Interested Article - Скаржинский, Казимеж

Казимеж Скаржинский ( польск. Kazimierz Skarżyński ; 15 декабря 1887 года, под Плоньском — 10 июня 1962 года, Калгари , Канада ) — генеральный секретарь Польского Красного Креста в период Второй мировой войны , автор первого рапорта о катынском преступлении и руководитель комиссии ПКК в Катыни в 1943 .

Некоторые источники (Анджей Пшевозник) называют местом его рождения Карчево или Корчево . Крочево упоминается также литературным критиком в описании юности Рены Еленской, сестры Казимежа Скаржинского .

Период до 1939 года

Казимеж Скаржинский принадлежал к старинной шляхетской семье герба Боньча и был сыном Хенрика и Марии из дома Чарновских. Получил образование в иезуитской гимназии в Вене , в школе политических наук в Париже и институте высшей торговли в Антверпене . В 1913—1919 годах находился в Закавказье , где был представителем французской компании, занимающейся добычей и переработкой меди. После революции в России выполнял функции связного между татарами и курдами во время боев с турецкой армией. Во время советско-польской войны воевал добровольцем в отрядах польской кавалерии. В 1935 году женился на Софье Замойской, дочери министра иностранных дел Республики Польша, Маврикия Замойского . У этого брачного союза было двое детей: Марек и Мария . Марек Скаржинский трагически погиб в Канаде в 1957. Мария Скаржинская является активистом полонии в канадской провинции Альберта. Сестрой Казимежа Скаржинского была Рена (Тереза) Еленская, пользующаяся признанием переводчица английской и итальянской литературы, мать известного польского интеллектуала .

ПКК

Комиссия ПКК в Катыни в 1943

Воспользовавшись предложением своей тётки Марии Тарновской, в январе 1940 года принял должность генерального секретаря Польского Красного Креста — одной из немногих сравнительно независимых польских организаций во время немецкой оккупации Польши.

Скаржинский подробно описал вопросы связанные с открытием немцами катынских могил в своём Рапорте из Катыни , к которому прилагался составленный по горячим следам список убитых (июнь 1943 г.), дважды впоследствии дополненный (в 1945 и 1946 гг.). После обнаружения немцами массовых могил в катынском лесу они потребовали, чтобы Польский Красный Крест (ПКК) взял на себя эксгумацию и исследование трупов. Казимеж Скаржинский после обсуждения с главным правлением ПКК взялся за эту миссию. Сознавая чрезвычайную ситуацию и сложное положение ПКК, направленного на эту работе немецкими оккупантами, он создал сугубо техническую комиссию, которая не могла быть заподозрена в преследовании политическо-пропагандистских целей. Он руководил работой комиссии непосредственно в Катыни, а также из Варшавы с 17 апреля до 7 июня 1943 года. Составленный им секретный отчёт передал подпольному правительству Польши . А генерал Стефан Грот-Ровецкий уже 13 мая проинформировал польское правительство в Лондоне о предварительном рапорте ПКК, полученным от Скаржинского.

Техническая комиссия вылетела в Смоленск специальным немецким самолётом 15 апреля. Из Смоленска утром 16 апреля членов комиссии перевезли автомобилями в Козьи Горы. В состав комиссии кроме Скаржинского входили: ротмистр Людвик Ройкевич, Ежи Водзиновский и др. Бартошевский. От лица митрополита краковского Адама Стефана Сапеги их сопровождал ксендз Станислав Ясинский, роль которого заключалась в благословении останков, а также криминолог из Кракова, доктор Тадеуш Прагловский, который сразу же по приезде из Кракова констатировал, что не видит здесь для себя никакой роли и немедленно уехал из Катыни. В состав немецкой группы входили директор Зензингер ( нем. Zenzinger ) из Бюро пропаганды ГГ в Кракове, три офицера криминальной полиции из Берлина и военнослужащие роты пропаганды ( Aktivpropagandakompanie ) из Смоленска под командованием обер-лейтенанта Словенцика. Скаржинский в тот же день запретил членам своей группы высказываться от имени комиссии и распорядился всем находиться всё время вместе, а также запретил делать какие-либо заявления для немецких репортёров.

После осуществления предварительного осмотра трупов и ознакомления с документами, найденными при убитых, Скаржинский принял решение о кратковременном возвращении в Варшаву, чтобы дать предварительный отчёт главному правлению ПКК и уточнить принципы дальнейшего поведения комиссии. В Протоколе номер 332 заседания президиума в Варшаве среди прочего констатировалось, что:

1. Поблизости Смоленска, в населённом пункте Катынь находятся частично раскопанные массовые могилы польских офицеров.
2. Основываясь на осмотре около 300 до настоящего времени извлечённых трупов можно констатировать, что офицеры эти были убиты сзади выстрелами в головы, причём единообразный тип ранений бесспорно свидетельствует о массовой казни.
3. Убийство не имело характера ограбления, потому что трупы находятся в мундирах, в сапогах, при орденах, причём при обыске нашлось значительное количество польских монет и банкнот.
4. Судя по найденным бумагам, убийство произошло в марте-апреле 1940 года.
фрагмент. Протокола № 332 Заседания Президиума ПЦК (рапорт "Катынь" К. Скаржинского. стр. 17)

20 апреля 1940 года Главное правление ПКК в Варшаве отправило рапорт Казимежа Скаржинского в Международный Комитет Красного Креста в Женеву . Кроме перечисленных выше первоначальных членов комиссии, в её работах по эксгумации останков в короткий период приняли участие также другие представители ПКК: Стефан Колодзейский ( польск. Stefan Kołodziejski ), Хугон Кассур ( польск. Hugon Kassur ), Грациан Яворовский ( польск. Gracjan Jaworowski ), Антоний Годзик ( польск. Antoni Godzik ), др. Мариан Водзинский , Владислав Бучек ( польск. Władysław Buczek ), Францишек Кроль ( польск. Franciszek Król ), Фердинанд Плонка ( польск. Ferdynand Płonka ), Стефан Цупраяк ( польск. Stefan Cupryjak ) и Ян Миколайчик ( польск. Jan Mikołajczyk ).

Эмиграция

После войны, в связи с допросами проводимыми коммунистическими прокурорами и отстранением от управления ПКК решением Маршала Польши Михала Роля-Жимерского , Казимежем Скаржинским было принято решение о побеге из новой Польши вместе с семьей. Для осуществления замысла он воспользовался ещё имеющимися тогда подпольными структурами, оставшимися после роспуска Армия крайовы . Границу перешёл в 1946 году.

Перед тем как покинуть Польшу, ещё в 1945 году, он дополнил свой предварительный рапорт о Катыни дополнительными фактами и известными ему наблюдениями, после чего тайно передал его в британское посольство в Варшаве. Этот полный рапорт посольство передало правительству Великобритании с припиской, что Скаржинский известен им ещё с довоенных времён и в связи с этим они ручаются за его добросовестность и честность ..

После недолгого пребывания в Европе (в Лондоне , Нюрнберге и Париже ), он в 1948 году переехал с семьей в Канаду . Несколько лет управлял земельным имуществом французской фирмы Crédit Foncier в провинции Саскачеван . В дальнейшем поселился в Калгари .

В 1951 году Палата представителей США созвала специальную комиссию «по расследованию массового убийства польских офицеров в Катынским лесу около Смоленска в России» . Комиссия работала около двух лет, рассмотрев тысячи документов и выслушав многих свидетелей. К сотрудничеству были приглашены польское правительство в Варшаве ( Народная Польша ) и Лондоне ( Правительство Польши в изгнании ), правительство ФРГ и правительство СССР . Только лишь польское правительство в Лондоне и правительство ФРГ приняли приглашение. Слушания были организованы в разных местах: в Вашингтоне (октябрь 1951 года, февраль 1952 года и июнь 1952 года), Чикаго (март 1952 года) , Лондоне (апрель 1952 года), во Франкфурте (апрель 1952 года), в Берлине (апрель 1952 года) и Неаполе (апрель 1952 года). Во время слушаний в Чикаго комиссией были приняты показания Казимежа Скаржинского . Комиссия в конечном итоге однозначно установила, что американские военные и политические органы совершили политическую и моральную ошибку, принимая заверения Сталина о советской версии событий. Причиной этой ошибки было названо главенствующее в первой половине 40-х годов прошлого столетия желание обеспечения вступления России в войну на Дальнем Востоке и использования военного потенциала Красной Армии на восточном фронте в Европе.

Казимеж Скаржинский умер в 1962 году в Калгари, где и был похоронен. На кладбище, на котором его похоронили, лежат также другие поляки, близкие Казимежа Скаржинского, в том числе сестра жены Софии — княгиня Анна Чарторыйская с мужем Петром и умершая в 1999 году вдова Казимежа Скаржинского — Софя Скаржинская (Замойская). В Калгари по-прежнему проживает дочь Казимежа Скаржинского, активистка полонии и католической церкви Мария Скаржинская, а также его внук (сын Марии) Марек Скаржинский с женой.

Примечания

  1. от 2 февраля 2014 на Wayback Machine Nieznany bohater — Kazimierz Skarżyński: człowiek, który pierwszy opowiedział Polakom o Katyniu , opublikowano 27-09-2007.
  2. В опубликованном в 1988 в Париже рапорте Скаржинского «Катынь» в биографии автора указано Корчево, что возможно является опечаткой от перестановки двух букв
  3. . Дата обращения: 4 июня 2011. 9 апреля 2009 года.
  4. . Дата обращения: 4 июня 2011. 6 декабря 2010 года.
  5. «Listy z Korsyki» K. A. Jeleński, Fund. Zeszytów Literackich, Warszawa 2003, ISBN 83-917979-3-7 .
  6. . Дата обращения: 4 июня 2011. 31 января 2011 года.
  7. (недоступная ссылка) « Tygodnik Powszechny », art. Nieznany bohater A. Przewoźnika.
  8. Резолюция 82. Конгресса США номер 390 и 539.
  9. House Report No 2505 82nd Congress Concerning The Katyn Forest Massacre; US. Government Printing Office, Washington, 1988, str. 36.

Библиография

Источник —

Same as Скаржинский, Казимеж