Казачество на Украине
- 1 year ago
- 0
- 0
Казачество в Российской империи — особое военное сословие , существовавшее в Российской империи , под которым, прежде всего, понималось казачество , появившееся на Дону, Кубани, Нижнем Поволжье и Урале.
Первое официальное упоминание в российских источниках «казаков» относится к XVI веку: в частности, в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их» . Историки, опираясь на российские источники, не пришли к единому мнению о происхождении казаков; единственное, что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то, что казачество возникло в зоне контактов различных этносов.
В 1990-х годах в России создаются общественные организации (казачьи общества) с наименованиями казачьих организаций, существовавших в Российской империи. Казачество в Российской Федерации в деятельности современных казачьих обществ использует также существовавшие в Российской империи символику, казачьи чины , наградную систему и иные традиционные атрибуты.
Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря). До 1708 года донское казачество было организованной структурой, абсолютно независимой от окружающих государств . После подавления в 1708 году Булавинского восстания Петром Первым территория донского казачества была официально включена в Российскую империю. Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Русским государством и позднее. Не последнюю роль в этом играл вопрос религии. Официально Донское казачество относилось к традиционному православию , хотя, даже на 1903 год минимум 150.000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам , а 30 000 казаков-калмыков тринадцати калмыцких станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Так например атаман Матвей Платов был представителем поповского течения старообрядчества . Впрочем, казаки частично сохранили свои привилегии в новом статусе, отстаивая их перед имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792−1794 годов.
С 1520 года на Кавказе проживали Гребенские и Терские казаки . С 1692 года упоминаются Кубанские казаки . В 1770—1777 годах на Кавказ было переселено Волжское казачье войско , а с 1777 года началось переселение на Кавказ Хопёрских казаков . В 1792 году на Кубань переселено Черноморское казачье войско , с 1860 — в составе Кубанского (ранее — Кавказское) казачьего войска.
С XVI века на территории нынешнего Донбасса на основе донских и слободских казаков формируется ряд новых казачьих обществ: Бахмутские казаки , Маяцкие казаки , Торские казаки . Во второй половине XVII века неподалёку от реки Лугани донскими казаками был основан городок Луганский — современная Станица Луганская .
С 1556 года начинается формирование Астраханского казачества , в 1750 году сформирован Астраханский казачий полк, в 1817 году образовано Астраханское казачье войско. Волжское казачье войско официально учреждено в 1734 году, в 1777 году основная часть войска отправлена на Кавказ, где была присоединена к терским казакам, а из оставшейся части был образован Волжский казачий полк, который в 1804 году был присоединён к астраханскому казачеству.
Первое официальное упоминание о пребывании казаков на реке Яик относится к 1584 году когда несколько сотен донских казаков под руководством атаманов Матвея Мещеряка и Барабоши обосновались на берегах реки Яик(Урал) по берегам которой кочевала Ногайская орда. В «Истории Пугачевского бунта» под редакцией Пушкина А. С. собраны устные предания яицких казаков об их появлении на Яике. В частности там говорится о том что казаки появились на Яике под руководством атамана Гугни и были они с Дона. Вначале они отбивали у окружавшей их Ногайской орды женщин, а в случае выступления в поход убивали прижитых ими детей от женщин, а женщин бросали, чтобы не привязываться к земле. Но атаман Гугня первым нарушил запрет и пощадил свою женщину, вследствие чего остальные казаки последовали его примеру и осели на Яике. До 19 века казачки ставили в церквях свечки в память о бабке Гугнихе. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота и набеги за добычей и «ясырем» на окружающие народы. Набеги были как успешными, так и крайне неудачными. Так например упоминаются походы двух яицких атаманов, Нечая и Шамая. Первый, набрав вольницу, отправился в Хиву, в надежде на богатую добычу. Счастие ему благоприятствовало. Совершив трудный путь, казаки достигли Хивы. Хан с войском своим находился тогда на войне. Нечай овладел городом без всякого препятствия; но зажился в нём и поздно выступил в обратный поход. Обремененные добычею, казаки были настигнуты возвратившимся ханом и на берегу Сыр-Дарьи разбиты и истреблены. Не более трех возвратилось на Яик с объявлением о погибели храброго Нечая. Несколько лет после другой атаман, по прозванию Шамай, пустился по его следам. Но он попался в плен степным калмыкам, а казаки его отправились далее, сбились с дороги, на Хиву не попали и пришли к Аральскому морю, на котором принуждены были зимовать. Их постигнул голод. Несчастные бродяги убивали и ели друг друга. Большая часть погибла. Остальные послали наконец от себя к хивинскому хану просить, чтоб он их принял и спас от голодной смерти. Хивинцы приехали за ними, забрали всех и отвели рабами в свой город. Там они и пропали, Шамай же, несколько лет после, привезен был калмыками в яицкое войско, вероятно для размена. С тех пор у казаков охота к дальним походам охладела. Они мало-помалу привыкли к жизни семейной и гражданственной. Впервые в совместный с регулярной армией поход в Хиву яицкие казаки отправились с экспедицией князя Бековича-Черкасского в 1714—1717 годах. Яицкие казаки составляли 1500 человек из четырёхтысячного отряда, отправившегося из Гурьева вдоль восточного берега Каспия к Аму-Дарье. Поход, бывший одной из авантюр Петра I, сложился крайне неудачно. Более четверти из состава отряда погибли из-за болезней, жары и жажды, остальные либо погибли в боях, либо пленены и казнены, в том числе и начальник экспедиции. К яикским берегам смогли вернуться лишь около сорока человек. После поражения астраханский генерал-губернатор Татищев решил вывести воинские гарнизоны с Яика. Но казаки смогли убедить царское правительство оставить Яик под своим контролем, взамен обещали за свой счёт обустроить границу. Началось строительство крепостей и форпостов вдоль всего Яика. С этого времени началась пограничная служба яицкого войска, время вольных набегов закончилось. Впоследствии, после подавления русскими войсками под руководством Суворова восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско , Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом . Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии. В ходе Гражданской войны 1917—1921 годов уральское казачество поддержавшее Белое движение было ликвидировано и упразднено Советской властью. Большинство уральских казаков были физически ликвидированы или оказались в числе белоэмигрантских беженцев в Иране, Маньчжурии и Китае.
Оренбургское казачье войско ведёт начало от основанного в 1574 году Уфимского укрепления . С начала XVIII века для усиления этой линии к югу от неё были построены Алексеевское и Сергиевское укрепления и в них была переведена часть Самарских городовых казаков и потомков смоленской шляхты . Яицкие казаки основали в 1725 году Сакмарский городок . В 1732 году параллельно старой линии была построена Новая Закамская линия по реке Сок , которая была заселена ландмилиционными полками , формировавшимися из однодворцев и части городовых казаков старой линии. С переходом в 1734 году в русское подданство киргиз-кайсаков Малой и Средней орды , на реке Орь были построены крепость и город Оренбург . В следующем году началась постройка укреплений с севера, со стороны Сибири. К 1739 году все земли, населённые башкирами, оказались окруженными кольцом укрепленных городков. Самарские, Алексеевские и Уфимские казаки были переведены в Оренбург , а весь край стал заселяться, наряду с городовыми служивыми казаками , малороссийскими казаками , ссыльными, в том числе, запорожскими казаками , беглыми и приглашёнными «инородцами» ( татары , кряшены , нагайбаки , калмыки , мещеряки , тептяри и т. п.) и охотниками из городовых дворян . Казаки исетской провинции образовали Исетское казачье войско , в 1803 году включённое в состав Оренбургского.
Со времён похода Ермака в 1582 году ведёт своё начало Сибирское казачье войско (Сибирь и Казахстан) и Енисейское казачье войско . С 1847 года сибирские казаки осваивали Семиречье , и в 1867 году на основе IX и X полков Сибирского казачьего войска было сформировано Семиреченское казачье войско (Казахстан и Киргизия). В 1816 году образовано Иркутское казачье войско .
Первопроходцами Дальнего Востока были казаки, которые не только раздвинули пределы Русского Царства на Востоке, но и сформировали самобытные культурные традиции. Среди них можно выделить нескольких войсковых групп — амурских , забайкальских , уссурийских , камчатских и якутских казаков .
Севрюки ( сиврюки , реже севруки , позже саяны ) — потомки северян , в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли . Проживали на территории современных Украины и России (нынешние Белгородская , Брянская , Курская , Орловская области), в бассейнах рек Десны , Ворсклы , Сейма , Сулы , Быстрой Сосны , Оскола и Северского Донца . Упоминаются в письменных источниках с конца XV до XVII века.
В XV—XVII веках севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
Как представители служилого люда ( казаки ), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени , когда они поддержали восстание Болотникова , так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской» . Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей . После завершения смуты севрюкские города Севск , Курск , Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России .
После раздела Северской земли по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Русским царством и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная часть Северской земли подвергается активной украинской экспансии, северо-восточная заселяется служилыми людьми и крепостными из Русского царства. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество . Некоторая часть переселились на Нижний Дон.
С XV века в подмосковной деревне Заборье существовало Заборьевское землячество с традициями казачества — военные поселенцы, на которых не распространялось крепостное право . В XV—XVII веках на территорию Центральной России ( Звенигород , Серпухов , Тула , Рязань и др.) властями для несения службы в качестве городовых казаков переселялись целые отряды казаков с Дона, Яика, Волги и Терека, которые пополнялись вольными людьми из местного населения, за которых поручались старослужащие казаки . В XVII веке в Москве была Казачья слобода . На территории нынешней Воронежской области в 1652—1765 гг. существовал Острогожский слободской казачий полк . Хопёрские казаки проживали на землях, сегодня относящихся к двум федеральным округам: Приволжскому и Центральному (Воронежская и Тамбовская области). В 1769—1775 гг. в составе Московского легиона существовала казачья команда .