Урицкий, Моисей Соломонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Соломо́нович Аре́цкий ( 7 апреля 1907 — 29 июля 1978 , Москва ) — советский кинооператор комбинированных съёмок , заслуженный работник культуры РСФСР (1974), лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Родился 25 марта ( 7 апреля ) 1907 года . Будучи учащимся бывшей Медведниковской гимназии увлёкся кинематографом, его самыми яркими юношескими впечатлениями были « Броненосец «Потёмкин» и « Багдадский вор » . По окончании школы поступал в медицинский институт, но завалил математику, хотя и знал её отлично. Тогда поступил в Государственный техникум кинематографии на операторский факультет, называвшийся тогда техническим отделением.
Проучился я один год и ушёл. Было ужасно неинтересно. Преподавали нам как ремонтировать фотокамеры и что-то вроде этого. Композицией не занимались. Было какое-то ремесленное отношение.
— из курсовой работы В. Васильева , стр. 13, ВГИК, 1977
В 1930 году, когда ГТК реорганизовали в Государственный институт кинематографии (ГИК) и туда стали приглашать больших мастеров, Б. Арецкий восстановился. Студенты сбегались послушать
Эйзенштейна
и
Пудовкина
. Среди прочих, операторское мастерство и комбинированные съёмки преподавал
Нильсен
, киноаппаратуру вёл
Шеленков
, операторское искусство —
Головня
.
В 1933 году Арецкий практикантом попал на съёмки картины «
Весёлые ребята
».
В «Весёлых ребятах» много комбинированных съёмок, выполненных транспарантным методом. Осуществлял все комбинированные работы сам Нильсен. Александров и он снимали так называемым «американским светом». Мы все мечтали о ракурсах и рембрандтовском свете, а Нильсен не увлёк работой со светом, а увлёк именно комбинированными съёмками, сумел зародить в нас любовь к этой профессии. Именно с 1933 года с «Весёлыми ребятами» я связываю свой приход на «Мосфильм». С нашего курса Шимкович, Штырцкобер, Маланичев остались верны выбранной профессии оператора комбинированных съёмок. Тогда нам казалось, что мы произведём революцию в этой области.
— из курсовой работы В. Васильева , стр. 14, ВГИК, 1977 .
По окончании Высшего государственного института кинематографии в 1935 году, защитив диплом по методу транспарантной киносъёмки, Арецкий приступил к работе на « Мосфильме ». В первые годы много занимался техническими вопросами совершенствования рирпроекции , вылившиеся в написание статьи для мосфильмовского сборника 1941 года .
В годы войны работал в составе ЦОКС , где под руководством А. Л. Птушко каждодневно приходилось снимать макетные взрывы мостов, нефтяных баков и т. п. в специально приспособленном для этого цирке «Шапито».
Зрительский успех второй редакции фильма « Адмирал Нахимов » (1946) во многом заслуга Арецкого — многие отметили виртуозный пудовкинский монтаж батальных морских сцен, где врезанные в кадры горящих кораблей крупные планы матросов нагнетали напряжение:
С точки зрения операторского мастерства, оптического рисунка и светового решения снимаемых сцен Б. Арецкий показал себя в этой работе не только оператором трюка, но и художником большого вкуса, умеющим передать «настроение» задуманной режиссёром сцены. Борис Горбачёв , Игорь Фелицын «Комбинированные киносъёмки» 1950
В фильме « Падение Берлина » (1949) Арецким также была проделана огромная по сложности работа. Среди большого количества кадров с макетами и пиротехническими эффектами есть и снятый с панорамой вокруг передней узловой точки объектива — от бомбёжки моста с частотой 90 кадр/c к актёрской сцене c нормальной частотой (24 кадр/с). Переход от ускоренной съёмки к нормальной делался при панорамировании реостатом мотора с одновременной компенсацией экспозиции щелью обтюратора .
Одним из первых советских кинооператоров освоил
комбинированные съёмки
в широкоформатных и широкоэкранных фильмах.
Коллеги подмечали режиссёрскую жилку Б. Арецкого, много и активно участвовавшего в предварительной разработке сценария. Режиссёры всегда прислушивались к его мнению и часто следовали его советам.
Мне посчастливилось быть свидетельницей и участницей того, когда целые эпизоды, разработанные непосредственно Борисом Соломоновичем и подтверждённые моими эскизными решениями, принимались и одобрялись режиссёром. Так была интересно задумана и осуществлена сцена поисков Рощиным Кати в трилогии « Хождение по мукам », или решён кадр с ледоходом по « Хмурому утру ». Очень часто из задуманного одного кадра складывались целые эпизоды. Людмила Александровская , художник, из курсовой работы В. Васильева , стр. 31, ВГИК, 1977
Одна из особенностей черт его характера состояла в том, что в своей деятельности он всегда опирался на последние достижения и открытия в области комбинированных съёмок и хотя сам внёс целый ряд технических новинок, всё же оставался больше художником, нежели конструктором. Сам он говорил об этом так: « Горбачёв изобрёл инфрамаску и посвятил всю свою жизнь борьбе с недостатками плёнки. Болтянский ушёл в НИКФИ после войны. Я же стал заниматься комбинированными съёмками. Мне лично нравится и кажется эта работа намного интереснее всех остальных. По-моему, если где и остались романтики в кинематографе, так это в области комбинированных съёмок» .
Член Союза кинематографистов СССР (Москва) , на протяжении многих лет был бессменым председателем Творческого Бюро цеха комбинированных съёмок «Мосфильма».
Скончался 29 июля 1978 года . Похоронен в Москве на Головинском кладбище рядом с родителями (участок № 9).