Interested Article - Арецкий, Борис Соломонович

Бори́с Соломо́нович Аре́цкий ( 7 апреля 1907 29 июля 1978 , Москва ) — советский кинооператор комбинированных съёмок , заслуженный работник культуры РСФСР (1974), лауреат Сталинской премии первой степени (1950).

Биография

Родился 25 марта ( 7 апреля ) 1907 года . Будучи учащимся бывшей Медведниковской гимназии увлёкся кинематографом, его самыми яркими юношескими впечатлениями были « Броненосец «Потёмкин» и « Багдадский вор » . По окончании школы поступал в медицинский институт, но завалил математику, хотя и знал её отлично. Тогда поступил в Государственный техникум кинематографии на операторский факультет, называвшийся тогда техническим отделением.

Проучился я один год и ушёл. Было ужасно неинтересно. Преподавали нам как ремонтировать фотокамеры и что-то вроде этого. Композицией не занимались. Было какое-то ремесленное отношение.

из курсовой работы В. Васильева , стр. 13, ВГИК, 1977

В 1930 году, когда ГТК реорганизовали в Государственный институт кинематографии (ГИК) и туда стали приглашать больших мастеров, Б. Арецкий восстановился. Студенты сбегались послушать Эйзенштейна и Пудовкина . Среди прочих, операторское мастерство и комбинированные съёмки преподавал Нильсен , киноаппаратуру вёл Шеленков , операторское искусство — Головня .
В 1933 году Арецкий практикантом попал на съёмки картины « Весёлые ребята ».

В «Весёлых ребятах» много комбинированных съёмок, выполненных транспарантным методом. Осуществлял все комбинированные работы сам Нильсен. Александров и он снимали так называемым «американским светом». Мы все мечтали о ракурсах и рембрандтовском свете, а Нильсен не увлёк работой со светом, а увлёк именно комбинированными съёмками, сумел зародить в нас любовь к этой профессии. Именно с 1933 года с «Весёлыми ребятами» я связываю свой приход на «Мосфильм». С нашего курса Шимкович, Штырцкобер, Маланичев остались верны выбранной профессии оператора комбинированных съёмок. Тогда нам казалось, что мы произведём революцию в этой области.

из курсовой работы В. Васильева , стр. 14, ВГИК, 1977 .

По окончании Высшего государственного института кинематографии в 1935 году, защитив диплом по методу транспарантной киносъёмки, Арецкий приступил к работе на « Мосфильме ». В первые годы много занимался техническими вопросами совершенствования рирпроекции , вылившиеся в написание статьи для мосфильмовского сборника 1941 года .

В годы войны работал в составе ЦОКС , где под руководством А. Л. Птушко каждодневно приходилось снимать макетные взрывы мостов, нефтяных баков и т. п. в специально приспособленном для этого цирке «Шапито».

Зрительский успех второй редакции фильма « Адмирал Нахимов » (1946) во многом заслуга Арецкого — многие отметили виртуозный пудовкинский монтаж батальных морских сцен, где врезанные в кадры горящих кораблей крупные планы матросов нагнетали напряжение:

С точки зрения операторского мастерства, оптического рисунка и светового решения снимаемых сцен Б. Арецкий показал себя в этой работе не только оператором трюка, но и художником большого вкуса, умеющим передать «настроение» задуманной режиссёром сцены. Борис Горбачёв , Игорь Фелицын «Комбинированные киносъёмки» 1950

В фильме « Падение Берлина » (1949) Арецким также была проделана огромная по сложности работа. Среди большого количества кадров с макетами и пиротехническими эффектами есть и снятый с панорамой вокруг передней узловой точки объектива — от бомбёжки моста с частотой 90 кадр/c к актёрской сцене c нормальной частотой (24 кадр/с). Переход от ускоренной съёмки к нормальной делался при панорамировании реостатом мотора с одновременной компенсацией экспозиции щелью обтюратора .

Одним из первых советских кинооператоров освоил комбинированные съёмки в широкоформатных и широкоэкранных фильмах.
Коллеги подмечали режиссёрскую жилку Б. Арецкого, много и активно участвовавшего в предварительной разработке сценария. Режиссёры всегда прислушивались к его мнению и часто следовали его советам.

Мне посчастливилось быть свидетельницей и участницей того, когда целые эпизоды, разработанные непосредственно Борисом Соломоновичем и подтверждённые моими эскизными решениями, принимались и одобрялись режиссёром. Так была интересно задумана и осуществлена сцена поисков Рощиным Кати в трилогии « Хождение по мукам », или решён кадр с ледоходом по « Хмурому утру ». Очень часто из задуманного одного кадра складывались целые эпизоды. Людмила Александровская , художник, из курсовой работы В. Васильева , стр. 31, ВГИК, 1977

Одна из особенностей черт его характера состояла в том, что в своей деятельности он всегда опирался на последние достижения и открытия в области комбинированных съёмок и хотя сам внёс целый ряд технических новинок, всё же оставался больше художником, нежели конструктором. Сам он говорил об этом так: « Горбачёв изобрёл инфрамаску и посвятил всю свою жизнь борьбе с недостатками плёнки. Болтянский ушёл в НИКФИ после войны. Я же стал заниматься комбинированными съёмками. Мне лично нравится и кажется эта работа намного интереснее всех остальных. По-моему, если где и остались романтики в кинематографе, так это в области комбинированных съёмок» .

Член Союза кинематографистов СССР (Москва) , на протяжении многих лет был бессменым председателем Творческого Бюро цеха комбинированных съёмок «Мосфильма».

Скончался 29 июля 1978 года . Похоронен в Москве на Головинском кладбище рядом с родителями (участок № 9).

Семья

  • жена — Варвара Васильевна (в девичестве Никольская), театровед
  • дочь — Марина Борисовна (род. 1945), филолог, переводчик

Фильмография

Награды и премии

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
  2. Васильев В. Т. Творчество заслуженного работника культуры, лауреата Государственной премии СССР кинооператора комбинированных съёмок Арецкого Бориса Соломоновича : курсовая работа. — М. : ВГИК, 1977. — С. 1—45 .
  3. Арецкий Б. Устойчивость статического фона для рирпроекции // Опыт применения комбинированных съёмок на студиях художественных фильмов / М.Тихонов, Г. Болтянский. — М. : Госкиноиздат, 1941. — С. 38—45. — 46 с. — 700 экз.
  4. Горбачёв Б. К., Фелицын И. А. Комбинированные киносъёмки. — М. : Госкиноиздат, 1950. — С. 34. — 56 с.
  5. Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 147. — 271 с. — 10 000 экз.
  6. Справочник Союза кинематографистов СССР / Сост. Г. К. Мирнова. — М. : Искусство, 1971. — С. 22. — 463 с. — 5000 экз.
  7. // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик : газета. — 1944. — 14 мая ( № 26 (286) ). — С. 2 . 10 декабря 2022 года.
  8. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 марта 1974

Литература

  • Кинословарь / С. И. Юткевич. — энциклопедии, словари, справочники. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — Т. 1. — С. [101–102] (стб. 1–2). — 975 с. — 85 000 экз.
  • Птушко А. Л., Ренков Н. С. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
  • Айзенберг Г. Д. Изобразительные возможности комбинированной съёмки // Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы / М. А. Богданов... И. А. Пырьев (глав. ред.) и др. — Вып. 2: Работы над изображением. — М. : Искусство, 1961. — С. 184. — 337 с. — 5000 экз.
  • Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство, 1984. — С. 200, 234, 250–251, 256, 258, 262. — 271 с. — 10 000 экз.

Ссылки

  • (недоступная ссылка — ) . Энциклопедический проект «Личности» . Дата обращения: 17 февраля 2019.
  • . KM.RU . Дата обращения: 10 декабря 2022.
Источник —

Same as Арецкий, Борис Соломонович