Обитаемый остров (фильм, 2008)
- 1 year ago
- 0
- 0
« О́стров Сахали́н » — советский документальный фильм, снятый Эльдаром Рязановым и Василием Катаняном в 1954 году .
Лента, участвовавшая в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале (1955) , во многом определила творческую судьбу Эльдара Рязанова: после неё молодой режиссёр получил приглашение на « Мосфильм » и начал работать в игровом кино.
Фильм, созданный в жанре киноочерка, знакомит зрителей с историей, природой, людьми острова Сахалин . Начав путешествие в Южно-Сахалинске , киноэкспедиция перемещается на летнее стойбище оленеводов, в геологическую партию, на птичий базар , к лежбищу морских котиков .
Съёмки с воздуха показывают, как пилоты наблюдают за движением рыбы и сообщают на землю об обнаружении многочисленных косяков сельди; в заданный участок немедленно отправляются траулеры . Пребывание на плавучем крабозаводе «Алма-Ата» позволяет зафиксировать, как отловленных крабов прямо на палубе опускают в кипящую морскую воду, а после охлаждения доставляют в цех для приготовления консервов.
В одном из ключевых эпизодов картины рассказывается о затёртом во льдах маленьком судне «Пожарский». Для его спасения в самолёт погружаются запас продуктов и взрывчатка. После двухчасовых поисков лётчик обнаруживает корабль. Первым на льдину спускается кинооператор. Затем начинается сброс мешков с продовольствием и медикаментами. С помощью взрывчатки экипаж пробивает путь во льдах до тех пор, пока судно не выходит в открытое море.
Фильм снимался пятью кинооператорами, которые работали одновременно на всей территории Сахалина с февраля по октябрь 1954 года. Киногруппе, перемещавшейся на разных видах транспорта, включая самолёты и оленьи упряжки, удалось зафиксировать сильнейшую метель, обрушившуюся на остров в мае .
Когда экспедиция прибыла на остров, местные жители рассказали, как годом ранее во льдах застряло рыболовецкое судно. Режиссёры, решив включить этот сюжет в ленту, использовали метод «воссоздания факта». Для поисков льдины в Охотское море на небольшом корабле отправился оператор . Через несколько суток с судна сообщили, что ледяное поле найдено.
После этого к месту инсценируемого происшествия отправились два самолёта: с одного оператор снимал общий план, с другого — сброс мешков с продуктами и ящиков со взрывчаткой.
Получился эффектный эпизод о взаимовыручке, взаимопомощи лётчиков и моряков, в документальности которого никто не усомнился. Так что «лакировать действительность» и «восстанавливать факты» оказалось непростым делом, оно тоже требовало своего мастерства.
Чтобы оправдать кадры, снятые непосредственно на судне, решено было сообщить зрителям о спустившемся на льдину операторе, а вместо него скинуть с парашютом облачённый в полушубок манекен .
Режиссёр Будимир Метальников в статье « Оттепель — время дебютов» (« Искусство кино ») вспоминал, что «Остров Сахалин» считался видовым фильмом и Рязанов снимал его с удовольствием: «…никакого тебе агитпропа, никаких идеологических ошибок» .
Несмотря на то, что тема была безопасная, готовая лента вызвала протест у директора худсовета, увидевшего в ней отход от стандартов. Картину спас режиссёр-документалист Леонид Кристи — он взял шесть коробок с фильмом и поехал с ними к министру . В итоге «Остров Сахалин» вышел без единого замечания и был отобран для участия на Каннском кинофестивале .