Interested Article - Чернолесская культура
- 2020-12-31
- 1
Чернолесская культура ( укр. Чорноліська культура ) — археологическая культура периода, переходного от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Название получила от одноимённого городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец ( Кировоградская область ), открытого и исследованного в 1949 году.
Произошла от белогрудовской культуры . Сначала занимала лесостепи между Днестром и Днепром , создав вдоль днепровской террасы (между Смелой и Чёрным лесом) первую в истории региона цепочку укреплённых поселений (городищ) — по-видимому, для сдерживания натиска степняков. На западе граничила с племенами типологически близкой высоцкой культуры , на востоке — с кочевьями прото-скифов и киммерийцев . На заключительном этапе своего существования чернолесцы сдвинулись на восток в бассейн реки Ворскла , откуда вытеснили на север племена бондарихинской культуры .
Материальная культура
Основное занятие населения — хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
К данной культуре относится группа укрепленных городищ ( Чернолесское , Тясминское , Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных в 1949 году Алексеем Тереножкиным в Кировоградской области . Важное городище возле Суботова ( Черкасская область ) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12×1 м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены ещё одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м . Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры , земледельческие орудия (из бронзы, реже — железа), посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии . В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Чёрного моря .
Хронология развития
Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, отличаясь от них отчётливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров , подпавшим под влияние центральноевропейских и трансильванских культур. Также отмечается влияние на чернолесцев гальштата (в лице носителей гава-голиградской культуры , занимавших Прикарпатье ).
В конце IX — самом начале VIII века до н. э. жизнь на старых поселениях чернолесской культуры почти одновременно затухает, что А. И. Тереножкин связывал с натиском степняков- киммерийцев : «Чернолесские городища явились первой в истории Северного Причерноморья оборонительной линией крепостей, которые построило земледельческое население лесостепи для защиты от кочевого населения степей Причерноморья» . С. А. Скорый разделяет мнение, что степные наездники, превосходя земледельцев в военном отношении (изобретение дальнобойного ), «поставили их в зависимость и стали осуществлять контроль над территорией лесостепи» . С натиском степняков принято связывать продвижение чернолесцев на восток, в бассейн Ворсклы, то есть на территорию племён бондарихинской культуры .
В продолжение 150 лет переходного периода, когда укрепления в лесостепной полосе не строились, на территорию чернолесской культуры приходят мигранты с запада — население культурных комплексов Басарабь (из Среднего Подунавья) и Поздняя Сахарна (южная часть Среднего Поднестровья). По окончании этого периода площади поселений многократно увеличиваются (с 1—10 га — до 100 га) и, вероятно, появляются крупные племенные объединения (возможно, со жреческой формой власти ). Примером таких гигантских городищ может служит Мотронинское . С появлением первых городов в регионе начинается скифская эпоха .
Этноязыковая принадлежность
Исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и сменившей её на северо-востоке Украины юхновской культурой (приписывается днепровским балтам ) . В середине XX века, когда представлялось допустимым соотносить дописьменные культуры поздней бронзы с носителем одного определённого языка (чьи потомки дошли до исторического времени), в чернолесцах видели то фракийцев ( агафирсов Геродота ), то предков славян ( Б. А. Рыбаков , М. Гимбутас ). При этом Б. Н. Граков уже тогда оценивал такие попытки подыскать соответствия доисторическим археологическим культурам в позднейших этноязыковых группах весьма скептически .
Примечания
- ↑ Рыбаков Б. А. от 9 апреля 2014 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 15 февраля 2008. Архивировано из 2 февраля 2008 года.
- Гимбутас М. . Славяне. Сыны Перуна. / Пер. с англ. Ф. С. Капицы. М.:2008. Гл.2.
- . Дата обращения: 15 февраля 2008. Архивировано из 12 ноября 2008 года.
- А. И. Тереножкин. Археологические исследования близ Смелы в 1952 г. // КСИА, вып. 3. Киев, 1954. С. 94.
- Скорый С. А. Киммерийцы в украинской Лесостепи. Киев-Полтава, 1999. С. 74.
- Махортых С. В. Киммерийцы Северного Причерноморья. Киев, 2005. С. 300.
- Мелюкова А. И. Культуры предскифского периода в лесостепной зоне. // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989.
- Дараган М. Н. от 2 декабря 2023 на Wayback Machine . Археология и геоинформатика. Выпуск 6.
- Падин В. А. от 22 декабря 2007 на Wayback Machine
- М. И. Артамонов . Этнический состав населения Скифии. // Доклады VI научной конференции Института археологии АН УССР. Киев, 1953, стр. 176 — 186.
- . Дата обращения: 15 февраля 2008. Архивировано из 14 октября 2006 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 2 декабря 2023. 2 декабря 2023 года.
Литература
- Chernoles Culture. // Encyclopedia of Indo-European Culture . Fitzroy Dearborn, 1997.
- 2020-12-31
- 1