Interested Article - Арамбарри-и-Гарате, Хесус

Хесу́с Ара́мбарри-и-Га́рате ( исп. Jesús Arámbarri y Gárate ; 13 апреля 1902 , Бильбао 11 июля 1960 , Мадрид ) — испанский композитор и дирижёр баскского происхождения. Принадлежит к числу композиторов, выводивших баскскую национальную музыку в большой мир ( , , и проч.). С другой стороны, Арамбарри опирался на достижения испанских национальных композиторов , таких как Исаак Альбенис и Мануэль де Фалья .

Биография

Родился и вырос в Бильбао. Там же учился в консерватории, где его главным наставником был , затем в Париже у Поля Ле Флема и Поля Дюка и наконец (1932) в Базеле у Феликса Вайнгартнера . Кроме того, среди учителей Арамбарри в области дирижирования был работавший в Бильбао Владимир Гольшман .

После возвращения в Бильбао (1933) Арамбарри посвятил себя преимущественно дирижированию, возглавив Симфонический оркестр Бильбао и много сделав для его превращения в профессиональный коллектив. Также он ездил по стране, способствуя развитию музыкальной культуры; в том числе исполнял большие хоровые сочинения с баскскими хорами. Арамбарри был профессором Мадридской консерватории , дирижёром Мадридского симфонического оркестра . В 1953 году стал главным дирижёром Муниципального симфонического духового оркестра Мадрида . Он умер прямо во время концерта в мадридском парке Ретиро .

Композиторское наследие

Основные произведения Арамбарри, в значительной степени основанные на баскском музыкальном материале, созданы им на рубеже 1920-30-х гг. В их числе, прежде всего, прелюд для оркестра «Ведьмы в канун Нового года» ( баск. Gabon zar Sorgiñak ; 1930) и Восемь баскских песен для сопрано с оркестром (1931). После возвращения в Испанию он сочинял мало; среди его работ последующих лет выделяются две мемориальные пьесы — «Приношение» ( исп. Ofrenda ; 1946) памяти Мануэля де Фальи и «In Memoriam» памяти поэта и музыковеда , а также сарсуэла «Южный ветер» ( исп. Viento Sur ) и балет «Айко-Майко» ( баск. Aiko-Maiko ).

Список сочинений

  • Сочинения для сцены
    • «Айко-Майко» ( баск. Aiko-Maiko ), балет (1932).
    • «Южный ветер» ( исп. Viento Sur ), сарсуэла в двух действиях (1952).
  • Вокальные сочинения
    • Восемь баскских песен для сопрано и оркестра (1931/1932). Обработка любовных и колыбельных песен из сборников Ресуррексьона де Аскуэ и .
    • «Кастилия» для сопрано, хора и оркестра, на слова Мануэля Мачадо (1941).
  • Сочинения для оркестра
    • «Ведьмы в канун Нового года» ( баск. Gabon zar Sorgiñak , прелюд G-dur для оркестра (1930).
    • «Испанская фантазия» ( исп. Fantasía española ) D-dur для оркестра.
    • Четыре экспромта для оркестра (до 1933).
    • «In Memoriam», элегия cis-moll для оркестра, памяти (1930/1939?). Цитирует Dies irae и «Так поют дети» ( исп. Así cantan los chicos ) , текст которой принадлежит Гортасару.
    • «Приношение» ( исп. Ofrenda ) e-moll для оркестра, памяти Мануэля де Фальи (1946). Цитирует музыку де Фальи.
    • «Посвящение» ( исп. Dedicatoria ) для оркестра, памяти Хавьера Арискеты (1949).
  • Камерная музыка
    • Струнный квартет D-dur (до 1933).
    • Элегическая песнь ( исп. Canto elegíaco ) для фортепиано, в честь Арриаги (до 1933?).

Записи

В качестве дирижёра

Выпущенные на грампластинках

  • Арриага . Симфония d-moll. Увертюра к «Счастливым невольникам». Увертюра F-dur («Нонет»).
  • Торроба . «Кастильский» концерт и другие сочинения для гитары. — ODYSSEY 32 16 0113.
  • М. де Фалья . «Ночи в садах Испании» (фортепиано — Алисия де Ларроча ). — EMI.
  • М. де Фалья. «Любовь-волшебница». — EMI.
  • . «Песни взморья» (Canciones Playeras). — EMI.

Выпущенные на компакт-дисках

  • (1959) . Десять баскских мелодий. «Приношение Уолту Диснею». Танец с мечом из «Амайи». — EMI.

В качестве композитора

В скобках указана дата выхода диска.

Примечания

  1. Фамилия дана через y в словаре Гроува .
  2. (исп.) от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  3. Хавьер Арискета — видный культурный деятель Бильбао Серебряного века.
  4. Дата записи.

Ссылки

Источник —

Same as Арамбарри-и-Гарате, Хесус