Interested Article - Одноклассники (фильм Сергея Соловьёва)
- 2020-06-15
- 1
«Одноклассники» — российский художественный фильм 2010 года , режиссёрская работа Сергея Соловьёва . Снят по сценарию ученицы Соловьёва Софьи Карпуниной , также сыгравшей в фильме главную женскую роль. Критики отмечали сходство Карпуниной с Татьяной Друбич в фильме « Асса », а сам фильм сравнивали с «Ассой» наших дней .
Премьера в кино состоялась 11 марта 2010 года , на телевидении фильм был показан 21 октября 2011 года в программе « Закрытый показ » ( Первый канал ).
Мать главного героя, которого сыграл сын актрисы — последняя кинороль Алёны Бондарчук , умершей в ноябре 2009 года .
Сюжет
Москва , наши дни. Главная героиня (Она; её имя ни разу не названо) и Федя («Батон») — выпускники школы, которые дружат с четвёртого класса. Они — дети очень богатых родителей, и родители устраивают им шикарный выпускной вечер с выступлением Жени Отрадной , поездкой на лимузинах по ночной Москве, катанием всего класса на пароходе и призом «самой красивой паре» из чистого золота.
Проходит три года. Федя погружён в бизнес, а Она «учится писать» на курсах драмы и комедии. Отношения между ними напряжены. Однажды у них дома, пока Федя разговаривает с пришедшим в гости лучшим другом и одноклассником, балагуром Стёпой, Она режет себе вены в ванной. Её спасают, они начинают реже видеться с Федей. Как-то раз, встретив Стёпу на машине после курсов, Она просит отвезти её в Питер . Они приезжают ночью, в баре гостиницы Она говорит с пьяным скульптором Геной, который обещает ей показать, где покоится прах Виктора Цоя , перенесённый поклонниками с кладбища. В номере Она просит давно влюблённого в неё Стёпу «приставать» к ней, однако вскоре останавливает его. Они возвращаются в Москву, где встречаются с Федей.
Проходит несколько месяцев. Она уезжает из страны неизвестно куда, на присланной ей Феде открытке штамп «на каком-то суринамском , причём справа налево». Федя просит Стёпу съездить найти девушку, Стёпа отправляется в путешествие. На Гоа он неожиданно встречает питерского алкоголика Гешу, который знакомит его с пожилым «польским аристократом», «без пяти минут лауреатом Нобелевской премии » и одновременно боксёром Янеком. Стёпа показывает им фотографию, по которой некоторые из местных опознают «девушку с ребёнком», живущую в этих местах. Вскоре Стёпу, пробуждающегося от наркотического трипа после приёма ЛСД , находит Она с местной девочкой лет пяти. Она говорит, что ей хорошо здесь и возвращаться она не планирует. Рыбак, у которого она снимала комнату, умер, и у него осталась маленькая дочка, которую Она теперь собирается воспитывать.
Стёпа выбрасывает мобильник в море, однако говорит, что скорее всего ему придётся вернуться — в Москве он «успешный менеджер, не то по часам, не то по трусам», к тому же у него осталась дома престарелая бабка. Девушке он отдаёт банковскую карту с деньгами от Феди.
Фильм заканчивается закадровой цитатой из Книги пророка Захарии (стихи Зах. , Зах. ).
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Константин Крюков | Федя по кличке «Батон» |
Аристарх Венес | Стёпа |
Софья Карпунина | Она |
Андрей Руденский | отец Феди, олигарх |
отец главной героини, олигарх | |
Михаил Ефремов | скульптор-бомж Геша |
Алёна Бондарчук | мать Феди |
Елена Дробышева | мать главной героини |
Даниэль Ольбрыхский | поляк на Гоа |
Светлана Тормахова | |
секретарша | |
выпускник | |
эпизод |
Саундтрек
Инструментальную музыку для фильма написала дочь режиссёра Анна Соловьёва . В фильме также звучат песни:
- Евгения Отрадная — Уходи
- « Иван Кайф » — Штирлиц (рефрен)
- Татьяна Зыкина — Ты не бойся
- Владимир Маркин — Я готов целовать песок
- « Кино » — Закрой за мной дверь, я ухожу («Между Землёй и небом — война…») (финальная)
Вырезанные сцены
Во время обсуждения фильма в программе «Закрытый показ» Сергей Соловьёв и Софья Карпунина рассказали, что в окончательную версию фильма не вошли некоторые сцены :
- перед сценой в ванной героиня Карпуниной «перед тем, как суицидничать», выпивает два стакана водки;
- когда, после долгого отсутствия главной героини, родители Батона приглашают для знакомства с ним девушку-певицу, он после её пения выходит на кухню, достаёт кухонный нож из ящика стола, выпивает 100 грамм водки и говорит «Пойду-ка я её зарежу».
Отзывы
Критики оценили фильм в целом положительно, отметив параллели с предшествующими работами Соловьёва. Так, Роман Волобуев назвал фильм «„ Асса “-light про современных детей», отметив, что режиссёр в этом фильме «скользит — не по верхам, а скорее вдоль, насквозь и навылет. Пробалтывает концы фраз, злоупотребляет эллипсисом , уходит в расфокус там, где должна быть логическая связка, но в итоге говорит о сегодняшнем дне живей, точней и лучше всех, снимающих в России сегодня» .
Аналогично, отозвался о фильме как о «первом и пока единственном новом русском фильме, про который сегодняшние условно 25-летние могут сказать, что это кино про них» . По мнению критика, сцена выпуского бала в начале фильма «видится приветом из „ Дома под звёздным небом “ — самого чудовищного и абсурдного в условной перестроечной трилогии, начатой „Ассой“ и „ Чёрной розой “», а «в следующем куске молодёжь пытается сыграть как раз в „Ассу“, только совсем примитивную».
Фильм сравнивали также с картиной « Сто дней после детства » , ставшей в своё время первой в «бесконечном соловьёвском сериале о юности» .
Сам Сергей Соловьёв во время обсуждения фильма в программе «Закрытый показ» назвал фильм «новым жанром» — «слабо умное кино, в три слова. Не просто „слабоумное“ — это неправильно. Слабо умное кино. Почему? Потому что и на меня, представителя, скажем, не совсем молодого поколения, и на молодых людей, с которыми я постоянно имею дело, потому что во ВГИК преподаю, любые так называемые умные мысли прямо на моих глазах превращают их в такие засохшие цветки, они сразу готовы опасть. Потому что на любую умную мысль есть другая умная мысль, да? И эти умные мысли могут так коловращаться до вообще полного безумия. То есть я сейчас — принципиальный антиконцептуалист именно в связи с этим. На любую концепцию есть другая концепция… Поэтому мне бы просто хотелось, чтобы люди посмотрели историю без всяких вообще нагрузок» .
Во время того же обсуждения Александр Гордон высказал своё мнение о фильме, состоящее в том, что в нём «даны три индивидуальности, три человека, у которых есть разный способ приспособиться к действительности, и даны абсолютно три чётких пути. Дан путь легкомысленного молодого человека, который всё время хохочет, да и любит, видимо… Дан абсолютный конформист, который любит эту девочку — он страдает от того, что её нет рядом с ним, что она живёт не той, с его точки зрения, жизнью, который абсолютно принимает ценности предыдущего поколения… И есть девочка, которая не принадлежит ни к какому поколению, ни к какому возрасту, и она вообще не человек… Это некая страдающая от ужаса мира душа, которая потом всё равно прибивается к какому-то ребёнку» . Участвовавший в обсуждении Константин Ковалёв-Случевский назвал героиню «девочкой из стадии после детства»: «Она осталась в естественном детском состоянии… Это „ Принц и нищий “, причём, принц — богатый парень и нищая духом девушка, которая живёт своей своеобразной жизнью. Это бизнес и свобода творчества, противопоставление этих двух миров» .
Награды
- 2010 — — Приз за лучшую музыку (Анна Соловьёва)
Примечания
- от 13 октября 2013 на Wayback Machine // РГ, 28.02.2010
- . Дата обращения: 12 августа 2013. 2 марта 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 12 августа 2013. 21 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 10 июня 2015 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 августа 2013. 10 июня 2015 года.
- . Дата обращения: 27 августа 2013. 4 апреля 2014 года.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- от 21 июня 2013 на Wayback Machine
- от 27 октября 2013 на Wayback Machine
- 2020-06-15
- 1