Одноэтажная Америка
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́эт , или Но́ет , или Но́ит , или Но́т ( греч. Νόητος , лат. Noetus ; конец II века — середина III века) — пресвитер церкви в Малой Азии, христианский богослов— антитринитарий . Как сообщает его современник Ипполит , Ноэт был родом из Смирны , где (или возможно в Эфесе , согласно сообщению Епифания Кипрского ), он стал видным представителем христологии теперь называемой модалистическим монархианством или патрипассианством , духовным отцом которого считается. Называл себя Моисеем и его братом Аароном .
Его последователи — ноетиане .
Христология Ноэта — такая же, как и Праксея ; находясь под сильным влиянием иудео-христианской традиции, а тем более эллинистического христианства, отождествлял Бога Отца с Богом Сыном , называя Сына только образом ( лат. modus ) и говоря, что до воплощения существовал один только Бог Отец, который после воплощения стал Сыном Божиим . Принимал четвёртое Евангелие , но рассматривал евангельские заявления о Логосе как аллегорические .
Эпигон, ученик Ноэта придя в Рим , распространил там его учение, а ученик последнего, Клеомен, основал настоящую школу (όι δασχαλείον) ноэтиан и сам стал во главе её. Клеомен считал, что Бог одновременно невидимым и видимым; как видимый Он есть Сын.
Римские епископы Зефирин (202—218) и Каликст I (218—223) покровительствовали ноэтианам и даже сами увлекались их учением. Только по смерти Каликста учение ноэтиан стало терять своё значение.
Около 230 года , на состоявшемся видимо в Пергаме поместном соборе пресвитеров Малой Азии, Ноэт был осуждён, как еретик . В качестве обвинения ему предъявили, что он якобы определял страдания Христа, как страдания Бога Отца. Согласно Ипполиту, Ноэт якобы писал и говорил следующее:
С предъявленным обвинением Ноэт не согласился, однако после опроса нескольких его учеников, его снова допросили, и после отлучили от церкви. Вскоре после отлучения умер, не получив христианского погребения.
Полемизировал с модалистами Тертуллиан , утверждая что Бог Ноэта — это «единый, меняющий шкуру Бог».
Резко против Ноэта и модалистов выступал Ипполит, ученик Иринея , хотя в своём учении о Боге он придерживается скорее взглядов Тертуллиана, а не учения Иринея. Им было написано сочинение «Против ереси некоего Ноэта», где доказывалась идея, что Сын и Дух находятся в подчинении у Бога-Отца. . Из труда Ипполита и известны практически все основные сведения о Ноэте.
Между тем « Оригинальная католическая энциклопедия » отмечает: «Правда, нетрудно предположить, что Тертуллиан и Ипполит исказили мнение своих оппонентов, но это не может быть доказано» .
В лице Савеллия , пресвитера, учение которого представляет полнейшее развитие системы монархиан-модалистов, «ересь Ноэта» была осуждена на Александрийском соборе 261 года и на Римском соборе 262 года.
Учение Ноэта было весьма вероятно направлено против гностических влияний, в частности против Валентина , который учил о двух богах: боге и демиурге. Полемика Ноэта и его последователей со сторонниками , способствовали более четкой формулировке тринитарной теологии в III веке.