Interested Article - Папа в командировке
- 2020-08-29
- 1
«Папа в командировке» ( сербохорв. Otac na službenom putu ) — художественный фильм югославского режиссёра Эмира Кустурицы , снятый по сценарию Абдулы Сидрана , с которым режиссёр в 1981 году создал свой первый полнометражный фильм « Помнишь ли ты Долли Белл? ». Действие второго полнометражного фильма Кустурицы показано посредством восприятия мальчика, чья судьба оказалась связана с событиями обострившегося в конце 1940-х годов советско-югославского противостояния и последовавших репрессий в отношении лиц, которые поддерживали политику Сталина и СССР .
Боснийские власти оказывали противодействие съёмкам фильма на столь болезненную тему. Сценарий несколько раз рассматривался на художественном совете киностудии, где звучали упрёки в недостаточной политической сознательности и непонимании политической важности процессов, происходящих в Югославии в 1940-е—1950-е годы. В итоге фильм был поставлен только в 1985 году и представлен на 38-м Каннском кинофестивале , где был удостоен главного приза — « Золотой пальмовой ветви », а также приза ФИПРЕССИ . Также картина была удостоена номинации на « Оскар » и « Золотой глобус ».
Сюжет
В фильме с иронией и злым юмором рассказывается о жизни в конце 1940-х — начале 1950-х годов в Югославии . Фильм развивается на фоне советско-югославского противостояния и репрессий в отношении тех югославских коммунистов, которые поддерживали политику Сталина и СССР . Повествование ведётся от лица Малика, впечатлительного и чуткого мальчика шести лет, подверженного приступам лунатизма , живущего в Сараево . Меши, отца Малика, почти всегда нет дома, что он объясняет своими разъездами, связанными с командировками . Мама мальчика чувствует, что муж ей изменяет, и глубоко переживает по этому поводу. Меша обещает лётчице Анкице — одной из своих любовниц — развестись с женой, но под различными предлогами не выполняет своих обещаний. В конечном итоге Анкица доносит на него властям за политический комментарий про югославскую карикатуру на Сталина, парадный портрет которого висит в рабочем кабинете Карла Маркса , сидящего за столом. За это Меша был арестован и направлен на исправительные работы, что произошло сразу же после обряда обрезания его сыновей Мирзы и Малика. Непосредственное участие в аресте принимает Зийо — брат его жены, который является сотрудником Государственной службы безопасности Югославии (UDBA) .
Продолжительное время в семье ничего не знают о дальнейшей судьбе Меши, но позже они воссоединяются в городе Зворник на реке Дрине , где он работает на электростанции, куда был переведён после тяжёлой работы на шахте. Малик становится лучшим учеником школы и влюбляется в свою сверстницу, но та скоропостижно умирает от заболевания крови. В семье Малика тоже всё неладно, любовные похождения Меши в очередной раз ставят единство семьи под угрозу. Анкица выходит замуж за Зийо, но возобновляет отношения с Мешей, потом пытается покончить самоубийством, а Зийо уходит в запой. Дед Малика в день свадьбы брата матери мальчика, когда семья должна была по-настоящему воссоединиться и забыть старые обиды, окончательно решает переселиться в дом престарелых, разочаровавшись и устав от распрей, разделяющих его семью и страну .
Создатели фильма
Актёрский состав :
Малик | |
Мики Манойлович | Меша Малькой |
Мирьяна Каранович | Сена |
Мустафа Надаревич | Зийо |
Павле Вуйсич | Музафер |
Мира Фурлан | Анкица |
Давор Дуймович | Мирза |
Съёмочная группа :
Роль | Имя |
---|---|
продюсер | Мирза Пасич |
режиссёр | Эмир Кустурица |
сценарист | Абдула Сидран |
оператор | Вилко Филач |
композитор | Зоран Симьянович |
История создания
После окончания школы Эмир Кустурица уехал из родного боснийского Сараево получать кинематографическое образование на факультете кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств в чехословацкой Праге , где жила сестра отца. Выпускниками факультета в разное время были такие известные режиссёры как Милош Форман , Иржи Менцель и Горан Паскалевич . Ещё во время учёбы в Праге он снял свои первые короткометражные ленты , а в 1978 году снял свой дипломный фильм — « Герника », завоевавший главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах . Вернувшись в Сараево, режиссёр работал на местном телевидении, где создал несколько фильмов и короткометражных работ .
В 1981 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом « Помнишь ли ты Долли Белл? », повествующий о детстве и взрослении сараевского подростка 1960-х годов. Эта картина принесла Кустурице первый крупный успех — приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на 38-м международном кинофестивале в Венеции (1981) . По словам режиссёра, съёмки фильма «Помнишь ли ты Долли Белл?» состоялись благодаря тому, что он посмотрел « Амаркорд » Федерико Феллини и познакомился с Абдулой Сидраном , по роману и сценарию которого будет поставлен фильм «Папа в командировке». К съёмкам второй полнометражной работы он смог приступить только через четыре года после его предыдущей картины .
Сценарий фильма был создан всего за неделю, в тех промежутках времени, когда Сидран был трезв. В это время режиссёр и сценарист проживали в отеле «Империал» в Дубровнике. По словам режиссёра, во время создания сценария они находились как будто в «укреплённом лагере», и их занимало только одно: «как можно скорее завершить сценарий об этом критическом периоде 1948 года». Общую идею фильма режиссёр выразил следующим образом: «Речь шла о том, как отец Меша Золь, став жертвой любовной махинации, был уничтожен политически и как судьба этого политзаключённого повлияла на становление его сына Малика» . Фильм задумывался и был снят в поэтическом стиле, а происходящее представлено на экране глазами маленького мальчика, повествуя о ключевых исторических переменах в Югославии, но при этом касался также истории невинной жертвы концлагеря « Голи-Оток », расположенного на одноимённом хорватском острове в Адриатическом море .
Картина была посвящёна послевоенным годам в Югославии, социальной и политической обстановке сложившейся в стране. Фильм развивается на фоне обострившегося в конце 1940-х годов советско-югославского противостояния после неприятия Резолюции Информбюро со стороны Коммунистической партии Югославии в 1948 году и последовавших репрессий в отношении тех югославских коммунистов, которые поддерживали политику Сталина и СССР. Несмотря на то, что Кустурица непосредственно не застал те тяжёлые времена, он много слышал о преследовании инакомыслящих со стороны тоталитарного режима . Прежде всего про эти события ему было известно от своего отца — Мурата Кустурицы, который был членом Коммунистической партии и работал в Министерстве информации Боснии и Герцеговины , куда он был переведён из Белграда за свои оппозиционные взгляды в отношении политики Иосипа Броза Тито . Позже с должности заведующего канцелярии он был понижен до помощника секретаря .
По воспоминаниям Кустурицы, его отец называл югославского лидера австро-венгерским проходимцем и диктатором. Такое отношение к Тито прежде всего было вызвано тем, что большинство друзей Мурата, его бывших боевых товарищей по партизанской войне, были репрессированы и оказались в концлагере «Голи-Оток», в связи с обвинениями в русофильстве и симпатиях к СССР:
— В этом он весь, — рассказывал отец. — Отправлял невиновных в «Голи-Оток», чтобы смыть с себя позор. Сначала он сам научил их любить Сталина и Россию, а потом сослал в концлагерь, чтобы отучить от этой любви. Он знал, что это наилучший метод перевоспитания, поскольку перенял его у самого Сталина .
Режиссёр в детстве также слушал рассказы друзей отца, которые приходили в их дом, и по словам Кустурицы, сыграли важную роль в его становлении и формировании политических взглядов . По поводу трудовой повинности за инакомыслие, что нашло отражение в судьбе отца главного героя фильма, отец Кустурицы говорил: «Хуже этих исправительных работ в новейшей истории ничего не было» . Создатели фильма в качестве одной из сюжетных основ решили использовать политическую карикатуру «Из одного русского альбома» Зуко Джумхура ( сербохорв. Zuko Džumhur ) опубликованную в издании «Книжевне новине» 14 февраля 1950 года . Она считается самой известной югославской карикатурой и после своего появления была перепечатана в около семидесяти печатных изданиях по всему миру . В связи с такой табуированной в Югославии темой, после создания сценария режиссёр на протяжении нескольких лет не мог приступить к съёмкам. Вопрос целесообразности создания фильма рассматривался несколько раз на заседаниях художественного совета «Сутьеска-фильм» ( сербохорв. Sutjeska Film ), так как в то время разрешение на съемку в обязательном порядке утверждалось этим органом. Так, на заседании совета проведённого 1 февраля 1983 года в его штаб-квартире в Ягомире, по поводу первого варианта сценария прозвучали упрёки в политической слепоте, слабом отражении всей сложности драматичной эпохи и значении антисоветских гонений в истории Югославии. Чедо Кисич, один из членов совета заявил: «Местами сценарий подпорчен провинциальностью и примитивизмом, которые следует убрать. Мне также кажется, что психологический портрет ребенка чересчур надуман. Не знаю, отражает ли этот фильм в полной мере определенную идеологическую позицию». В связи с тем, что перед этим в сценарий были внесены некоторые изменения, было решено рассмотреть его на следующем заседании, которое прошло 28 февраля 1983 года . На нём также звучали обвинения в непонимании и не верном отражении сложности эпохи, а Кисич выразил мнение, что создаётся впечатление, что это скорее фильм о сталинизме, а не об антисталинизме: «Это ощущение присутствует на протяжении всего фильма, тогда как наша страна нуждается в очень сильном антисталинистском фильме». В ответ Кустурица заявил, что фильм не имеет прямой привязки к событиям 1948 года, он связан с 1950-ми годами и посвящён политическим разногласиям, которые могли произойти в любое время, не относясь к какой-либо определённой эпохе, так как прежде всего фильм отражает психологическое состояние его героев. По поводу отражения сталинской темы режиссёр подчеркнул, что антисталинизм присутствует в сценарии, так как в нём выражен «протест против сталинизма как всеобщей человеческой несправедливости» .
В итоге худсовет принял решение предоставить время для переработки сценария с целью избавить его от «многочисленных двусмысленных размышлений, которые придают ему негативный характер», а также передать на рассмотрение «выдающихся представителей культуры нашей республики» . В связи с такой «политической блокадой» фильма, Кустурица подумывал переехать жить и работать в более либеральный Белград, или даже перебраться на Запад. В аэропорту Сараево режиссёр, при содействии своего друга, повстречался с актрисой Мирой Ступицей, которая была женой экс-председателя Президиума СФРЮ Цвиетина Миятовича . До этого они не были лично знакомы, но в сентябре 1981 года она сумела повлиять на решение своего мужа о разрешении Кустурице поехать в Венецию за получением присуждённого ему приза « Золотой лев », несмотря на службу режиссёра в армии. Они нашли общий язык, и Мира пригласила его посетить свою семью осенью в Трпани, чтобы лично рассказать её мужу о препятствиях в создании фильма. Запланированная встреча прошла в середине сентября 1983 года, на которой на вопрос экс-президента чему посвящён будущий фильм Кустурица ответил, что это фактически продолжение «Помнишь ли Долли Белл?», но с возвращением в прошлое: «история мальчика, который растёт со своей матерью и её братом, после того как отца арестовывают и отправляют в „Голи-Оток“ за историю с флиртом, в которой он не так уж и невиноват». По словам режиссёра, лента не будет прямо затрагивать тему печально известного концлагеря, но он хочет показать как эти исторические события отражаются на главном герое — мальчике Малике: «Это мелодрама, которая выводит на сцену тех, кто обычно живёт на заднем плане». Несмотря на столь высокое заступничество, режиссёр сумел снять фильм только через два года после этой встречи с Миятовичем . В фильме Кустурица впервые снял Предрага Манойловича , Мирьяну Каранович и Давора Дуймовича , которые впоследствии появились ещё в нескольких лентах режиссёра .
Приём
«Папа в командировке» вышел на экраны Югославии в начале 1985 года, после успеха у международной критики он попал и в зарубежный прокат . Фильм принёс как Кустурице, так и югославскому кинематографу первую « Золотую пальмовую ветвь » (одну из двух для режиссёра), а также приз ФИПРЕССИ на 38-м Каннском кинофестивале , проходившем с 8 по 20 мая 1985 года . Картина была удостоена номинации на « Оскар » и « Золотой глобус ». Чешский и американский режиссёр Милош Форман , возглавлявший жюри Каннского кинофестиваля, единогласно проголосовавшее за картину, назвал Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино . Однако на церемонии вручения приза Кустурица лично не присутствовал, так как, когда в кулуарах фестиваля уже было известно о его вероятной победе, он вернулся в Сараево за три дня до окончания каннского кинофорума, и премию за него из рук английского актёра Стюарта Грейнджера получил Мирза Пасич — директор студии «Форум-фильм Сараево» на базе которой снимался фильм. На вопрос почему он не присутствовал на вручении призов в Каннах Кустурица ответил, что он вернулся в Сараево, так как ему необходимо было помочь укладывать паркет в квартире его друга Младена Материна, хотя на самом деле, это видимо было вызвано политическими разногласиями с властями боснийской республики. Сам режиссёр объяснял произошедшее следующим образом:
«Папа в командировке» с успехом прошёл по всему миру. Кладка паркета в квартире моего друга Младена, в качестве объяснения моего отсутствия на вручении «Золотой пальмовой ветви», была предлогом, позволившим мне избежать комментариев по поводу моих плохих отношений с боснийскими властями. За три дня до окончания фестиваля, когда даже портье роскошного отеля в Канне знали, что победит «Папа…», я вернулся домой, и никто не попытался меня удержать .
Критика
Французский киновед Жак Лурсель назвал международное признание фильма «прорывом», а также «кульминацией» периода обновления югославского кинематографа 1970-х—1980-х годов . Тот же автор отмечал в этом фильме удивительную зрелость 31-го летнего режиссёра, который сумел запечатлеть на экране в «неизменно разнообразном, привлекательном и зрелищном повествовании» различные психологические состояния своих героев и показать яркую картину жизни югославского общества: «Семейная хроника, подведение итогов общества в определенный момент его истории, описание вечного детства — всё это есть в этом фильме, в круговороте событий, ситуаций и персонажей». Несмотря на то, что ленты Кустурицы часто представляют собой «пышные полотна», что Лурсель объясняет влиянием его образования полученного в Академии исполнительских искусств в Праге, столь характерного для представителей этой школы, однако югославского режиссёра «чудесным образом» миновала эта болезнь: «интеллектуализм и формализм, сжирающие изнутри большинство фильмов амбициозных кинематографистов его поколения во многих европейских странах». По поводу присуждения фильму в 1985 году главного приза Каннского кинофестиваля Лурсель заметил, что в кои-то веки жюри смогло сделать полезное дело, что несомненно помогло картине пробиться на экраны и завоевать заслуженное признание, на которое другим путём вряд ли можно было рассчитывать .
Российский критик и киновед Андрей Плахов в статье «Миф об Эмире» утверждает, что «миф» о режиссёре возник именно благодаря фильму «Папа в командировке», и его награждению «Золотой пальмовой ветвью», когда глава жюри фестиваля Милош Форман провозгласил молодого югославского режиссёра новой надеждой европейского кинематографа. По мнению критика, «мифологизации» Кустурицы также поспособствовали «типовые поносные статейки» опубликованные в советской прессе: «В одной из статеек утверждалось, что в Каннах награждён фильм духовно антисоветский, переполненный сексом и насилием, что, в сущности, было правдой» . Некоторые критики, как и первую полнометражную ленту Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?», восприняли в идеологическом ключе, усмотрев в ней антисоциалистические мотивы, а некоторые — сталинистские .
По мнению кинокритика Михаила Трофименкова , видимо, на выбор Формана повлиял показ балканской провинции под гнётом «вполне нелепого тоталитаризма, смягчённого пряностью и непосредственностью нравов». «Это был традиционный реализм, приподнятый на котурны „большого стиля“ и сдобренный фантазийным элементом лишь самую малость» . Киновед Алексей Дунаевский оценил победу фильма Кустурицы в Каннах как одну из самых бесспорных в истории фестиваля, и это несмотря на очень представительную программу 1985 года. Режиссёр убедительно показал в своей картине, что никакая идеология не может сопротивляться фундаментальным общечеловеческим ценностям. Кроме того, «ироничная лирическая хроника провинциальной жизни» в лучшую сторону отличалась от многих «острокритических» картин того времени стран соцлагеря .
Японский кинорежиссёр назвал работу Кустурицы в числе ста своих самых любимых фильмов . из New-York Times выделял фильм за «юмористические, подробно детализированные портреты» . Критик Time Ричард Корлисс сказал, что фильм стоит посмотреть за его непритязательность и самобытность (отсутствие гламурных звёзд, ошеломляющих пейзажей, дорогого оборудования) . В 2016 году издание The Hollywood Reporter поместило «Папу в командировке» на 26-е место среди лучших фильмов, получивших Золотую пальмовую ветвь, отметив при этом, что «юмор и почти мистическая сила семьи превосходят всё» . 28 декабря 2016 года Югославская синематека ( Југословенска кинотека ) включила работу Кустурицы в список Сто сербских художественных фильмов (1911—1999) .
Награды и номинации
- 1985 — « Золотая пальмовая ветвь » Каннского кинофестиваля
- 1985 — приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале
- 1986 — номинация на премию « Золотой глобус »
- 1986 — номинация на « Оскар » в номинации « Лучший фильм на иностранном языке »
Примечания
- (англ.) — 1998.
- Лис, Анна. // Сеанс. — 2010. — № 41—42 . — С. 154 .
- ↑ , с. 265.
- ↑ . Дата обращения: 15 января 2024.
- ↑ , с. 449—452.
- ↑ , с. 16.
- ↑ , с. 105.
- . Дата обращения: 9 июня 2007. 26 ноября 2012 года. (англ.)
- , с. 105—106.
- , с. 24.
- Божидар, Езерник. Голый остров — югославский ГУЛАГ: Монография / Пер. со словен. Ж. В. Перковская. — М. : Лингвистика, 2018. — С. 4. — 368 с. — ISBN 978-5-91922-061-9 .
- . Дата обращения: 30 апреля 2020. 20 февраля 2020 года.
- , с. 106.
- , с. 108—109.
- , с. 110.
- , с. 111—113.
- ↑ Дунаевский, Алексей. Каннский кинофестиваль. 1939—2010. — М. : Амфора, 2010. — С. 552—553. — 688 с. — ISBN 978-5-367-01340-5 .
- ↑ Maslin, Janet. (англ.) . из оригинала 23 октября 2018 . Дата обращения: 23 октября 2018 .
- , с. 104.
- (англ.) . Festival de Cannes . Дата обращения: 16 января 2024.
- Плахов, Андрей. Священные чудовища // Всего 33. — Винница: Аквилон, 1991. — С. 138. — ISBN 966-95520-9-5 .
- , с. 105, 113.
- Плахов, Андрей. . Искусство кино . Дата обращения: 15 марта 2020. 2 декабря 2019 года.
- Трофименков, Михаил. // Коммерсантъ. — 2007. — 29 июня ( № 44 ). — С. 6 .
- (англ.) . faroutmagazine.co.uk (15 июня 2023). Дата обращения: 15 января 2024.
- Richard Corliss. (англ.) // Time : magazine. — 1985-10-21. — ISSN . 27 октября 2018 года.
- Staff, T. H. R. (англ.) . The Hollywood Reporter (10 мая 2016). Дата обращения: 15 января 2024.
- . www.kinoteka.org.rs . Дата обращения: 16 января 2024.
- . IMDb . Дата обращения: 15 января 2024.
- . IMDb . Дата обращения: 15 января 2024.
Литература
- Кустурица, Эмир. Где моё место в этой истории? Автобиография / пер. с фр. Э. Болдиной. — 2-е изд. — М. : РИПОЛ классик, 2012. — 384 с. — ISBN 978-5-386-03970-7 .
- Лурселль, Жак. Папа в командировке (Otac na službenom putu) // Авторская энциклопедия фильмов. В 2-х томах. — СПб. : Rosebud Publishing, 2009. — Т. 2. — С. 265. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
- Мусский И. А. Эмир Кустурица // 100 великих режиссёров. — М. : Вече, 2008. — С. 449—452. — 480 с. — ISBN 978-5-9533-3061-9 .
Ссылки
- на сайте
- 2020-08-29
- 1