочувствительности желатиносеребряной
фотоэмульсии
при её нагреве в процессе созревания
. В результате появилась возможность фотографировать движущиеся объекты с моментальными выдержками
;
1879
Джозеф Суон
(
англ.
Joseph Wilson Swan
) начинает массовый выпуск желатиносеребряной фотобумаги с проявлением;
1880
Начало массового выпуска сухих броможелатиновых
фотопластинок
, вытеснивших коллодионные
;
1888
Начинается выпуск
бокс-камеры
Kodak
№ 1 для рулонной фотоплёнки и первого централизованного сервиса проявки и печати
. Камера с отснятой плёнкой отправлялась по почте на завод, откуда высылалась перезаряженной и с комплектом готовых фотографий. Тогда же появился рекламный слоган компании Kodak: «
Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное
»
;
1889
Поступает в продажу первая рулонная фотоплёнка на целлулоидной подложке производства компании Eastman Company, позднее переименованной в
Eastman Kodak
;
1890
Немецкий оптик Пауль Рудольф (
нем.
Paul Rudolph
) сконструировал первый объектив
анастигмат
;
1892
Жюль Карпантье
(
фр.
Jules Carpentier
) выпустил первый фотобинокль — разновидность фотоаппарата для незаметной моментальной съёмки
;
1893
Британский оптик Гарольд Тейлор (
англ.
Harold Dennis Taylor
) запатентовал оптическую систему «
Триплет Кука
», послужившую основой для многих современных фотообъективов
;
1906
Открытие химиком Бенно Гомолкой сенсибилизатора пинацианола, сделавшего возможным создание
панхроматических
фотоматериалов
;
1907
Французским фотографом Эдуардом Беленом (
фр.
Édouard Belin
) был изобретён «беленограф» (
англ.
Bellinograph
), пригодный для передачи фотографий на расстояние
;
1911
Русский офицер Владимир Потте изобрёл первый в мире
аэрофотоаппарат
, рассчитанный на полуавтоматическую кадровую маршрутную съёмку
;
1912
Артур Пиллсбери (
англ.
Arthur Clarence Pillsbury
) разработал фотокамеру для съёмки микроскопических движений (роста растений измерявшийся ранее простейшими
авксанометрами
);
1936
Выпущена первая в мире многослойная цветная
обращаемая
фотоплёнка «Agfacolor Neu»
. Почти одновременно анонсирован выпуск фотографической версии цветной киноплёнки «
Kodachrome
» для
слайдов
;
1970
Ученые из Bell Labs создали прототип
видеофотоаппарата
на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов;
1972
Компания
Texas Instruments
запатентовала
устройство под названием «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». В качестве чувствительного элемента в нём использовалась
ПЗС-матрица
, изображения хранились на
магнитной ленте
, а воспроизведение происходило через
телевизор
;
1973
Компания Fairchild начала промышленный выпуск чёрно-белых ПЗС-матриц разрешением 100×100 пикселей
;
1974
При помощи ПЗС-матрицы и телескопа была получена первая астрономическая электронная фотография. В том же году Гил Амелио (Gil Amelio), также работавший в Bell Labs, разработал технологический процесс производства ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом оборудовании. После этого их распространение пошло намного быстрее;
1981
Sony выпускает экспериментальный видеофотоаппарат
Sony Mavica
(сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать историю бесплёночной фотографии;
1982
Для передачи новостных снимков на расстояние впервые использован
фильм-сканер
, разработанный «Кодаком»
. Это позволило сократить время доставки, исключив печать
позитива
, необходимую до этого при использовании
фототелеграфа
. Кроме того, сканирование
негатива
стало первым этапом цифровой фотографии, позволив редактировать изображение при помощи
компьютера
;
1984
Во время
Олимпиады в Лос-Анджелесе
корреспондент японской газеты «Yomiuri Shimbun» впервые передал фотографии соревнований по телефонной линии сразу после съёмки, минуя проявку и сканирование негатива
. Для этого использовался новейший бесплёночный
видеофотоаппарат
«Canon RC-701»
;
1986
Eastman Kodak
ввёл в обиход термин «
мегапиксель
», создав промышленный образец монохромной ПЗС-матрицы с разрешением 1,4 мегапикселя;
1990
Поступил в продажу чёрно-белый цифровой фотоаппарат Dycam Model 1 с разрешением 376×240 пикселей и 1 мегабайтом встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков
;
1991
Kodak совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат
Kodak DCS100
на основе камеры
Nikon F3
. Запись происходила на жесткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг;
Компания «Leaf» создала первый
цифровой задник
для
среднеформатных
зеркальных фотоаппаратов. Задник оснащён квадратной чёрно-белой матрицей разрешением 4 мегапикселя, и позволяет создавать цветные фотографии неподвижных объектов при помощи последовательных экспозиций через три
светофильтра
;
1995
Выпущен первый потребительский цифровой фотоаппарат «Casio QV-10» со встроенным
жидкокристаллическим дисплеем
для просмотра готовых фотографий
;
1997
Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель для непрофессиональных камер: выпущены фотоаппараты «FujiFilm DS-300» (1,3-мегапикселя) и «Olympus C-1400L» (1,4 мегапикселя)
;
2000
Компания
SoftBank
выпустила первый
камерафон
«J-SH04», способный передавать цифровые фотографии по беспроводным сетям
;
2002
Корпорация
Sigma
выпускает камеру SD9 c первой трёхслойной матрицей типа
Foveon
;
Начинается выпуск первого серийного фотоаппарата «
Canon EOS-1Ds
» с «полнокадровой» матрицей размера 24×36 мм
;
2003
Компаниями Olympus и Kodak представлен стандарт
4:3
, предложенный в качестве универсального для цифровой фотоаппаратуры, и выпущена камера
Olympus E-1
под этот стандарт;
Начало выпуска фотоаппарата «
Canon EOS 300D
», цена которого впервые для цифровых зеркальных камер оказалась ниже психологической отметки в 1000 долларов
. Это событие дало толчок процессу вытеснения плёнки не только из профессиональной сферы, но и в любительской фотографии;
2012
Компания Sony представила первую полнокадровую компактную камеру Sony RX1;
2014
Компания
Sony
анонсировала выпуск вогнутой фотоматрицы, позволяющей повысить светосилу объективов при одновременном удешевлении их конструкции
;
2017
Начаты продажи цифрового фотоаппарата «Light L16», оснащённого 16 объективами и способного создавать фотографии с разрешением 52 мегапикселя
;
2018
Компания Canon заявила о создании предельно большой сверхчувствительной КМОП-матрицы с размером датчика 20×20 см
Благодаря
цифровой революции
больше всего выиграли японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, Nikon, Canon и Sony сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания Kodak, являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потеряла.
К. В. Вендровский.
(рус.)
// «
Химия и жизнь
» : журнал. — 1988. —
№ 11
. —
С. 30—37
. —
ISSN
.
В. И. Власенко.
Глава III. Интегральная фотография
// Техника объёмной фотографии / А. Б. Долецкая. —
М.
: «Искусство», 1978. — С. 36—66. — 102 с. —
50 000 экз.
Д. С. Волосов
.
§ 3. Универсальные объективы
// Фотографическая оптика. — 2-е изд. —
М.
: «Искусство», 1978. — С. 301—310. — 543 с.
Александр Галкин.
(рус.)
// «Foto&video» : журнал. — 2010. —
№ 12
. —
С. 86—89
.
К. Гольдин, В. Прийменко.
Автоматика в фотоаппарате
(рус.)
// «
Наука и жизнь
» : журнал. — 1966. —
№ 1
. —
С. 130—135
. —
ISSN
.
Е. А. Иофис
.
/ И. Ю. Шебалин. —
М.
: «Советская энциклопедия», 1981. — С.
—404. — 447 с.
Н. П. Лаврова, А. Ф. Стеценко.
/ Н. Т. Куприна. —
М.
: «Недра», 1981. — 296 с. —
6400 экз.
Владимир Левашов.
Лекция 1. Предыстория и открытие медиума
// Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. —
М.
: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28. — 464 с. —
ISBN 978-5-903788-63-7
.
Михаил Львов.
(рус.)
// MediaVision : журнал. — 2012. —
№ 9
. —
С. 84,85
.
А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова.
/ Е. А. Васильева. —
СПб.
: «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин.
III. Совершенствование и развитие фотографии
// Краткий справочник фотолюбителя. —
М.
: «Искусство», 1985. — 367 с. —
100 000 экз.
Редько А. В. .
Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Под ред. Н. Н. Жердецкой, Е. А. Козыревой. —
М.
:
Искусство
, 1990. — 256 с. —
50 000 экз.
—
ISBN 5-210-00390-6
.
А. Редько.
Современные цветные фотоматериалы
(рус.)
// «
Советское фото
» : журнал. — 1989. —
№ 10
. —
С. 41—42
. —
ISSN
.
Максим Томилин.
Фокс Тальбот и двухступенчатый фотографический процесс
(рус.)
// «Фотомагазин» : журнал. — 1998. —
№ 12
. —
С. 68—70
. —
ISSN
.
Александр Трачун.
Кодирование DX
(рус.)
// «
Советское фото
» : журнал. — 1986. —
№ 7
. —
С. 43
. —
ISSN
.
Андре Фаж.
Заслуга Франции
(рус.)
// «
Советское фото
» : журнал. — 1989. —
№ 8
. —
С. 8—9
. —
ISSN
.
Мишель Фризо.
Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. —
СПб.
: Machina, 2008. — 337 с. —
ISBN 978-5-90141-066-0
.
Фомин А. В.
/ Т. П. Булдакова. — 3-е. —
М.
: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 3—4. — 256 с. —
50 000 экз.
Р. В. Г. Хант.
Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. —
СПб.
, 2009. — 887 с.
К. В. Чибисов
.
Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. —
М.
: «Искусство», 1987. — С. 15—23. — 255 с. —
50 000 экз.
М. Я. Шульман.
Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. —
Л.
: «Машиностроение», 1984. — 142 с. —
100 000 экз.
Рождение фотографии
// ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. —
М.
: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. —
ISBN 978-5-93428-090-2
.
Фотография: энциклопедический справочник
(рус.)
/ С. А. Макаёнок. — Минск: «Беларуская Энцыклапедыя», 1992. — 399 с. —
50 000 экз.
—
ISBN 5-85700-052-1
.