Interested Article - Звонникова, Ливия Александровна

Ливия Александровна Звонникова ( 1 октября 1930 , Владикавказ 17 июня 2023 , Москва ) — советский и российский литературовед, киновед, педагог.

Биография

В 1948 году поступила на филологический факультет Московского государственного университета , который окончила в 1953 году. Ей довелось учиться у Л. М. Поляк , Г. Н. Поспелова , В. Д. Дувакина , Н. К. Гудзия . Ее сокурсниками и друзьями были , Л. А. Колобаева , С. Л. Соловейчик . После окончания университета работала учителем литературы в московских школах.

С 1959 по 2001 год работала во Всесоюзном государственном институте кинематографии – ученый секретарь, научный сотрудник информационно-методического отдела, преподаватель кафедры литературы. Принимала участие в издании «Краткой истории советского кино 1917—1967», вышедшей в 1969 году в издательстве « Искусство ». Долгие годы преподавала во ВГИКе русскую и советскую литературу. Наряду с Владимиром Бахмутским и Паолой Волковой оказала большое влияние на несколько поколений будущих кинематографистов , которые ей безоговорочно доверяли . Например, Александр Сокуров считает Звонникову своим наставником . По словам режиссера, благодаря ей он получил фундаментальные гуманитарные знания .

Художник-мультипликатор Александр Петров рассказывал о Звонниковой :

Именно с нее началось мое знание Платонова — я благодарен ей за то, как нам, студентам художественного факультета, она преподнесла его творчество, как она вообще рассказывала о русской литературе. Александр Сокуров пользовался ее советами, когда делал фильм по Платонову « Одинокий голос человека ». (…) Именно это киновоплощение платоновского слова впервые меня заставило думать о своем кино.

Сценарист Юрий Арабов вспоминал о том, как Звонникова познакомила его с Сокуровым :

Саша искал сценариста, чтобы экранизировать рассказ Андрея Платонова « Река Потудань » в качестве диплома. Ливии Александровне, наблюдающей нас в разных группах, интуиция шепнула, что мы сможем работать вместе. Она нас познакомила: Саша меня попросил — я написал. А потом вместо 20-минутного фильма он снял двухчасовую ленту.

Александр Сокуров писал :

…я бесконечно благодарен замечательному педагогу Ливии Александровне Звонниковой за то, что она свела нас друг с другом. (…) С тех самых пор я накрепко связан с человеком, с которым мы сделали почти все мои игровые фильмы. Какими бы разными мы ни были.

В 1982 году Звонникова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему « Экранизация прозы А. П. Чехова ».

Член Союза кинематографистов. Автор книг «Кинематографический потенциал в творчестве Чехова», «Заколдованный круг. Проза А. П. Чехова 1880—1904», а также ряда статей о творчестве Пушкина и Чехова.

Библиография

  • Искусство экрана : Сборник науч. работ студентов сценарно-киноведческого фак. / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. отд. — Москва : [б. и.], 1968. — 174 с. На обороте тит. л. сост.: Л. Звонникова.
  • Кинематограф сегодня. Сб. статей. Второй выпуск. Под общей ред. В. Н. Ждана. Сост. и ред. Л. А. Звонникова. М., Искусство, 1971.
  • Советские фильмы о завоевании космоса: (Циолковский и кино): [Сб. статей. Учеб. пособие] / Сост. Л. Звонникова. — М.: Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Кафедра киноведения, 1971. — 133 с.
  • «А зори здесь тихие…» в театре и кино // Кино и литература. Вып. 10: Сб. науч. трудов ВГИК. — М., 1974. — с. 3—18.
  • Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» на телеэкране // Кино и литература. Вып. 16: Сб. науч. трудов ВГИК. — М., 1977. — с. 47—69.
  • Экранизация прозы А. П. Чехова: Учеб. пособие / Госкино СССР. Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Каф. лит. — М.: ВГИК, 1980. — 40 с.
  • Экранизация прозы А. П. Чехова [1960 — 1980]. [17. 0. 03 — киноискусство и телевидение. 10. 01. 01 — русская литература] : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / профессор Юренев Р. Н. ; Госкино СССР. ВГИК. Кафедра киноведения. На правах рукописи. — М. : [б. и.], 1982. — 305 с.
  • Скверная болезнь. К нравственно-философской проблематике «Дуэли» // Вопросы литературы. — 1985. — № 3. — С. 160—182.
  • Кинематографический потенциал в творчестве А. П. Чехова : учеб. пособие / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. лит. — М. : ВГИК, 1989. — 69 с.
  • «Москва — Петушки» и прочие: Попытка интерпретации // Знамя. — 1996. — № 8. — С. 214—220.
  • Заколдованный круг. Проза А. П. Чехова 1880—1904. М., ВГИК, 1998. — 120 с.
  • Не дай мне Бог сойти с ума… О «Пиковой даме» Пушкина // Вопросы литературы. — 1999. — № 2. — С. 110—124.
  • А. С. Пушкин. «Борис Годунов». О психологическом аспекте трагедии // Континент. — 2004. — № 122. — С. 375—389.
  • Бой Лермонтова с «камчаткой», или Урок литературы пятьдесят третьего года // Первое сентября. — 2004. — № 67.
  • «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина // Литература в школе. — 2005. — № 8. — С. 19—23.
  • Петербургский Иов. О поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» // Октябрь. — 2012. — № 6. — С. 170—174. — ISSN 0132-0637.
  • Изнанка шинели. О чем же на самом деле повесть Гоголя? // Фома. — 2017. — № 2. — С. 64—73.

Примечания

  1. от 3 августа 2019 на Wayback Machine // «Киноведческие записки», 2004, № 69.
  2. Тюрин Ю. Феномен Юрия Арабова. — М., 2015.
  3. от 4 августа 2019 на Wayback Machine // Познер Online, 28.07.2019.
  4. . Дата обращения: 3 августа 2019. 3 августа 2019 года.
  5. от 28 июля 2019 на Wayback Machine // «Российская газета», 11.06.2014.
  6. от 28 июля 2019 на Wayback Machine // Радио «Орфей»
  7. от 28 июля 2019 на Wayback Machine // Журнал «Сеанс»
Источник —

Same as Звонникова, Ливия Александровна