Казахские султаны
- 1 year ago
- 0
- 0
Казахские свадебные обряды ( каз. үйлену салт-дәстүрлері ) являются одними из важнейших обрядов в жизни казахской общины и рода и, за исключением мусульманского акта бракосочетания «неке кию», сохранили множество древних домусульманских черт . Казахские свадебные обряды состоят из нескольких циклов: кудалык ( сватовство ), подготовка к свадьбе, свадебный той и ритуалы после свадьбы .
Отец, задумывая женить своего сына, сначала определяет, есть ли у него избранница, если её нет, сам подыскивает невесту, которая смогла бы стать женой сына. Затем отец посылал кого-либо из знакомых или родственников либо сам шёл в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли айттыру родители невесты. Если те согласны, их дочь с этого момента становилась невестой .
К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением.
Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов . Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде . Заранее договорившись о размере калыма , отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним. После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота . В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты . Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ ( каз. бас құда ), а остальные жанама́ куда ( каз. жанама құда ). По приходе в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину ( каз. ). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р ( каз. , курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами .
Традиция выплаты калыма ( каз. қалың мал ) продолжается и в современном Казахстане. В прошлом калым в основном выплачивался скотом и равнялся 21—25 лошадям. Помимо того жених при первом посещении невесты выплачивал илу ( каз. ілу ) — плату за воспитание дочери, которая составляла 30—70 лошадей. На свадьбе невесты резалось от 20 до 70 голов крупного скота ( каз. тоймал ). Жених также дарил матери невесты пару верблюдов ( каз. сүт ақы ), а отцу — чапан, седло и снаряжения для езды на лошади. Размер калыма у казахов варьировался от 7 до 47 условных единиц под названием байтал (букв. кобылица ). Так, один байтал равнялся 4 овцам, одна корова с телёнком равнялась 5 байталам .
Приданое ( каз. қыз жасауы ) было соразмерно выплаченному калыму, а иногда даже превышало его. Родители невесты обязаны собрать для своей дочери достойное приданое. В состав приданого входили необходимые для новой семьи принадлежности: посуда, постель, мебель, лошади, скот и др. В современном Казахстане в качестве приданого дарят квартиры, мебель, холодильники, телевизоры и др. бытовую технику .
В современном Казахстане (данные на 2014 год) сумма калыма варьируется в пределах 50—100 тыс. тенге у семей с низким доходом, от 1 до 3 тыс. долларов США у семей со средним доходом и от 5 тыс. долларов у зажиточных семей. Чаще всего за невесту дают не меньше 1 тыс. долларов. На сумму калыма влияют качество образования невесты, её умения и навыки, а также регион происхождения .
Вслед за завершением обряда сватовства кудалык ( каз. құдалық ) и до заключения официального брака ( каз. ), родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «проводы невесты» ( каз. ұзату той ) за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на ұзату той обычно не превышает 15—20 человек . Если невеста была «украдена» ( каз. алып қашу ), то ұзату той не проводится и стороны сразу приступают к основному тою .
После ұзату той невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе , затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа ( беташар ), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл . Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества , но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания ( каз. неке қию ; см. никах ) проводится в мечети в день основной свадьбы , когда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха . По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам .
После завершения ұзату той следует первая брачная ночь молодожёнов ( каз. ақ неке түні ), но в современном Казахстане первая брачная ночь приходится на ночь после окончания основной свадьбы. На супружескую постель стелется белое покрывало неке жаулык ( каз. неке жаулық ). В прошлом, если оказывалось, что невеста потеряла девственность до свадьбы, жених расторгал брак и забирал заранее заплаченный калым . Отец невесты должен был выплатить жениху штраф ( каз. айып ) . Иногда, чтобы сберечь калым и сохранить добрые отношения с женихом, родители невесты предлагали ему другую дочь .